Теоретико-методологические основы идеологической работы в учреждениях образования
Идеологическая работа в учреждениях образования реализуется в контексте идеологии белорусского государства. Идеологическое воспитание подрастающего поколения – это возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному
и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе.
Воплощение в жизнь базовых принципов и ценностей идеологии белорусского государства, превращение их в инструмент деятельности и действия являются важнейшими задачами идеологической работы в учреждениях образования республики.
Подписание 13 января 2011 г. Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Кодекса Республики Беларусь об образовании – значимое событие не только для сферы образования, но и для общества в целом. В данном Кодексе систематизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы регулирования отдельных уровней образования, сохранена преемственность в правовом регулировании образовательной деятельности.
Нормативно-правовая унификация государственной идеологии и идеологической работы сосредоточена в ряде документов Министерства образования Республики Беларусь: «Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью» (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2003 г. № 20-12/20); в приказе Министерства образования Республики Беларусь от 16 декабря 2003 г. № 497 «Об идеологическом сопровождении воспитательной работы», Концепции непрерывного воспитания детей
и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждена постановлением Минобразования от 14 декабря 2006 г. № 125) и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Минобразования от 24 мая 2011 г. № 16).
Данная унификация включает также закрепление идейно-нравственных аспектов содержания различных направлений идеологического и гражданского воспитания. Так, содержание и структура гражданского воспитания основываются на приоритете идеологического воспитания. Это означает привитие молодежи основополагающих ценностей, идей белорусской государственности, уважения к государственным символам, ритуалам, истории, традициям общества. Данный вид воспитания регламентируется на уровне отдельного документа (письма Министерства образования Республики Беларусь № 20-120 от 12.05.2003 г.). Одним из ведущих компонентов рассматриваемой структуры является патриотическое воспитание, базу которого составляет практикадеятельности молодежных общественных организаций и объединений. В этой сфере также просматривается четкая регламентация на уровне Концепции патриотического воспитания в Республике Беларусь (2003 г.).
Культуросообразность системы гражданского воспитания определяется содержанием идейно-нравственного воспитания, под которым понимается приобщение
к общечеловеческим и национальным ценностям мировой и национальной культуры. При этом ценности идеологии белорусского государства интегрируют структурные части гражданского воспитания, тем самым обеспечивается междисциплинарный подход в гражданско-патриотическом воспитании. Таким образом достигается государственный уровень решения задач формирования нравственно-половой, семейно-бытовой, гендерной культуры, развития молодежного лидерства, равноправных
и равноответственных моделей подготовки молодежи к семье, браку, супружеству
и родительству.
Отдельное место занимают вопросы критериальной унификации социального развития молодежи. В частности, нормы социального развития учащейся молодежи закреплены на уровне государственного документа «Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования» (утверждены приказом Министерства образования Республики Беларусь
от 28 апреля 2003 г. № 177). Аналогичные унификации критериального обеспечения социализации с учетом социально-возрастных особенностей молодежи представлены и на других ступенях образования. Здесь не только выделены критерии личност-
ного развития, но и конкретизированы их системные показатели (мировоз-
зрение, патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, нравственность, навыки здорового образа жизни, готовность к самостоятельной
и семейной жизни).
Идеологическая работа в учреждениях образования включает всю совокупность форм, методов, способов, направленных на приобщение растущей личности
к национальным ценностям; формирование основ национального самосознания
и овладение способами социально-практической жизнедеятельности по самоопределению и самореализации в динамично изменяющихся условиях (см. прил. 6).
В учреждениях образования приоритетными направлениями идеологической
и воспитательной работы являются: гражданско-патриотическое воспитание, формирование духовно-нравственной, информационной культуры, семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие у подрастающего поколения предприимчивости
и инициативы. Актуальными остаются вопросы совершенствования воспитательной работы учреждений образования по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, обеспечения государственной поддержки, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цель идеологической работы в учреждении образования – привить подрастающему поколению основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности, а также обеспечить активное участие молодежи в обустройстве сильного и авторитетного государства. Из этой цели вытекают следующие основные задачи:
1. скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих обучающихся по обеспечению условий для эффективной идеологической и воспитательной работы
в условиях учреждений образования;
2. формирование у обучающихся системы знаний, понимания исторической
и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений
о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя;
3. мониторинг и анализ качества и действенности идеологической и воспитательной работы в условиях учреждения образования и ее осуществление на основе данных об уровнях личностного и социально-психологического развития обучающихся и ученических (студенческих) коллективов;
4. формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций через увлекательные для обучающихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей семьи; через проявление и поддержку молодежных инициатив, через проявление заботы о старших, через приумножение экономических, политических, миротворческих, культурных, спортивных и других достижений нашей страны;
5. развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеучебной и досуговой деятельности учащихся и студентов;
6. развитие навыков межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной позиции;
7. формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;
8. формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
Идеологическая работа должна быть поставлена так, чтобы сама учащаяся
и студенческая молодежь без давления и нравоучений восприняла патриотическую идеологию и понесла с собой по жизни те вековые ценности, которые давали силы нашим предкам.
Стратегические и тактические цели идеологической работы в учреждениях образования направлены на:
· формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
· подготовку к самостоятельной жизни и труду;
· формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
· овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
· формирование культуры семейных отношений;
· создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.
Основу идеологической работы в учреждении образования составляют:
· общественные идеи, ценности, идеалы, мотивы, установки, педагогическое целеполагание;
· коллектив учреждения образования, как интегративная общность субъектов образовательного процесса, родителей, заинтересованных лиц и организаций, сотрудничающих с учебным заведением;
· принципы, содержание, образовательные и воспитательные технологии;
· механизмы избирательного взаимодействия воспитательной системы учреждения образования с социумом.
Учащаяся и студенческая молодежь составляет больше половины в общем количестве молодежи в Республике Беларусь и различается в зависимости от типа учебного заведения, относящегося к тому или иному звену государственной системы образования. К ее особенностям относятся: осуществление учебно-познавательной деятельности, общность культуры общения и нравственно-психологических установок, планово-целевое формирование контингента обучаемых. Здесь определенную роль играет психолого-педагогическая поддержка в реализации идеологической работы с учащимися и студентами.
Психолого-педагогическая основа идеологической работы с учащимися и студентами базируется на соблюдении ряда общечеловеческих принципов воспитания:
· центрации воспитания на развитии личности;
· природосообразности воспитания;
· культуросообразности;
· равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы;
· креативности;
· стимулирования самостоятельности.
Данные принципы также лежат в основе образования и организации жизнедеятельности учащихся.
Важнейшую роль в совершенствовании идеологической работы играют непосредственные участники воспитательного процесса, которые составляют основу идеологического актива учебного заведения. Идеологическая работа требует определенных личностных качеств педагога, его ценностных ориентаций.
Миссию главного идеолога выполняет руководитель учреждения образования. В его обязанности входят следующие функции: создание необходимых условий
для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма обучающихся; обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с социумом, родительской общественностью; формирование идеологического актива учебного заведения в лице субъектов административного управления учреждением образования; распределение ведущих направлений деятельности на всех структурных уровнях через подготовку соответствующего приказа (распределение обязанностей между субъектами идеологической работы); контроль и анализ выполнения функцииональных обязанностей участниками идеологического актива; создание системы материального и морального стимулирования участников идеологического актива; организация идеологической работы с педагогическими кадрами учебного заведения, идеологическое обеспечение воспитания обучающихся; координация деятельности по созданию материальной и методической базы для осуществления идеологической работы.
В функции заместителя руководителя учреждения образования, курирующего идеологическую и воспитательную работу, входят: координация идеологической
и воспитательной работы (определение цели, задач, алгоритма воспитания); разработка перспективного и текущих планов идеологической и воспитательной работы; организация идеологического обеспечения воспитания обучающихся, разработка тематических программ; анализ эффективности воспитательной и идеологической работы с обучающимися; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистских групп; организация методического обеспечения идеологической и воспитательной работы; создание системы обмена опытом по вопросам организации идеологической и воспитательной работы; организация работы стенной печати, контроль за организацией информационных часов; взаимодействие с органами самоуправления, общественными организациями и объединениями.
К идеологическим функциям педагога, преподавателя относятся: анализ содержания и изучение в рамках учебных дисциплин вопросов государственной политики
и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого учебного занятия; разработка примерной тематики рефератов, научных работ, отражающих углубленное изучение обучающимися вопросов идеологии; обучение навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, свободы высказывания собственного мнения, инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия обучающихся; становление у обучающихся глубоких гражданско-патриотических качеств, умения аргументированно противостоять антигосударственным измышлениям, противодействовать проявлениям экстремизма, воспитание высокого уровня гражданской зрелости; пропаганда активной жизненной позиции; аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны.
В идеологические функции куратора студенческой группы, педагога, выполняющего обязанности классного руководителя, входят:реализация в работе принципа непрерывности и преемственности воспитания; вовлечение обучающихся в общественно полезные дела, содействие включению обучающихся в органы самоуправления, детские и молодежные общественные объединения; становление у обучающихся глубоких гражданско-патриотических качеств; осуществление постоянного мониторинга эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития обучающихся; воспитание культуры социального взаимодействия; формирование у обучающихся навыков взаимодействия в микросоциальной (семья, школьный класс, студенческая группа, педагоги, объединение по интересам, дружеская компания) и макросоциальной среде (учебное заведение и его социокультурное пространство, общество, поликультурный мир); постоянная связь с родителями, привлечение их к воспитательной и идеологической работе с обучающимися; участие
в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами
и технологиями воспитательной и идеологической работы.
В данной системе родители выполняют роль носителей и трансляторов определенных микрокультурных ценностей – религиозных, этических, семейных, нравственных и др., но при этом их воздействие носит скорее не формирующий,
а регулирующий характер. Родители в меньшей степени вмешиваются в выбор конкретных целей и задач учебной жизнедеятельности, но стремятся отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно
для обучающегося как с физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных и национальных традиций.
К идеологическим функциям председателя профсоюзного комитета относятся: организация работы с трудовым коллективом учреждения образования по вопросам идеологического обеспечения воспитания; формирование информационно-пропагандистской группы для работы с трудовым коллективом; оказание помощи в решении социальных вопросов работников учреждения образования; создание условий
для отдыха работников; проведение мероприятий по укреплению здоровья, улучшению социально-бытовых условий сотрудников; оформление информационного стенда профсоюзного комитета; включение в коллективный договор положения о материальном стимулировании участников идеологического актива.
Практика работы учреждений образования свидетельствует о приоритетной роли куратора учебной группы в воспитательном процессе. Куратор сегодня – это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитательной деятельности систему отношений в учебной группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого обучающегося (учащегося), сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей, осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации. Повышение ответственности педагогических работников за состояние идеологической и воспитательной работы
в каждом конкретном ученическом коллективе закреплено инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь об организации работы классного руководителя класса общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на ступени общего среднего образования, куратора учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.
Идеологическая работа в учреждениях образования осуществляется на основе органичного единства учебного и воспитательного процесса, затрагивает повседневную внеучебную и досуговую деятельность. Включение обучающегося в систему непрерывного воспитания – это важная задача образования, решение которой требует от каждого учебного заведения создания действующих моделей воспитательной инфраструктуры. Ее основу составляет воспитательная система учреждения образования (программы, сложившиеся формы работы, традиции, материальная база и т. д.).
Опытный воспитатель, педагог, преподаватель, куратор студенческой группы, соблюдая возрастной подход и принцип преемственности, обучают противостоять антиценностям, включают обучающихся в социально значимые виды деятельности
с целью формирования их нравственного опыта и активной жизненной позиции. Идеологическая работа является основой идеологического обеспечения воспитания.