Как готовиться к вступительному экзамену по истории россии

ВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует множество пособий для абитуриентов, которым предстоит сдавать вступительный экзамен по отечественной истории. В чем же отличие книги, которую вы держите в руках?

Прежде всего в том, что это первое учебное пособие, написанное на основе единой государственной программы вступи­тельного экзамена по истории России, утвержденной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. На протяжении 1990-х гг., в условиях радикально­го изменения общественных представлений об историческом прошлом, единая государственная программа вступительного экзамена отсутствовала. Это создавало большие сложности для абитуриентов, так как экзамен по истории России проводился в каждом вузе по собственной программе. Различными в каждом конкретном случае были и формулировки вопросов. С разработкой Министерством обязательных минимумов содержания исторического образования для основной и полной средней школы единая государственная программа вступительного экзамена по истории для абитуриентов всех вузов страны стала реальностью. С 2000 г. эта программа публикуется во всех по­собиях для поступающих в вузы и является обязательным до­кументом, на основе которого председатели предметных ко­миссий составляют экзаменационные билеты.

Ценность данного пособия еще и в том, что помимо общих рекомендаций по подготовке к экзамену и при мерных ответов на экзаменационные вопросы книга содержит логические схемы и таблицы по истории России, позволяющие структу­рировать имеющиеся знания.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Что представляет собой экзаменационный билет по истории? Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Пер­вый, как правило, посвящен периоду с древнейших времен до конца XIX века. Второй - истории России в хх веке.

Например: Билет N 1.

1. Образование Древнерусского государства.

2. Внешняя политика СССР в 19ЗО-е годы.

Время для подготовки к ответу. Для подготовки к ответу на вступительном экзамене абитуриенту отводится полтора часа. Начало подготовки фиксируется экзаменатором в «Экзамена­ционном листе ответа». Там же отмечается и время начала от­вета. По желанию абитуриент может начать ответ раныле по­ложенного срока. Но никто не вправе заставить его отвечать на поставленные вопросы, если он считает себя неготовым, а время подготовки еще не истекло. Часто бывает так, что абитури­ент, решив, что знает ответ, идет отвечать без подготовки. Практика показывает, что в абсолютном болылинстве случаев такая спешка заканчивается неудачей.

«Экзаменационный лист ответа». Это чрезвычайно важный документ. В нем содержатся не только основные данные об абитуриенте, время начала его подготовки и начала ответа. Основной объем этого документа занимает письменный ответ абитуриента на поставленные вопросы, заверенный его подписью. Как правило, поступающие в вузы по-разному ис­пользуют отводимое для подготовки время и экзаменацион­ные листы. Одни не пишут ничего, надеясь на свою память. Однако в экстремальных условиях экзамена даже хорошая па­мять зачастую подводит. Другие исписывают до нескольких страниц, стремясь упомянуть абсолютно все, что знают. Та­кой подход опасен тем, что любая ошибка, допущенная в тек­сте «Экзаменационного листа ответа», «работает» против аби­туриента. Причем даже тогда, когда он не огласил ее, а лишь записал. Наиболее подготовленные абитуриенты, как правило, ограничиваются составлением развернутого плана своего ответа. Времени для этого вполне достаточно, а обращение к плану способно оказать реальную помощь во время ответа.

Экзаменатору же важно проверить не только знание фактиче­ского материала, дат и имен, но и умение собеседника мыслить, анализировать многообразие исторических событий и явлений. Поэтому на экзамене ценится не чтение заранее подготовленного текста, а живая речь абитуриента.

Сколько времени отводится на ответ?Иногда встречается ошибочное мнение, что при ответе можно говорить без ограничения во времени: «чем больше - тем лучше». Это не так. На ответ абитуриента на устном экзамене отводится 15 минут. Этого слишком мало тому, кто хорошо знает Материал. Но бесконечно много для того, кто не владеет необходимыми знаниями. Причем указанное время отводится для ответа на оба вопроса, поставленных в билете.

Когда задаются вопросы на экзамене?Согласно существую­щему порядку, абитуриента нельзя прерывать во время его ответа. Исключение возможно лишь если человек отвечает не на тот вопрос, который был задан. Вопросы, поставлен­ные в ходе ответа, могут сбить с толку отвечающего, нару­шить логику его изложения, усилить волнение. Поэтому эк­заменаторы могут задать дополнительные вопросы лишь после ответа абитуриента.

Какими материалами можно пользоваться на экзамене по истории?Кроме «Экзаменационного листа ответа» и авторучки, абитуриент может пользоваться опубликованной государст­венной программой вступительного экзамена по истории и историческим атласом (если заданные вопросы требуют при­влечения картографических данных). Эти материалы позволят экзаменуемому лучше представить себе формулировку вопроса и определить его место в общем контексте истории нашей страны, а также показать умение читать карту и использовать знания по географии в курсе отечественной истории. Однако вопрос о привлечении любого из этих материалов решает не сам абитуриент, а председатель предметной комиссии. В последнее время вышли в свет атласы, в которых наряду с карта­ми даются болылие текстовые материалы, приводятся биогра­фии исторических деятелей, хронологическая таблица основных событий истории России и зарубежных стран. Атласы такого рода использовать на экзамене запрещается. Запрещаются так­же программы и атласы, в которых имеются любые пометки, сделанные от руки.

Шпарrалки. На любом экзамене пользование заранее подго­товленными шпаргалками запрещено и строго наказывается. В болылинстве вузов, в случае обнаружения у абитуриента шпаргалок, конкурсные экзамены для него прекращаются.

Как выразить собственную оценку исторического события и при этом не пострадать?Лет двадцать назад на экзамене по истории абитуриент или студент мог высказать лишь ту оцен­ку событий, которая содержал ась в учебнике. Любое вольно­думство или интерпретация могли закончиться не только низ­кой оценкой, но и более серьезными последствиями. Сейчас такого нет, но, как ни странно, абитуриентам стало сложнее сдавать экзамен по истории. К примеру, взгляды на события 1917 г. сегодня различны не только в обществе, но и в учебной литературе. На экзамене может сложиться такая ситуация, ког­да точки зрения экзаменатора и абитуриента не совпадают. Как же быть преподавателям и экзаменуемым? Во-первых, эк­заменационный вопрос не должен содержать в своей формули­ровке какой-либо оценки происшедшего.

Неверно: «Установление тоталитарной диктатуры в России в октябре 1917 года»; «Победа Великой Октябрьской социалистической революции. Триумфальное шествие Советской власти».

Верно: «Октябрьское восстание в Петрограде. 11 Всероссийский съезд Советов, его декреты»; «Установление советской власти в стране».

Во-вторых, экзаменуемый должен иметь собственную позицию по любому вопросу и уметь ее аргументировать. В-треть­их, поскольку абитуриент может попытаться представить не­верный ответ как собственное мнение, он должен знать и основные точки зрения на рассматриваемое событие или яв­ление, а также имена историков, которые высказывают такие оценки. Это особенно важно при сдаче экзамена на историче­ские факулылеты. То же самое касается оценки роли тех или иных государственных и общественных деятелей в истории России. В случае если абитуриент затрудняется привести не­сколько точек зрения на проблему, достаточно будет сослать­ся на учебник истории, в котором он прочел ту оценку, кото­рую разделяет при ответе на экзамене. Экзаменационная оценка. В болылинстве вузов ответы аби­туриентов оцениваются по 4-балльной системе: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2). Однако в последние годы введена 7 -балльная система оценки знаний: отлично (10 и 9 баллов), хорошо (8 и 7 баллов), удов­летворительно (6 и 5 баллов) и неудовлетворительно (4 балла). Такая система, как показывает опыт, в большей степени учи­тывает уровень подготовки поступающих и выгодна тем из них, кто лучше' знает материал. Абитуриент заранее должен

быть проинформирован о том, какие требования будут предъ­явлены к его ответу. В некоторых вузах (например, в Москов­ском педагогическом государственном университете) разработа­ны критерии оценки. Они утверждаются Центральной приемной комиссией и являются официальным документом.

Наши рекомендации