Нормативно-правовой акт как источник права, виды
ЗАЧЕТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ.
Определение права, элементы структуры права.
Право – совокупность юридических норм(правил поведения), носящих общеобязательный характер, устанавливаемых и обеспечиваемых принудительной силой государства и направленных на регулирование процессов в обществе, в том числе поведении людей .
Элементы структуры права:
· Правовые нормы (нормы права)– установленное государством общее правило поведение, регулирующее общественные отношения
· Правовые институты – регулируют определенный вид общественных отношений (институт трудового договора, дарения, купли-продажи)
· Отрасли права – совокупность правовых норм и институтов, регулирующий определенную сферу общественных отношений
2. Структура правовой нормы: элементы, их характеристика.
Гипотеза – круг лиц, которые попадают под норму или на обстоятельства, при которых данная норма реализуется
Диспозиция – предписывающее должное поведение, права и обязанности участников общественных отношений (выражается в действии или бездействии)
Санкции – определенные меры государственного принуждения в отношении нарушителей права.
3. Источники права: виды, особенности.
Источник права – способ, с помощью которого закрепляются нормы права.
· Правовой обычай – представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
· Судебный прецедент – решение суда, которое стало образом для последующих решений по аналогичным делам.
· Нормативный акт – официальный документ, изданный органами государственной власти, содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.
Нормативно-правовой акт как источник права, виды.
Нормативно-правовой акт — официальный документ, издаваемый органами власти в установленном законом порядке.
Виды | |
Законы Это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме. | Подзаконные акты Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов. |
· Конституция РФ (12.12.1993) · Федеральные конституционные законы (ФКЗ) · Федеральные законы (ФЗ РФ) · Региональные законы РЗ. | · Указы президентов, · Постановления правительства РФ и региональных субъектов, · Местными нормативные акты · Локальные нормативные акты в рамках юридического лица · Специально уполномоченными на то органами (государственный комитет РФ по охране окружающей среды; министерство труда и социального развития РФ; министерство здравоохранения РФ). |
5. Правонарушение: понятие, виды, характеристика.
Правонарушение – виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.
Виды правонарушений
· Преступление – правонарушения, несущие высокую социальную опасность.
· Проступок- правонарушения, характеризующееся меньшей степенью социальной опасности.
К проступкам относятся:
· Дисциплинарные правонарушения- посягательства на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и иных организаций. Они представляют собой нарушение правил внутреннего трудового распорядка (прогул, опоздание на работу), устава воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего) и т.п
· Административные правонарушения- посягательства на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права.
· Гражданско-правовые нарушения - это посягательства на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права. Примерами могут служить поставка недоброкачественной продукции по договору поставки, распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица.
6. Юридическая ответственность: понятие, виды, характеристика.
Юридическая ответственность - это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.
Она выражается в необходимости для правонарушителя претерпевать неблагоприятные для него лишения или ограничения личного или имущественного характера (лишение свободы, арест, штраф, конфискация имущества и др.).
Однако не всякая мера государственного воздействия является юридической ответственностью. Так, лица, совершившие преступление, но признанные невменяемыми, подвергаются принудительному лечению (это мера государственного принуждения, но не юридическая ответственность, поскольку отсутствует деликтоспособность субъекта правонарушения).
Основные виды юридической ответственности.
1) Конституционно-правовая ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.), предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов.
2) Дисциплинарная ответственность применяется занарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины.
3) Административная ответственность применяется за административный проступок. В гл. 3 «Административное наказание» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) заявлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
4) Уголовной ответственность привлекаются лица, обвиняемые в преступлениях.Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие.
5) Налоговая ответственностьприменяется в качестве меры воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов.
7. Признаки государства: понятие, характеристика.
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
Признаки государства:
1) Территория – пространство, где государственная власть распространяется на всех, кто находится в пределах государственных границ
2) Государственный суверенитет – независимость государства во внешней и внутренней политической сфере
3) Публичная власть представлена аппаратом управления и подавления
4) Правила поведения, являющиеся общеобязательными для всех лиц на территории государства
5) Наличие государственного языка и государственной символики (неотъемлемая часть любого государства)
6) Налоги и сборы - финансовая основа государства
7) Гражданство - означает, что территория государства находится под защитой данного государства
8. Функции государства: понятие, характеристика.
Функции государства - это основополагающие направления деятельности государства, отражающие его социальное предназначение.
Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.
1) Внутренние – внутри государства, направленная деятельность государства внутри страны.
§ Экономическая – формирование, исполнение государственного бюджета, контроль над его исполнением, учет налогов и сборов, выпуск денежных знаков и поддержание порядка в финансовой и экономической сфере
§ Социальная – направлена на выделение денежных средств категориям граждан, нуждающихся в государственной поддержке, выделение средств на медицинское обслуживание, сферу образования
§ Правоохранительная - состоит из охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение и поддержание правопорядка а государстве
§ Культурно просветительная деятельность – деятельность государства в плане развития искусства и образования
§ Экологическая – выполнение требований по охране окружающей среды, определение режима природопользования, принятие мер государственного воздействия к нарушителям
2) Внешние – деятельность за пределами государства – охрана государственных границ, оборона страны, защита от нападения внешнего врага, сотрудничество с другими государствами в различных сферах.
9. Форма правления: понятие, виды.
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству; | Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок |
Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от волеизъявления населения. | Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей. |
Монархия может быть: § абсолютная (всевластие главы государства); § конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией). | Республика может быть: § парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); § президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом) |
10. Форма государственного устройства: понятие, виды.
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на:
§ Унитарные
§ Федеративные
§ Конфедерации
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
§ существование одноуровневой системы законодательства;
§ подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
§ существование только одного гражданства;
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:
Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.
Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.
В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает такими признаками:
§ союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
§ наличие двухуровневой системы государственных органов;
§ двухканальная система налогообложения.
Федерации можно классифицировать:
1) по принципу формирования субъектов:
§ административно-территориальные;
§ национально-государственные;
§ смешанные.
2) по юридической основе:
§ договорные;
§ конституционные;
3) по равенству статусов:
§ симметричные;
§ ассиметричные.
Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций:
§ межгосударственные союзы;
§ содружества;
§ сообщества государств.
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
11. Правовое государство: понятие, характеристика, основные признаки.
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
Признаки правового государства:
§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
§ равенство всех перед законом;
§ разделение властей на три ветви;
§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;
§ взаимная ответственность личности и государства;
§ политический и идеологический плюрализм;
§ стабильность законности и правопорядка в обществе.
12. Форма политического режима: понятие, виды, характеристика.
Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализацииполитической власти.
Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории.
Формы и виды политических режимов.
Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов:тоталитарный, авторитарный идемократический.
Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.
Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).
В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.
Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать.
В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.
Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.
Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.
В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.
Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.
Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.
Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
13. Конституция Российской Федерации – главный источник права в России.
Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.
Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.
Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула, т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции.
Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ.
Глава 1. Основы конституционного строя
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Глава 3. Федеративное устройство
Глава 4. Президент Российской Федерации
Глава 5. Федеральное Собрание
Глава 6. Правительство Российской Федерации
Глава 7. Судебная власть
Глава 8. Местное самоуправление
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.