Общее понятие законодательного акта
Принципиально важным с позиций настоящей работы является вопрос о формах законодательной деятельности, т.е. о видах законодательных актов в Российской Федерации, и ее субъектов, являющихся результатом законодательного процесса.
В теории и практике законотворчества понятие «законодательный акт» не получило достаточно полного рассмотрения.
Как отмечалось, существует два понятия законодательства: в собственном смысле — как собрание актов, принятых законодательным органом, и в широком смысле - как совокупность законодательных и подзаконных актов.
Наиболее часто под законодательным актом понимается акт, принятый законодательным органом. А.Б. Венгеров различает законодательные акты, под которыми он понимает систему законов в узком смысле, когда речь может идти только о законах.
Вышеприведенное суждение отождествляет понятие закона и законодательного акта. Отметим, что понятием «закон» не исчерпываются все виды нормативно-правовых актов, принимаемых законодательными органами, т.е. все виды законодательных актов. Это обстоятельство отмечается и в теории права, и в теории конституционного права и отвечает практике.
Так, Федеральное Собрание полномочно принимать постановления, которые также могут содержать правовые нормы и быть источниками права. Например, постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности, постановление Совета Федерации об утверждении границ между субъектами Федерации. Практика высших законодательных органов России знает также Декларации. В теории конституционного права дана характеристика этих актов. Это же относится и к практике парламентской деятельности субъектов Федерации.
Вопрос о видах законодательных актов отражен в законодательстве субъектов Федерации.
Так, статья 156 Регламента Государственного Собрания Республики Башкортостан предусматривает:
«Законодательная Палата принимает: законы Республики Башкортостан; постановления по вопросам внутренней организации деятельности и иным вопросам, отнесенным к ее компетенции».
Особая юридическая сила иных кроме законов, законодательных актов, принимаемых парламентом, косвенно подтверждается федеральным законом: «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этот федеральный закон поставил как бы на один уровень все эти категории законодательных актов в отношении процедуры опубликования и вступления в силу, отделив их от других нормативных правовых актов.
Таким образом, по нашему мнению, понятие «законодательный акт» является более широким по сравнению с понятием «закон» и включает помимо закона другие акты, принимаемые парламентом, его палатами.
Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:
§ законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
§ рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
§ принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
§ одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
§ подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
§ опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).
Существуют также ограничения действия законав пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.
Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.