Административные взыскания и порядок их наложения
Статья 6.1 КоАП РБ определяет административное взыскание как меру ответственности, применяемой в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 6.2 к видам административных взысканий относятся:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Все виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему, которую объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений.
Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями и, как правило, состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок нарушитель либо лишается какого-то субъективного права (например, права на управление транспортным средством), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара – это «правовой урон» привлеченного к ответственности. Однако кара не является самоцелью: это необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений.
Дадим краткую характеристику всех видов административных взысканий.
Предупреждение –наиболее мягкая мера взыскания морального характера. Она применяется в качестве самостоятельной меры взыскания за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Уполномоченные лица разъясняют нарушителю противоправный характер его действий (обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения). Осуществляется эта процедура письменно компетентным государственным органом; одновременно может устанавливаться срок выполнения данной обязанности. Устные предупреждения должностных лиц гражданам нельзя рассматривать как взыскания.
Следующим административным взысканием после предупреждения в порядке, определенном Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, является штраф– административное взыскание имущественного характера, выражающееся в изъятии у нарушителя в доход государства определенной денежной суммы. Слово «штраф» происходит от немецкого «Strafe» – пеня, кара, денежное взыскание за вину или проступок. В системе административных взысканий штраф – самая распространенная мера, так как является наиболее оперативным, гибким дифференцированным средством воздействия на материальные интересы нарушителя. Редкая статья КоАП не предусматривает применения штрафа. Степень воздействия его размера зависит от имущественного положения нарушителя.
Как мера юридической ответственности штраф широко применяется не только в административном, но и уголовном, а также гражданском праве.
Согласно законодательству от уплаты штрафа освобождаются несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (в случаях, если они не имеют своего заработка, стипендии и (или) иного собственного дохода), а также военнослужащие срочной службы.
При исчислении размера штрафа органам и должностным лицам, его применяющим как административное взыс кание, следует иметь в виду, что базовая величина является переменной и по уровню инфляции корректируется правительством. Увеличение базовой величины платы влечет и увеличение денежного выражения штрафа за одно и то же административное правонарушение. Поэтому законодателем установлено правило, по которому размер штрафа исчисляется в величине, кратной базовой величине, установленной законодательством на момент окончания, пресечения или обнаружения (если день совершения установить невозможно) правонарушения.
Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее десяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.
Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.
Исправительные работыназначаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение.
Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II групп, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; военнослужащим, проходящим службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Отбываются исправительные работы по месту постоянной работы виновного: на предприятии или в организации независимо от формы собственности (государственной, частной и др.).
Часть заработка (не более 20 %) нарушителя удерживается в доход государства. Размер вычета определен в процентах, а не в твердой сумме, т.е. реальный размер вычета зависит от величины заработка. Удержания не производятся из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат единовременного характера.
Применение исправительных работ, помимо материальных потерь, предусматривает для нарушителя и другие ограничения: невозможность в течение срока отбывания исправительных работ уволиться по собственному желанию; время отбывания не засчитывается в общий трудовой стаж, дающий право на получение ежегодного отпуска, надбавок к заработной плате за выслугу лет и других льгот.
Административный арестсостоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определенных органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до 15 суток.
Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Закон предусматривает арест только за проступки, которые по их опасности приближаются к преступлениям. Такая мера ответственности может быть назначена только судьей (органами государственного управления административный арест не применяется).
В КоАП содержится перечень и указание на лиц, к которым не может применяться арест:
к беременным женщинам;
инвалидам I и II групп;
женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;
к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста;
несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
военнослужащим, проходящим службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Лишение специального праваесть вид административного взыскания в виде временного ограничения правосубъектности гражданина за административный проступок. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус, т.е., применяется при грубом нарушении пользования предоставленного им специального права, и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Предоставление специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источником повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья, поэтому право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующие удостоверения. На территории Беларуси, кроме национальных, действуют и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции ООН 1968 г. «О дорожном движении»
Лишение права заниматься определенной деятельностьюприменяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до года.
Конфискация предметасостоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности. Конфискации подлежит лишь предмет, принадлежащий лицу, совершившему административное правонарушение, в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица).
Кроме «обычной» конфискации правонарушитель может быть подвергнут и специальной конфискации, включающей принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства вещей, незаконных орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, используемых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.
Если лицо, совершившее административное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся объектами правонарушения, обращаются в доход государства по решению суда.
Депортация(административное выдворение за пределы Республики Беларусь) как вид административной ответственности применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. Эти субъекты могут быть подвергнуты административному выдворению как мере административного взыскания за следующие нарушения:
а) если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
б) если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;
в) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное или иное законодательство, и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности.
Решение о применении этой меры в зависимости от оснований выдворения принимается органами внутренних дел или органами государственной безопасности с последующим уведомлением об этом через МИД Республики Беларусь соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств. В соответствии с пунктом 28 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, выдворение производится органами внутренних дел или органами государственной безопасности.
Взыскание стоимости предмета административного правонарушениясостоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Согласно части 2 статьи 6.12 КоАП Республики Беларусь решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования. Под стоимостью понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях – свободная цена на день выявления правонарушения. Если определить стоимость товаров и транспортных средств невозможно в указанном порядке, она определяется на основании заключения эксперта.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях делит административные правонарушения на основные и дополнительные.
Так, предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.
Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.
За одно правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительное взыскание.