Критерии эффективности идеологической работы
Качество идеологической работы определяется глубиной идеологического влияния на людей, которая зависит от различных критериев (от греч. criterion – «мерило оценки»). Среди критериев эффективности такой работы обычно выделяются следующие:
•результаты социально-экономического развития;
•результаты голосования в ходе политических кампаний, результаты Мониторинга общественного мнения на предмет доверия к системе государственного управления, социальным и политическим институтам белорусского общества и т. п.;
· участие населения в конструктивных общественно-политических инициативах;
· степень вовлеченности людей в неконструктивную общественно-политическую деятельность;
· уровень преступности и др.[19]
Приведенные показатели в совокупности отражают как особенности сформированного в стране антропологического капитала ее граждан, так и их человеческий, социальный и культурный капитал, в частности: особенности электорального поведения граждан, степень устойчивости их конструктивной жизненной и гражданской позиции. Критерии эффективности идеологической работы учитывают особенности построения идеологической вертикали Республики Беларусь.
Одной из функций управления идеологической работы облисполкома и отдела идеологической работы горрайисполкома является оценка состояния и анализ эффективности идеологической работы в трудовых коллективах. Среди основных критериев эффективности идеологической работы на предприятии можно выделить следующие.
1. Выполнение важнейших социально-экономических показателей развития (план, факт, % выполнения):
· средняя заработная плата, своевременность выплаты;
· текучесть кадров (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года);
· наличие резерва кадров на руководящие должности (в том числе на заместителя руководителя по идеологической работе, количество молодежи, включенной
в резерв), работа с резервом кадров;
· обеспеченность жильем;
· количество средств, израсходованных на мероприятия по улучшению социально-бытовых условий работников (в % от суммы эксплуатационных расходов).
2. Организация социально-экономического соревнования (отраслевого и внутри организации).
3. Наличие и разнообразие методов и форм идеологической работы:
· планирование идеологической работы;
· организация собраний трудового коллектива, семинаров, круглых столов;
· работа с обращениями граждан;
· проведение социологических исследований, опросов общественного мнения;
· обучение идеологического актива;
· чествования передовиков и ветеранов.
4. Проведение единых дней информирования (ЕДИ):
· наличие информационных материалов по соответствующей тематике;
· регулярность проведения;
· оперативное реагирование на проблемные вопросы, поднятые в ходе проведения ЕДИ.
5. Участие в общественно-политических, культурных, спортивных мероприятиях республиканского, областного, городского и районных уровней:
· организация собственных соревнований, викторин, тематических вечеров, экскурсий.
6. Наличие объектов социальной инфраструктуры (библиотека, комната отдыха, комната приема пищи, бытовые помещения и др.).
7. Информационная работа:
· наличие собственных средств массовой информации (газета, информационный портал, радиоточка, информационный листок);
· наличие информационно-методического кабинета, его оснащенность;
· подписка на государственные печатные издания, подшивки газет, их доступность;
· наличие информационных стендов о выполнении прогнозных и других показателей, о деятельности общественных объединений и формирований (профсоюз, РОО «Белая Русь», ОО «БРСМ» и др.), их доступность, оформление, актуальность;
· наличие информации о приеме граждан по личным вопросам руководством предприятия, района, области;
· наличие Доски почета, Аллеи и флага трудовой славы.
8. Работа общественных объединений и формирований (профсоюз, РОО «Белая Русь», ОО «БРСМ», ветеранская организация, Белорусское общество Красного Креста, добровольная дружина, совет профилактики, комиссия по борьбе с пьянством и др.).
9. Наличие государственной символики, символики организации.
Повышению качестваидеологической работы также способствуют:
• разработка инструкций для специалистов по идеологической работе на предприятиях (в учреждениях, ведомствах), содержащих показатели качества идеологической работы;
• организация и проведение контроля выполнения показателей идеологической работы, анализ ее результатов;
• разработка методик, направленных как на проверку профессиональной компетентности специалистов в идеологической сфере, так и на анализ результатов проведенной в коллективах работы;
• мониторинг общественного мнения с целью определения наиболее важных для эффективной идеологической работы проблем и вопросов.