Государственный орган: определение, компетенция, виды

Государственный орган — это юридически оформленная, организацион­но обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, созда­ваемая для осуществления определенного вида государственной дея­тельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).

Таким образом, государственному органу свойственны опреде­ленные признаки:

согласно общей теории систем элемент, включаясь в систе­му, приобретает ее свойства. Государственный орган, как элемент механизма государства, обладает его особенностями, названными выше (единые цели, задачи, их изменение на различных этапах развития и др.);

является составной и в то же время организационно обособ­ленной первичной структурной частью механизма государства;

образуется и действует на основе правовых актов;

характеризуется наличием компетенции — государственно- властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) опреде­ленного содержания и объема;

учреждается в установленном законом порядке путем выбо­ров, назначения, выполняет присущие только ему задачи и функ­ции государственной власти;

в соответствии со своей компетенцией издает обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные, например, персонально определенным гражданам или должностным лицам;

имеет соответствующую материальную базу (здание, транс­порт, связь и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, денежные ресурсы), которые необходимы для решения определен­ных задач;

в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т. е. может отвечать по своим обяза­тельствам, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде;

взаимодействует с другими элементами государственного механизма. В целом они образуют единый социальный организм главная задача которого — обеспечение нормального функциони­рования общества.

Государственная власть посредством государственных органов осуществляет многоплановую деятельность в установленном по­рядке в различных сферах общественной жизни.

В юридической литературе одним из важнейших признаков государственного органа считается компетенция, означающая сово­купность юридически установленных полномочий, прав и обязан­ностей конкретного государственного органа (должностного лица).

Существенное свойство государственного органа —- наличие государственно-властных полномочий, реализуемых в рамках пре­доставленной компетенции.

Государственно-властные полномочия — совокупность тех дей­ствий (юридических актов), которые государственный орган может совершать от имени государства.

Государственно-властные полномочия практически выражаются в следующих аспектах:

- в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;

- в осуществлении контроля (наблюдения) за строгим и не­уклонным соблюдением предписаний, содержащихся в данных актах;

- в возможности обеспечения принятых актов принудительны­ми правовыми средствами.

В этой связи можно сказать: государственно-властные полномо­чия — своеобразное ядро государственного органа — позволяют достаточно отчетливо отграничить его от негосударственных орга­низаций и объединений (политических партий и др.).

По порядку образования:

- первичные (представительные, выборные) — Президент РФ, Законодательное собрание;

- вторичные (производные, назначаемые), например, Прави­тельство РФ. Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представ­лению Президента РФ.

По юридической силе (по объему властных полномочий):

- федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.);

- органы государственной власти республик — субъектов Рос­сийской Федерации;

- органы государственной власти иных субъектов Российской Федерации — краев и областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

По времени действия (по срокам полномочий):

- постоянные (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ и т. д.);

- временные, создаваемые для достижения краткосрочных целей, например в связи с введением военного или чрезвычайного положения.

По порядку (способу) принятия решений:

- коллегиальные (Государственная Дума, Правительство РФ» избирательные комиссии);

- единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, министр, губернатор и т. п.).

По характеру компетенции:

— органы общей компетенции, принимающие в пределах своих f полномочий решения по вопросам широкого плана (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.);

- органы специальной компетенции, осуществляющие дея­тельность в какой-либо определенной сфере общественной жизни (министерства, государственные комитеты и др.).

По структуре или способу организации:

- простые, не имеющие внутренних подразделений (например, нотариат);

- сложные, отличающиеся усложненной структурной органи­зацией (министерства, ведомства и др.).

Исходя из принципа разделения властей, государственные органы классифицируются на:

законодательные;

исполнительные;

судебные.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно.

Органами государственной власти субъекта Российской Феде­рации являются:

глава субъекта Российской Федерации;

законодательный (представительный) орган субъекта Россий­ской Федерации;

органы исполнительной власти — правительство (админи­страция) субъекта Российской Федерации, министерства и др.

В субъектах Российской Федерации действуют федеральные судебные и прокурорские органы.

Наши рекомендации