Социальные группы как субъекты политики

Социальные группы как субъекты политики — это классы этнические, территориальные, религиозные и другие группы общества, в результате взаимодействия которых осуществляется политический процесс.

В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.

в качестве своего важнейшего ис­точника политика имеет реально существующее расслоение на­селения, которое характеризует неравенство общественного по­ложения групп.

Отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими об­щественных позиций (статусов), называются социальной страти­фикацией. Это понятие характеризует ту постоянно существую­щую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует об­щество, но всегда является результатом воздействия конкрет­ных социально-экономических и иных общественных отноше­ний в конкретной стране.

Социальные группы участвуют в политической жизни не не­посредственно, а способствуя формированию для представитель­ства своих интересов специальных политических институтов.

Разновидности групповых различий:

— территориально-языковые (между жителями Приморья и Воркуты, Башкирии и Москвы и т.д.);

— поло-возрастные (между молодежью и пенсионерами, жен­щинами и мужчинами, родителями-одиночками и родителями из полных семей и т.д.);

— родственные и этнические (между теми или иными семей­ными группами, национальными и этническими общностями);

— конфессионально-религиозные (между верующими и ате­истами, представителями различных вероисповеданий);

— социокультурные (различия в стилях поведения, жизнен­ных ориентациях, доминирующих традициях и иных культурно значимых компонентах поведения граждан);

— социально-экономические (различия в доходах, уровне об­разования, профессиональной компетенции тех или иных групп работников);

— социальные различия по характеру оценки обществом важ­ности и значимости тех или иных сторон или форм поведения группы (престиж, уважение и честь разнообразных человеческих объединений в социуме);

— различия по степени властного могущества и влияния (по возможности прямого или косвенного воздействия на принятие управленческих решений).

22. Политические элиты: понятие, основные концепции. Осо­бенности современной политической элиты в России.

Под политической элитой понимается социальная группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от основной массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующей в принятии и осуществлении решения, связанной с исполнением государственной власти или воздействием на нее.

Ту часть правящего класса, которая непосредственно включена в руководство обществом и можно именовать правящей политической элитой.

К политической элите можно отнести наиболее влиятельных и политически активных членов класса, включая функционеров политических организаций, интеллектуалов, вырабатывающих политическую идеологию, людей, принимающих политические решения, выражающие совокупную волю класса.

В отличии от политического класса, элиты никогда не имеют массового характера, поскольку не обладают достаточной численностью, не включает в себя всех лиц, связанных с выполнением какой-либо политической деятельности или занимающих общественные посты соответствующего ранга.

Элита в политике – это реальное политическое влияние, возможность воздействовать на все без исключения функции и политическую действительность данного общества.
Элиты присущи всем обществам и государствам, их существование обусловлено действием следующими факторами:

  1. психологическим и социальным неравенством людей;
  2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
  3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий;
  5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;
  6. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.


Особенности политической элиты в России.

Политическая культура российской элиты складывается веками, имеет исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками: власть неделимая и не смещаемая; автономность власти; связь российской власти с собственностью.

Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности.

В настоящее время, как и во времена СССР, происходит монополизация власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро» как центр принятия политических решений. Формирование современной политической элиты происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой.

В политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор: происходит группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

Общие качественные характеристики элиты претерпели некоторые изменения:

  • произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 45 лет;
  • значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества;
  • увеличилось количество лиц с высшим образованием (в почете юридическое, экономическое образование);
  • изменилась система рекрутирования (стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп).

Таким образом, особенностями правящей элиты России являются:

  • усиление роли исполнительной власти,
  • повышение значимости неофициальных связей,
  • обострение внутриэлитного соперничества,
  • неравномерность,
  • закрытость,
  • самовоспроизводимость,
  • расширение теневой зоны,
  • монополизация власти узким кругом лиц,
  • преемственность,
  • идейная, нравственная слабость,
  • стремление любой ценой удержаться у власти,
  • структурная неоднородность,
  • крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты,
  • обособление от общества.

Наши рекомендации