Переход Европы от античности к феодализму. Возникновение раннефеодальных государств в западной части Европы.
Смена форм государственности.
Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации.
В Европе с XVIII в. в отношении почти тысячелетнего этапа всемирной истории употребляется понятие «средниевека», то есть века между древностью и новым временем. Время раннего средневековья (V–X вв.) называют «темными веками», во всяком случае, применительно к Европе. Это была длительная полоса формирования феодальных отношений, зарождения и развития феодализма, генезисфеодализма.
Франция стала страной классического феодализма. На основе феодального землевладения возникла сложная иерархическая лестница, или феодальная пирамида, во главе которой стоял король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве. Ему подчинялись крупные светские и духовные феодалы – герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей. Они считали короля лишь первым среди равных (пэров – от лат. равные) и были полными хозяевами на своих территориях. Крупным феодалам подчинялись средние – бароны и виконты, а последним подчинялись рыцари, включая так называемых однощитных. Феодалы в соответствии с местом в иерархии являлись вассалами своего сеньора: шли вместе с ним на войну, выкупали его из плена, выполняли различные судебно-административные функции и т. д.
Сеньоры или бароны владели 20-30 деревнями. Каждый из них был господином в своем владении, жил в замке (крепости) вместе с домочадцами и воинами.
Основная масса французских крестьян в VIII–IX вв. была закрепощена. Крестьяне (сервы) вели свое хозяйство на земле феодала, фактически являлись арендаторами этой земли. Поэтому они обязаны были работать на собственно господских землях при помощи своего рабочего скота и своих сельскохозяйственных орудий. Без разрешения хозяина крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать кому-либо свое имущество. Эти обязательства составляли суть крепостного права. Сеньоры обременяли крестьян различными повинностями и монопольными правами, например, крестьяне были обязаны молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом. Это была система баналитетов. Но господин не мог разлучить крестьянина с семьей, продав его. Лично свободные крестьяне – вилланы – составляли все уменьшавшуюся часть крестьянства.
В Германии процесс феодализации происходил медленнее. Государственная централизация, как правило, совпадала с моментами большой внешнеполитической активности. В первой трети X в. все германские герцогства составили одно королевство, которое стало называться Тевтонским по имени одного из германских племен. Немецкие короли стремились занять земли полабских славян (бодричей и лютичей). Оттон I захватил Северную и частично Среднюю Италию, в 962 г. короновался в Риме императором. Однако завоевания германских правителей были непрочными, требовали постоянных новых затрат, ослабляли государственность.
Многие деревни, особенно удобно расположенные в географическом отношении, постепенно разрастались и превращались в города. Для защиты от нападений жители насыпали вал и воздвигали башни. Такие защищенные места стали называться города, а жители – горожанами. Горожане были крепостными того господина, который изначально владел деревней. Свободны были только рыцари. Но со временем среди горожан появились купцы и ремесленники. Они зарабатывали деньги и покупали у своего господина право на самоуправление.
Варварские королевства. Государство франков.
В политическом плане вторая половина первого тысячелетия нашей эры стала временем интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохранились в современной политической карте мира[9].
Важную роль в этот период играли германцы. Они жили на территории, которую занимает современная Германия. Римляне их считали варварами. Германцы умели возделывать землю и разводить скот. Но не умели ни читать, ни рисовать, ни строить городов. Жили они в селениях, в деревянных постройках. Германцы с вожделением смотрели на Рим, стремились поживиться за счет его богатств.
После падения Римской империи вестготский король поселился со своим народом в южной Галлии и северной Испании. Эта страна стала называться королевством вестготов. Таким образом, первое варварское государство вестготов образовалось в юго-западной Франции и в Испании, между рекой Гаронной и горными массивом Пиренеями. В 419 г. это государство было признано Византией.
Вытесненные готами вандалы сначала прошли всю Галлию, потом всю Испанию. Сначала они поселились в Андалусии, которая получила от них свое название. Потом переправились в Северную Африку, где основали свое государство и занимались грабежом и пиратством в Средиземном море. Вандалы были народом диким. Они уничтожали памятники, убивали священников и вошли в историю в термине «вандализм». Их королевство существовало недолго. Император Восточной Римской империи Юстиниан отнял у них Африку в 534 г.
Римские императоры были вынуждены отозвать из Галлии солдат на защиту основных территорий. Никто уже не охранял переход через Рейн. Этим воспользовались два германских народа, которые вторглись в Галлию. Бургунды поселились в долине Соммы и на Юре, они заняли долину реки Роны. Эта страна стала герцогством Бургундским. Бургунды были высокого роста и уже исповедовали христианство.
Франки жили небольшими общинами на территории современной Бельгии. Римские императоры приняли их на свою службу. Хлодвиг, глава одной из общин, сделался королем франков, завоевал всю Галлию, которая стала называться королевством франков.
Англия по имени местного племени называлась Британией и принадлежала римским императорам. Римская империя и здесь сокращалась как «шагреневая кожа». Императоры Рима отозвали свои войска. Местное население для защиты против шотландских горцев призвало германцев. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 г. переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств. Пришельцы почти полностью истребили местных жителей, которые их призвали. В VI веке в стране было четыре королевства: саксонское – на юге и три английских – на севере. Страна стала называться Англией.
Остготы поселились в Италии в 480 г. и основали королевство остготов. Их король Теодорих (480-526) был другом римлян и управлял Италией по примеру древних императоров.
На Балканском полуострове в 395 г. Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.
В 508 г. германское племя лонгобардов перешло Альпы и поселились в долине реки По. Возникло королевство лонгобардов. Эта провинция с тех пор носит название Ломбардия.
На протяжении двухсот лет в Западной Европе произошли большие перемены. На смену Римской империи пришло несколько варварских королевств. Германцы, пришедшие с севера, стали утрачивать свой варварский характер. У римлян цивилизация потеряла ряд своих былых достоинств. Римляне уже не сооружали грандиозных дорог и памятников. Часть земель перестала обрабатываться и покрылась лесом.
Германцы были язычниками и были весьма привязаны к своей религии. С вступлением в пределы Римской империи они обратились в христианство. Христианами стали готы, вандалы, бургунды и лангобарды. В 496 г. Людовик крестил франков. В варварских королевствах стали повсеместно признавать римского епископа, называемого папой. В конце VI в. миссионеры обратили в христианство англосаксов.
Меровинги и Каролинги.
Первой королевской династией во Франкском королевстве (конец V века – 751 г.) стали Меровинги. Название династия получила по имени полулегендарного основателя рода – Меровея. Наиболее выдающимся представителем был Хлодвиг I .
Меровингов сменили Каролинги. Первым королем был Пипин Короткий, но свое название династия получила по имени Карла Великого, старшего сына Пипина Короткого. Карл Великий (742-814 гг.) стал франкским королем в 768 г., в 24 года. Он подчинил себе многие народы Западной Европы (саксов, баваров, лангобардов и др.) на территории от Атлантического океана до Карпат, от Ламанша до Средиземного моря и Балканского полуострова. На этих территориях расположены современные Франция (кроме Бретани), Бельгия, Голландия, Швейцария, западная часть Германии, большая часть Италии, Корсика, Балеарские острова, северо-восточная часть Испании. Карл Великий разгромил аваров, воевал с датскими норманнами, с арабами, западными славянами, размежевал территории с Византией.
Франкский правитель владел латинским языком. Был знаком с греческим языком, с церковной и светской литературой. Знал труды по математике, астрономии и теологии. Следил за достижениями в материальной и духовной культуре Византии, Багдадского халифата. Сохранял римское культурное наследие. Он создал ученый кружок при дворе, названный академией, куда приглашались многие образованные люди. Карл Великий был набожным, считал своим долгом защищать святую церковь от язычников, покровительствовал папству, осуждал византийское иконоборчество. В Рождество 800 г.Папа Лев III возложил на Карла корону Римской империи.
Карл Великий стремился укрепить политическое, экономическое и духовное единство своего обширного государства. При нем в хорошем состоянии поддерживались дороги, обеспечивалась безопасность передвижения по ним. Государство покровительствовало сельскому хозяйству, ремеслу, торговле, городам, внутренней и международной торговле. От императора исходила инициатива составления законов. В их подготовке участвовал широкий круг лиц. Представители императора контролировали деятельность местных властей, порядок несения воинской службы, выполнение общественных работ, поднесение ежегодных даров императору и т.д. Забота о науках и искусствах, о создании и расширении школьного образования, о процветании богословия и изготовлении книг позволяют историкам говорить о «каролингском возрождении»[10].
9 жен и наложниц обеспечили Карла Великого преемниками, но уже при его внуках созданная им империя распалась. В Европе повсеместно начался период феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность - период ослабления центральной власти в феодальных государствах. Феодальная раздробленность наступала по причине усиления позиций крупных феодалов. Феодальная аристократия – князья, герцоги, графы – не хотели быть «при короле». Поэтому в феодальных обществах шла постоянная борьба между централизацией, стремлением центра усилить свой контроль, и децентрализацией, стремлением амбициозных феодалов самим побыть «королями», хотя бы в своей округе. В разных странах борьба двух тенденций была разной по продолжительности, но заняла не одно столетие.
Формирование государств в Восточной и Центральной Европе.
После крушения Римской империи на протяжении почти тысячелетия на территории Европы правила жизни людей определялись мечом и крестом. В Европе становилось все теснее. В ее восточной части, в местах расселения многочисленных славянских племен происходили сложные политические и социально–экономические процессы.
В 830 г. появилось Моравское государство (на территории современной Чехии). Оно подверглось мощному нажиму со стороны германцев с запада и кочевников угров с востока. Угры (венгры, мадьяры) пришли в Венгерскую долину еще в начале IX в., а в 896 г. создали Венгерское государство[11].
Часть Моравской державы сохранила свою независимость. В XI в. чешский князь принял титул короля. В 960 г. славянские племена, проживавшие по рекам Висле и Одеру, образовали большое Польское государство. В VII–IX вв. приобрело значительную мощь Болгарское государство.
В 829 г. потребности обороны обусловили объединение англо-саксонских королевств – Нортумбрии, Мерсии и Уэссекса – в единое государство, которое с этого времени стало называться Англией. IX век прошел в борьбе англосаксов против датского влияния. Одновременно шел процесс феодализации. На землях военно-служилого сословия (тэны) и крупных землевладельцев (эрлы) становилось все больше зависимых работников. Сокмены считались лично свободными, но в судебном отношении зависели от землевладельцев. Гениты, владея землей, платили своему лорду оброк и несли небольшую барщину. Гебуры сидели на господской земле и были обязаны барщиной 2-3 дня в неделю в течение года. Коссетли (коттеры) за пользование небольшим участком несли постоянную барщину и другие тяжелые повинности. Единое государство, возникшее у англосаксов, стояло на страже интересов землевладельцев.
Время викингов.
Британские острова были не единственным объектом экспансии викингов - воинственных предков датчан, шведов и норвежцев. По рекам Эльбе, Везеру и Рейну они проникали вглубь Германии. Со стороны Ла-Манша, Бискайского залива и Средиземного моря нападали на Францию. В 885-886 гг. норманны в течение 10 месяцев осаждали Париж, но не смогли его захватить. В начале X в. в устье Сены норманны основали герцогство Нормандия. Впоследствии они быстро утратили свой язык, восприняли местные диалекты и слились с французским населением.
Но в 1066 г. герцог нормандский Вильгельм завоевал Англию, которая вместе с Нормандией была одним из важнейших государств в Европе.
Выходцы из Нормандии в XI в. прошли через Гибралтар в Средиземное море и, завоевав Южную Италию и Сицилию, основали там ряд графств и герцогств (Апулия, Калабрия, Сицилия и др.).
Активные внешнеполитические акции требовали объединения сил самих викингов. Уже в VIII в. король (конунг) Гаральд Боевой Зуб объединил всю Данию и часть юга Скандинавии. Во второй половине X в. датское королевство вело войны с племенами пруссов и поморских славян. В Дании стало распространяться христианство. При короле Кануте (1017–1035 гг.) власть Дании распространилась на Англию и Норвегию.
Объединение Норвегии произошло при Гаральде Прекрасноволосом около 872 г. Во второй половине X в. развернулась христианизация. После распада державы Канута Норвегия стала полностью самостоятельной. Раумы, рюги, хорды, тренды, халейги и другие мелкие племена консолидировались, стали норвежцами.
Геты (еты) и свеи в начале XI в. под руководством конунга Олафа Шетконунга создали раннефеодальное шведское государство, одновременно приняв христианство.
Норманны были не только завоевателями, но и прекрасными мореходами. В VIII–IX вв. были колонизованы Фарерские острова и Исландия. В 874 г. возник Рейкьявик, нынешняя столица Исландии. В 1000 г. общеисландское народное собрание – альтинг – приняло решение о введении христианства. Около 982 г. исландец Эрик Рыжий открыл Гренландию, а около 1000 г. его сын Лайф оказался у берегов Северной Америки. Все большее место во взаимоотношениях «северных людей» с другими народами занимала торговля: вывозились изделия из дерева, кожи, металла, в частности оружие. Викинги казались в эту эпоху вездесущими.
Византия – мост между эпохами и цивилизациями.
На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемещения значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.
На территории Римской империи сформировались не только западная средневековая христианская цивилизации, но и византийская цивилизация. Восточные римские провинции - Балканский полуостров, Малая Азия, Ближний и Средний Восток, Египет побывали в самых разных руках. В V-VII вв. начинается расселение славян из Центральной Европы на юг и восток. Объединение восточнославянских племенных союзов со временем привело к возникновению восточной (русской) средневековой цивилизации. К началу VII в. булгары преодолевают огромное расстояние из степей Евразии на Балканский полуостров, где смешиваются со славянами, отвоевывают часть земель у Византии и основывают Болгарское царство. В бассейне Балтийского (Варяжского) моря в VIII-XI вв. господствуют викинги. В Китае и Индии продолжается бесконечная борьба за власть, которая прерывается внешними вторжениями.
Византий, древний город на европейском берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, был основан греками в 660 г. до н. э. В 330 г. н. э. стал именоваться Константинополем по имени выдающегося императора Восточной Римской империи, сделавшего христианство официальной государственной религией на подвластных территориях. В 395 г. Константинополь стал столицей фактически сформировавшегося государства, а после падения Рима в 476 г. и до собственного падения под ударами турок в 1453 г. являлся центром Византии. Византию часто называли Романия, а ее жителей – ромеями (римлянами). Тем самым обозначалась преемственность между погибшей Римской империей и новым государством. В этническом отношении жители Византии были по преимуществу греками, но в разное время в границах Византии находились многие народы. Русские называли Константинополь Царьградом. Турки, переименовав его в Стамбул, на период с 1453 по 1923 г. сделали бывший Константинополь своей столицей.
Константин I Великий (родился в 285 – умер в 337 г.) Миланским эдиктом от 313 г. провозгласил свободу вероисповедания, что означало прекращение преследований в отношении христиан. Церкви было возвращено все ее имущество. В 325 г. Константин Великий созвал Первый Вселенский Никейский собор, который осудил ересь ариан и принял Символ Веры. Так христианство стало государственной религией.
Византийская цивилизация прошла сложный и противоречивый исторический путь. В IV-VII вв. происходил постепенный переход от античности к средневековью. При императоре Юстиниане I (527-565 гг.) была ненадолго фактически восстановлена Римская империя. Византия в это время включала в себя Балканский и Малоазийский полуострова, часть Месопотамии, Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму и Лазику на Кавказе. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф – в европейской части. В общей сложности территория составляла около 750 тыс. кв. км. Численность населения, по подсчетам историков, достигала 30-35 млн. человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки, составлявшие большинство жителей Византии. Латинский язык долгое время оставался государственным. В VII в. его сменил греческий язык. В первый период собственно византийской истории христианство повсеместно вытеснило языческую культуру. В 532-537 гг. Анфимий из Трал и Исидор из Милета построили в Константинополе храм Святой Софии, ставший символом политического и идейного единства византийской империи.
В VII в. начинается затяжной кризис византийского общества. Особенностью социально-экономического развития страны в VII-XII вв. был своеобразный синтез различных форм жизни. При наличии крупного землевладения развитой вассально-ленной системы наподобие существовавшей в Западной Европе в Византии не сложилось. Значительную группу зависимых крестьян составляли так называемые «убогие», сидевшие на земле владельца и платившие определенную долю. Сначала они называли комитурами, позже – париками. Значительная часть крестьян в Византии была свободной и жила общинами. Центром социально-экономической и политической жизни были города, но торгово-ремесленные круги находились в сильной зависимости от заказов государства, от милостей императорского двора. Положение городских слоев в Византии существенно отличалось от положения городского сословия в Западной Европе. В VII-XII вв. вокруг трона шла непрерывная борьба, которая ослабляла империю.
В 1204 г. Константинополь был разгромлен рыцарями во время четвертого крестового похода. Воины христовы тяготам дальнего похода против сарацин предпочли грабёж богатого христианского города. Следует учесть, что руками рыцарей венецианские купцы, который направляли этот крестовый поход, устранили своего торгового конкурента.
Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В сложную по составу государственную систему наряду с непосредственными владениями императоров вошли Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др. Вместе с конфедерацией рыцарских княжеств образовались Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя. Император Михаил VIII в 1261 г. в последний раз объединил византийские земли вокруг Константинополя. Последний период истории Византии был тяжелым. Ресурсы страны истощали гражданские войны, засилье итальянских купцов, войны против Болгарии, Сербии и Турции. 29 мая 1453 г. во время штурма Константинополя турками-османами погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. В 1461 г. турки завоевали Трапезунд. Тысячелетняя история византийской цивилизации завершилась.
Природа, характер и особенности византийского общества давно служат предметом споров, в которых высказываются как завышенные, так и уничижительные оценки. Между тем само по себе существование византологии, или византоведения, как особой отрасли научного, исторического знания свидетельствует о многом[12]. Не будет преувеличением утверждать, что Византия послужила в качестве своеобразного полигона проверки цивилизационных инноваций, внесла крупный вклад в мировую культуру. Византия стала своеобразным «мостом» между Римской империей и средневековой цивилизацией, между Востоком и Западом, между Римской империей и русской цивилизацией.
Вопросы для повторения и размышления к главе 2.
1. Какие факторы играли решающую роль при возникновении государств в различных регионах?
2. Какой вклад внесли древние цивилизации в мировое развитие?
3. Каким образом мировые религии влияли на жизнь различных народов, развитие государств, цивилизаций?
4. Переход Европы к феодализму – шаг вперед или два шага назад?
Литература к главе 2
n Алексеев В.П., Першиц А.К. История первобытного общества. Изд. 6-е. М.: АСТ, Астрель, 2004.
n Бадж Э.А.У. Древний Египет: духи, идолы, боги.- М.: Центрополиграф, 2009.
n Бродель Ф. Грамматика цивилизаций.- М.: Весь мир, 2008.
n Вейс Г. Древний Рим. Возвышение и упадок империи.- М.: Эксмо, 2005.
n Дельбрюк Г. Всеобщая история военного искусства в рамках политической истории: (войны античного мира. Римские завоевания. Средневековые междоусобицы. Европейские конфликты. Войны Нового мира).- М.: Эксмо, 2008.
n История древнего мира: энциклопедия /Научно-ред. Совет: А. О. Чубарьян и др.- М.: Олма-Пресс Образование, 2004.
n История Древней Греции. Учебное пособие. Под ред. В.И.Кузищина. 2-е изд. М.: Академия, 2009.
n Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси.- СПб.: Евразия, 2005.
n Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. 2-е изд. М., 2006.
n Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса: история Востока.- М.: Территория будущего, 2008.
n Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: курс лекций.- М.: Гнозис, 2009.