А17. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, — это
1) познание 2) труд 3) общение 4) прогнозирование
А18. Осознанный образ предполагаемого результата – это:
1) мотив 2) цель 3) необходимость 4) потребность
А19. Верны ли суждения о деятельности:
А) Единицей деятельности человека является действие.
Б) Единицей поведения человека является поступок.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А20. Верны ли суждения о деятельности:
А) Практическая деятельность направлена на преобразование природы и общества.
Б) Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2.
В1. Заполните пропуски в схеме.
Структура деятельности | ||||
мотив | цель | средства | …………… | результат |
В2. Заполните пропуск в схеме.
Виды человеческой деятельности | |||
………………… (освоение опыта предыдущих поколений) | труд (преобразование предметов окружающего мира) | общение (обмен информацией и ее преобразование в процессе взаимодействия | игра (осуществление реального действия воображаемыми средствами) |
В3. Соотнесите виды деятельности и их характерные признаки.
Признаки Виды деятельности
1) результатом является усвоение ценностей А) труд
и норм национальной культуры Б) учение
2) результатом является удовлетворение
материальных потребностей
3) результатом является создание
материальных и духовных благ
4) сущностью является преобразование предметов
материального мира
5) сущностью является освоение опыта
предыдущих поколений
В4. Соотнесите элементы деятельности человека и их проявления.
Проявления Элементы деятельности
1) мотив А) структура деятельности
2) цель Б) виды деятельности
3) игра
4) учеба
5) результат
6) труд
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6
Сознание и деятельность.
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность. Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «дологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Любой человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связей значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвиденные результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее
целесообразные в данных условиях способы их достижения.
К. X. Моможян.
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельности человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?
С 3. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.
С 4. Какое из двух понятий - целенаправленность и целесообразность следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.