Основные формы и методы правового регулирования государственного управления

Правовое регулирование (ПР) государственного управления: предмет и метод, формы и структура

ПР государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.

Способы правового регулирования:

 позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия;

 запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

 дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

Формы ПР (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему ПР государственного управления:

1. Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

2. Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных дел.

3. Указы и распоряжения Президента.

Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты компетентных органов:

 общие федеральные (постановление Правительства);

 общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации);

 ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.);

 местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);

 локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции).

Структура ПР должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

 законодательное регулирование;

 нормативное определение ряда элементов государственного управления посредством органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления;

 внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции;

 самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где можно непосредственно выразить волю населения;

 правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в государственном управлении.

Формы правового регулирования отношений государственного управления - правовые формы, используемые для определения юридического состояния и регламентации институтов, процессов и отношений государственного управления с целью придания им должной структурной организованности и официально выраженной фиксации. Они должны соответствовать содержательной сущности и функциональному предназначению его элементов с точки зрения их целесообразного закрепления и обеспечения эффективной реализуемости.

Важнейшими формами средств, входящих в механизм правового регулирования государственного управления, являются правовые акты. Они представляют собой правовые формы официальных документов, порождающих определенные юридические последствия, создающих юридическое состояние и направленных на регулирование определенных общественных отношений. Их подразделяют на нормативные, т.е. содержащие нормы права, регулирующие определенные сферы общественных отношений, и ненормативные (индивидуальные), порождающие права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.Отсюда они имеют двоякую природу правового регулирования. Во-первых, составляют общие правила поведения людей, а, во-вторых, - образуют индивидуальные акты, определяющие на основе правовой нормы обязанности и права участников правоотношений. Акт применения норм права включается в механизм как официально оформленное средство реализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности. Например, в административно-правовом отношении как элементе правового регулирования государственного управления индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников правоотношения.

Государственное управление отражает множественные проявления возникающих в связи с этим общественных отношений, происходящих при этом процессов и складывающихся взаимосвязей. Все эти государственно-управленческие отношения, явления, процессы и взаимосвязи должны быть урегулированы в необходимых правовых формах при помощи юридических норм. Для правового регулирования в нормативной форме большое значение имеет то, какие виды правовых норм используются применительно к определенным отношениям. Классификация норм, используемых в механизме правового регулирования, в полной мере относится и к сфере государственного управления. Выделяются следующие виды правовых норм:

- по предмету регулирования: материальные и процессуальные;

- по характеру предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие;

- по форме предписания или методу воздействия (регулирования): категорические (императивные), рекомендательные, диспозитивные;

- по назначению: регулятивные, процессуальные, охранительные, специализированные, оперативные, коллизионные;

- по действию в пространстве: общегосударственные - федеральные, региональные - субъектов федерации, местные - локально-территориальные, межрегиональные - в пределах нескольких территориальных образований, международные — трансграничные, т.е. действующие в разных государствах безотносительно их суверенитета;

- по времени действия: постоянные, временные;

- по субъектам регулирования: общие и специальные - регулируют поведение граждан (физических лиц), деятельность госорганов, субъектов различных видов деятельности (юридических лиц);

- по отраслям права: административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и др.;

- по нормативному содержанию (текстуальному смыслу): абсолютно определенные, относительно определенные, дефинитивные, декларативные, ситуационные, альтернативные, факультативные, основные (генеральные), детализирующие, вариативные, общие, особенные.

Наши рекомендации