Теоретико-методологические основы идеологической работы в учреждениях образования

Идеологическая работа в учреждениях образования реализуется в контексте идеологии белорусского государства. Идеологическое воспитание подрастающего поколения – это возможность создания базиса личности, формирования направлен­ности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному
и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе.

Воплощение в жизнь базовых принципов и ценностей идеологии белорусского государства, превращение их в инструмент деятельности и действия являются важней­шими задачами идеологической работы в учреждениях образования республики.

Подписание 13 января 2011 г. Президентом Республики Беларусь А. Г. Лука­шенко Кодекса Республики Беларусь об образовании – значимое событие не только для сферы образования, но и для общества в целом. В данном Кодексе систе­матизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы регулирования отдельных уровней образования, сохранена преемственность в право­вом регулировании образовательной деятельности.

Нормативно-правовая унификация государственной идеологии и идеологи­ческой работы сосредоточена в ряде документов Министерства образования Рес­публики Беларусь: «Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью» (приказ Министерства образования Респуб­лики Беларусь от 12 мая 2003 г. № 20-12/20); в приказе Министерства образования Республики Беларусь от 16 декабря 2003 г. № 497 «Об идеологическом сопро­вождении воспитательной работы», Концепции непрерывного воспитания детей
и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждена постановлением Миноб­разования от 14 декабря 2006 г. № 125) и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Минобразования от 24 мая 2011 г. № 16).

Данная унификация включает также закрепление идейно-нравственных аспек­тов содержания различных направлений идеологического и гражданского воспитания. Так, содержание и структура гражданского воспитания основываются на приоритете идеологического воспитания. Это означает привитие молодежи основополагающих ценностей, идей белорусской государственности, уважения к государственным символам, ритуалам, истории, традициям общества. Данный вид воспитания регла­ментируется на уровне отдельного документа (письма Министерства образования Республики Беларусь № 20-120 от 12.05.2003 г.). Одним из ведущих компонентов рассматриваемой структуры является патриотическое воспитание, базу которого составляет практикадеятельности молодежных общественных организаций и объеди­нений. В этой сфере также просматривается четкая регламентация на уровне Концепции патриотического воспитания в Республике Беларусь (2003 г.).

Культуросообразность системы гражданского воспитания определяется содер­жанием идейно-нравственного воспитания, под которым понимается приобщение
к общечеловеческим и национальным ценностям мировой и национальной культуры. При этом ценности идеологии белорусского государства интегрируют структурные части гражданского воспитания, тем самым обеспечивается междисциплинарный подход в гражданско-патриотическом воспитании. Таким образом достигается госу­дарственный уровень решения задач формирования нравственно-половой, семейно-бытовой, гендерной культуры, развития молодежного лидерства, равноправных
и равноответственных моделей подготовки молодежи к семье, браку, супружеству
и родительству.

Отдельное место занимают вопросы критериальной унификации социального развития молодежи. В частности, нормы социального развития учащейся молодежи закреплены на уровне государственного документа «Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образо­вания» (утверждены приказом Министерства образования Республики Беларусь
от 28 апреля 2003 г. № 177). Аналогичные унификации критериального обеспечения социализации с учетом социально-возрастных особенностей молодежи представлены и на других ступенях образования. Здесь не только выделены критерии личност-
ного развития, но и конкретизированы их системные показатели (мировоз-
зрение, патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, нрав­ственность, навыки здорового образа жизни, готовность к самостоятельной
и семейной жизни).

Идеологическая работа в учреждениях образования включает всю совокуп­ность форм, методов, способов, направленных на приобщение растущей личности
к национальным ценностям; формирование основ национального самосознания
и овладение способами социально-практической жизнедеятельности по самоопреде­лению и самореализации в динамично изменяющихся условиях (см. прил. 6).

В учреждениях образования приоритетными направлениями идеологической
и воспитательной работы являются: гражданско-патриотическое воспитание, формирование духовно-нравственной, информационной культуры, семейных цен­ностей, здорового образа жизни, развитие у подрастающего поколения предприимчивости
и инициативы. Актуальными остаются вопросы совершенствования воспитательной работы учреждений образования по профилактике социального сиротства и семей­ного неблагополучия, обеспечения государственной поддержки, защиты прав и закон­ных интересов несовершеннолетних.

Цель идеологической работы в учреждении образования – привить под­растающему поколению основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности, а также обеспечить активное участие молодежи в обустройстве сильного и авторитетного государства. Из этой цели вытекают следующие основные задачи:

1. скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих обучающихся по обес­печению условий для эффективной идеологической и воспитательной работы
в условиях учреждений образования;

2. формирование у обучающихся системы знаний, понимания исторической
и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений
о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя;

3. мониторинг и анализ качества и действенности идеологической и воспи­тательной работы в условиях учреждения образования и ее осуществление на основе данных об уровнях личностного и социально-психологического развития обучаю­щихся и ученических (студенческих) коллективов;

4. формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций через увлека­тельные для обучающихся формы активности, социально одобряемую и резуль­тативную деятельность на благо страны, своей семьи; через проявление и поддержку молодежных инициатив, через проявление заботы о старших, через приумножение экономических, политических, миротворческих, культурных, спортивных и других достижений нашей страны;

5. развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеучебной и досуговой деятельности учащихся и студентов;

6. развитие навыков межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной позиции;

7. формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;

8. формирование любви к Родине и гордости за свою страну.

Идеологическая работа должна быть поставлена так, чтобы сама учащаяся
и студенческая молодежь без давления и нравоучений восприняла патриотическую идеологию и понесла с собой по жизни те вековые ценности, которые давали силы нашим предкам.

Стратегические и тактические цели идеологической работы в учреждениях образования направлены на:

· формирование гражданственности, патриотизма и национального самосоз­нания на основе государственной идеологии;

· подготовку к самостоятельной жизни и труду;

· формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

· овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

· формирование культуры семейных отношений;

· создание условий для социализации, саморазвития и самореализации лич­ности.

Основу идеологической работы в учреждении образования составляют:

· общественные идеи, ценности, идеалы, мотивы, установки, педагогическое целе­полагание;

· коллектив учреждения образования, как интегративная общность субъектов образовательного процесса, родителей, заинтересованных лиц и организаций, сотрудничающих с учебным заведением;

· принципы, содержание, образовательные и воспитательные технологии;

· механизмы избирательного взаимодействия воспитательной системы учреждения образования с социумом.

Учащаяся и студенческая молодежь составляет больше половины в общем количестве молодежи в Республике Беларусь и различается в зависимости от типа учебного заведения, относящегося к тому или иному звену государственной системы образования. К ее особенностям относятся: осуществление учебно-познавательной деятельности, общность культуры общения и нравственно-психологических устано­вок, планово-целевое формирование контингента обучаемых. Здесь определенную роль играет психолого-педагогическая поддержка в реализации идеологической работы с учащимися и студентами.

Психолого-педагогическая основа идеологической работы с учащимися и студентами базируется на соблюдении ряда общечеловеческих принципов воспитания:

· центрации воспитания на развитии личности;

· природосообразности воспитания;

· культуросообразности;

· равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы;

· креативности;

· стимулирования самостоятельности.

Данные принципы также лежат в основе образования и организации жизне­деятельности учащихся.

Важнейшую роль в совершенствовании идеологической работы играют непо­средственные участники воспитательного процесса, которые составляют основу идеоло­гического актива учебного заведения. Идеологическая работа требует определенных личностных качеств педагога, его ценностных ориентаций.

Миссию главного идеолога выполняет руководитель учреждения образования. В его обязанности входят следующие функции: создание необходимых условий
для проявления активной жизненной пози­ции, гражданственности и патриотизма обучающихся; обеспечение эффективного взаимодействия и со­трудничество с соци­умом, родительской общественностью; формирование идеологического актива учеб­ного заведения в лице субъектов административного управления учреждением образования; распределение ведущих направлений деятельности на всех структурных уровнях через подготовку соответствующего приказа (распределение обязанностей между субъектами идеологической работы); контроль и анализ выполнения функции­ональных обязанностей участниками идеологического актива; создание системы мате­риального и морального стимулирования участников идеологического актива; организа­ция идеологической работы с педагогическими кадрами учебного заведения, идеологи­ческое обеспечение воспитания обучающихся; координация деятельности по соз­данию материальной и методической базы для осуществления идеологической работы.

В функции заместителя руководителя учреждения образования, курирующего идеологическую и воспитательную работу, входят: координация идеологической
и воспитательной работы (определение цели, задач, ал­горитма воспитания); разработка перспективного и текущих планов идеологической и воспитательной работы; органи­зация идеологического обеспечения воспитания обучающихся, разработка тематических программ; анализ эффективности воспитательной и идеологи­ческой работы с обучаю­щимися; проведение информационных часов, работа информационно-пропаган­дистских групп; организация методического обеспечения идеологической и воспита­тельной работы; создание системы обмена опытом по вопросам организации идеологической и воспитательной работы; организация работы стенной печати, контроль за организацией информационных часов; взаимодействие с ор­ганами самоуправления, общественными организациями и объединениями.

К идеологическим функциям педагога, преподавателя относятся: анализ содер­жания и изучение в рамках учебных дисциплин вопросов государственной политики
и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого учебного занятия; разработка примерной тематики рефератов, научных работ, отражающих углуб­ленное изучение обучающимися вопросов идеологии; обучение навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, свободы высказывания собствен­ного мнения, инициативы, ответст­венности, гражданственности, патриотизма, трудо­любия обучающихся; станов­ление у обучающихся глубоких гражданско-патриотических качеств, умения аргумен­тированно противостоять антигосударственным измышлениям, противодействовать проявлениям экстремизма, воспитание высокого уровня гражданской зрелости; про­паганда активной жизненной позиции; аргументированное разъяснение государ­ственной политики и интересов страны.

В идеологические функции куратора студенческой группы, педагога, выполня­ющего обязанности классного руководителя, входят:реализация в работе принципа непрерывности и преемственности воспитания; вовлечение обучающихся в об­щественно полезные дела, содействие включению обучающихся в органы самоуп­равления, детские и молодежные общественные объединения; становление у обуча­ющихся глубоких гражданско-патриотических качеств; осуществление постоянного мо­ниторинга эффективности воспитательной деятель­ности и динамики личностного развития обучающихся; воспитание культуры социального взаимодействия; форми­рование у обучающихся навыков взаимодействия в микросоциальной (семья, школь­ный класс, студенческая группа, педагоги, объединение по интересам, дружеская компания) и макросоциальной среде (учебное заведение и его социокультурное пространство, общество, поликультурный мир); постоянная связь с родителями, привлечение их к воспитательной и идеологической работе с обучающимися; участие
в семинарах, конфе­ренциях, повышение квалификации, овладение новыми формами
и технологиями воспитательной и идеологической работы.

В данной системе родители выполняют роль носителей и трансляторов определенных микрокультурных ценностей – религиозных, этических, семейных, нравственных и др., но при этом их воздействие носит скорее не формирующий,
а регулирующий характер. Родители в меньшей степени вмешиваются в выбор конкретных целей и задач учебной жизнедеятельности, но стремятся отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно
для обучающегося как с физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных и национальных традиций.

К идеологическим функциям председателя профсоюзного комитета относятся: организация работы с трудовым коллективом учреждения образования по вопросам идеологического обеспечения воспитания; формирование информационно-пропаган­дистской группы для работы с трудовым коллективом; оказание помощи в решении социальных вопросов работников учреждения образования; создание условий
для отдыха работников; проведение мероприятий по укреплению здоровья, улучшению социально-бытовых условий сотрудников; оформление информационного стенда проф­союзного комитета; включение в коллективный договор положения о материальном стимулировании участников идеологического актива.

Практика работы учреждений образования свидетельствует о приоритетной роли куратора учебной группы в воспитательном процессе. Куратор сегодня – это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитательной деятельности систему отношений в учебной группе, создающий условия для твор­ческого самовыражения каждого обучающегося (учащегося), сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей, осуществляющий индиви­дуальную коррекцию процесса социализации. Повышение ответственности педаго­гических работников за состояние идеологической и воспитательной работы
в каждом конкретном ученическом коллективе закреплено инструктивно-методи­ческим письмом Министерства образования Республики Беларусь об организации работы классного руководителя класса общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на ступени общего среднего образования, куратора учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

Идеологическая работа в учреждениях образования осуществляется на основе органичного единства учебного и воспитательного процесса, затрагивает повсед­невную внеучебную и досуговую деятельность. Включение обучающегося в систему непрерывного воспитания – это важная задача образования, решение которой требует от каждого учебного заведения создания действующих моделей воспитательной инфраструктуры. Ее основу составляет воспитательная система учреждения образо­вания (программы, сложившиеся формы работы, традиции, материальная база и т. д.).

Опытный воспитатель, педагог, преподаватель, куратор студенческой группы, соблюдая возрастной подход и принцип преемственности, обучают противостоять антиценностям, включают обучающихся в социально значимые виды деятельности
с целью формирования их нравственного опыта и активной жизненной позиции. Идеологическая работа является основой идеологического обеспечения воспитания.

Наши рекомендации