Государственный орган: определение, компетенция, виды
Государственный орган — это юридически оформленная, организационно обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).
Таким образом, государственному органу свойственны определенные признаки:
согласно общей теории систем элемент, включаясь в систему, приобретает ее свойства. Государственный орган, как элемент механизма государства, обладает его особенностями, названными выше (единые цели, задачи, их изменение на различных этапах развития и др.);
является составной и в то же время организационно обособленной первичной структурной частью механизма государства;
образуется и действует на основе правовых актов;
характеризуется наличием компетенции — государственно- властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема;
учреждается в установленном законом порядке путем выборов, назначения, выполняет присущие только ему задачи и функции государственной власти;
в соответствии со своей компетенцией издает обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные, например, персонально определенным гражданам или должностным лицам;
имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, связь и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, денежные ресурсы), которые необходимы для решения определенных задач;
в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т. е. может отвечать по своим обязательствам, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде;
взаимодействует с другими элементами государственного механизма. В целом они образуют единый социальный организм главная задача которого — обеспечение нормального функционирования общества.
Государственная власть посредством государственных органов осуществляет многоплановую деятельность в установленном порядке в различных сферах общественной жизни.
В юридической литературе одним из важнейших признаков государственного органа считается компетенция, означающая совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа (должностного лица).
Существенное свойство государственного органа —- наличие государственно-властных полномочий, реализуемых в рамках предоставленной компетенции.
Государственно-властные полномочия — совокупность тех действий (юридических актов), которые государственный орган может совершать от имени государства.
Государственно-властные полномочия практически выражаются в следующих аспектах:
- в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;
- в осуществлении контроля (наблюдения) за строгим и неуклонным соблюдением предписаний, содержащихся в данных актах;
- в возможности обеспечения принятых актов принудительными правовыми средствами.
В этой связи можно сказать: государственно-властные полномочия — своеобразное ядро государственного органа — позволяют достаточно отчетливо отграничить его от негосударственных организаций и объединений (политических партий и др.).
По порядку образования:
- первичные (представительные, выборные) — Президент РФ, Законодательное собрание;
- вторичные (производные, назначаемые), например, Правительство РФ. Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ.
По юридической силе (по объему властных полномочий):
- федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.);
- органы государственной власти республик — субъектов Российской Федерации;
- органы государственной власти иных субъектов Российской Федерации — краев и областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
По времени действия (по срокам полномочий):
- постоянные (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и т. д.);
- временные, создаваемые для достижения краткосрочных целей, например в связи с введением военного или чрезвычайного положения.
По порядку (способу) принятия решений:
- коллегиальные (Государственная Дума, Правительство РФ» избирательные комиссии);
- единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, министр, губернатор и т. п.).
По характеру компетенции:
— органы общей компетенции, принимающие в пределах своих f полномочий решения по вопросам широкого плана (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.);
- органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо определенной сфере общественной жизни (министерства, государственные комитеты и др.).
По структуре или способу организации:
- простые, не имеющие внутренних подразделений (например, нотариат);
- сложные, отличающиеся усложненной структурной организацией (министерства, ведомства и др.).
Исходя из принципа разделения властей, государственные органы классифицируются на:
законодательные;
исполнительные;
судебные.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно.
Органами государственной власти субъекта Российской Федерации являются:
глава субъекта Российской Федерации;
законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации;
органы исполнительной власти — правительство (администрация) субъекта Российской Федерации, министерства и др.
В субъектах Российской Федерации действуют федеральные судебные и прокурорские органы.