И интеграционные процессы в европе

Европейское движение в послевоенной Европе

Одна из примечательных особенностей развития стран Западной Европы в послевоенный период состоит в формировании и эволюции западноевропейской интеграции, Европейского Сообщества. Был создан разветвленный механизм экономических, а затем и политических интеграционных органов и институтов, осуществляется взаимодействие стран-участниц интеграционного объединения в политической, экономической и социальных областях.

Ее подготовительным этапом стало пятилетие 1945-1950 гг. Не успела закончиться вторая мировая война, как вновь появилось множество проектов объединения Европы. Прежде всего, надо обратиться к тем объективным и субъективным факторам, которые определили поворот к объединительному процессу в Западной Европе и способствовали его реализации.

Этому способствовала ситуация, сложившая на европейском континенте и во всем мире. Не только побежденные страны, как Германия и Италия, но и победители, в том числе Франция, вышли сильно ослабленными из войны. Вновь раздоры европейских держав привели к общему поражению, ослаблению позиций Европы в мировой экономике и политике. Вновь эти державы ищут пути своего утверждения в послевоенном мире. А поскольку этого трудно добиться в одиночку, снова стали популярными лозунги объединения.

Прежде всего, европейские страны стремились обеспечить мир и безопасность на континенте, не допустить возможности развязывания новой войны, положить конец длительному франко-германскому соперничеству.

Западноевропейские страны восстановили свою экономику к концу 40-х годов, но к этому времени обнаружились преобладающие позиции США в экономике западного мира. В условиях сильного нажима и давления со стороны США западноевропейские страны вскоре после войны стремились объединить силы для противодействия своему американскому партнеру, поскольку ни одна европейская держава не могла думать о возможности бросить ему вызов. Следовательно, только в единстве Европа могла найти спасение, чтобы не превратиться в вассала, как в экономическом, так и в политическом отношении.

Провал послевоенной Московской конференции окончательно положил конец союзу Запада с СССР. События в Праге в феврале 1948 г., затем блокада Берлина весной 1949 г вызвали дальнейший рост напряженности. Становилось все более очевидным, что в Европе устанавливается господство двух сверхдержав. Опасаясь военной мощи СССР, Западная Европа искала возможностей противостоять ей. Континент все более явственно делился на два противостоящих военно-политических и экономических блока.

В послевоенные годы тенденция к интернационализации производства и общественной жизни получила не только новый импульс, но качественно новое выражение. Она была связана, с одной стороны, с новым этапом в росте взаимосвязи и взаимозависимости в мире в целом, а с другой стороны – с серьезными сдвигами в судьбах европейского капитализма. Научно-техническая революция и создание мощных транснациональных корпораций создали экономические основы и предпосылки для формирования интернациональных производственно-технологических комплексов в Западной Европе, в которых объединялись капиталы и производственные организмы многих стран. Развитие новых наукоемких отраслей экономики, в первую очередь атомной энергетики, электроники, вычислительной техники, химии полимеров, вызвало дальнейшую специализацию производства.

Процесс стремительно развивающегося разделения труда в государственном и международном масштабах повлек за собой резкое расширение новых видов кооперационных связей. Экономические интеграционные процессы начали действовать на новой экономической базе, приведших в итоге к созданию экономических западноевропейских объединений. Интеграционным процессам в Западной Европе способствовало стремление соединить усилия для восстановления экономики, подорванной в ходе второй мировой войны, и для получения новых стимулов к экономическому росту. Таким образом, экономические факторы, интересы западноевропейских монополий и соперничество с США и с социалистическим лагерем составили важный момент в интеграционных процессах Европы. Это создавало новую ситуацию в европейском движении, придавая ему ярко выраженный экономический аспект, чего прежде не существовало ни на одном из этапов европейских идей и проектов.

Интересы государств, конкретно-исторические условия формировали субъективный фактор этого процесса. Из понятия “субъективный фактор” не следует исключать личные качества политических деятелей, их философские взгляды, партийную принадлежность. Таким образом, тесное переплетение самых разнообразных факторов составило комплекс объективных и субъективных предпосылок для западноевропейской интеграции.

Оживление федералистских тенденций в Западной Европе после войны началось с возникновения множества ассоциаций, выступающих за европейскую интеграцию, таких как Европейский союз федералистов, Лига европейского сотрудничества, социалистическое движение за Соединенные Штаты Европы и др. В декабре 1947 г. был создан международный комитет по координации движения за объединение Европы, который в мае 1948 г. созвал в Гааге европейский конгресс, посвященный проблемам европейской интеграции. В итоге обсуждения конгресс принял резолюции, согласно которым страны Европы призывались к созданию экономического и политического союза, которым были бы переданы некоторые суверенные права входящих в него государств-членов.

Следующим шагом на пути к западноевропейской интеграции было создание в 1948 году Организации европейского экономического сотрудничества для участия в реализации “плана Маршалла”, в которую с подключением к ней ФРГ в 1949 г. вошло 17 государств. Вслед за ОЕЭС в 1950 возник Европейский платежный союз (ЕПС). Функции этих двух организаций были весьма ограничены, но и в таких условиях обе они продемонстрировали свою полезность.

Одновременно с первыми попытками экономической интеграции западноевропейские страны пытаются найти приемлемые формы политической интеграции, а также их институционализацию. В марте 1948 году был создан Западный Союз – политический блок в составе Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Его программа предусматривала тесное экономическое, политическое и военное сотрудничество государств-членов. После этого в июле 1948 г. на заседании Совета Брюссельского пакта Франция внесла предложение созвать совещание стран-участниц с целью создания Европейской Ассамблеи. Оно было отвергнуто Великобританией. После вторичного предложения Франции в октябре 1948 г. было решено сформировать постоянный Комитет единства Европы с целью изучения проблем европейской федерации. В январе 1949 г. Комитет на основе нового компромиссного решения достиг согласия в вопросе о создании Совета Европы – организации координационного характера с правительственным и парламентскими органами. В течение марта и апреля 1949 г. в Лондоне на совещании послов стран-членов Брюссельского пакта, а также Дании, Италии, Ирландии, Норвегии и Швеции был разработан Устав Совета Европы, который был подписан 4 мая 1949 г. министрами иностранных дел всех названных государств. Позднее в эту организацию вступили Греция, Турция, Австрия, Исландия, ФРГ и др.

В апреле 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО) – более широкий военно-политический союз стран Западной Европы и Америки. Одновременно были выдвинуты первые проекты экономического объединения западноевропейских государств. В апреле 1949 г. движение за федерализацию Западной Европы, объединяющее ряд неправительственных организаций, на своей конференции в Вестминстере выдвинуло идею создания европейскими государствами совместных органов управления в области угольной и энергетической промышленности, черной металлургии и транспорта. По поручению Ассамблеи ее экономический комитет разработал проект соглашения о так называемых Европейских Сообществах по отдельным отраслям экономики, и, прежде всего, по угольной и металлургической промышленности, наделенных наднациональными правами. Проект соглашения был разослан правительствам стран-членов Европейского Совета. Тем самым экономический аспект западноевропейской интеграции приобретал все большее значение.

Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)

Фактически путь к европейской интеграции открыла Декларация Р. Шумана. 9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман официально обратился от имени своего правительства к правительству ФРГ с предложением положить конец франко-германскому антагонизму и начать новый этап в отношениях между двумя государствами. В качестве первого шага предполагалось создать франко-германское объединение угля и стали. Значение Декларации Шумана выходило далеко за рамки двусторонних отношений между этими двумя государствами. Французское правительство направило официальное приглашение принять участие в переговорах для изучения предложений и выработки договора о ЕОУС правительствам ФРГ, Италии, стран Бенилюкса и Великобритании, из которых лишь последняя отказалась их принять.

Франция обратилась с призывом, чтобы вместе начать создание “общей основы экономического развития, которое явиться первым шагом к Европейской федерации”, обеспечивающей мир, экономический рост и улучшение условий жизни населения. Сам по себе этот призыв не был чем-то новым и оригинальным, но, в отличие от множества других проектов, Декларация Шумана предлагала цельную концепцию европейского строительства. Именно эта концепция легла в основу всего последующего развития европейской интеграции.

Таким образом, 18 апреля 1951 г. Бельгия, Федеративная Республика Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), и 23 июля 1952 г., после вступления его в силу, план Шумана стал реальностью. Отцы-основатели нового сообщества надеялись, что оно станет зерном, из которого прорастет будущая европейская политическая интеграция, вершиной которой станет европейская конституция.

С установлением общего рынка между странами-членами ЕОУС были ликвидированы таможенные границы, введена полная либерализация торговли продуктами угольной и металлургической отраслей. Учреждение ЕОУС рассматривалось участвовавшими в нем государствами в качестве первого этапа процесса многосторонней интеграции.

Почти одновременно с подписанием Договора об ЕОУС начались и переговоры о формировании Европейского Оборонного Сообщества (ЕОС). Текст договора был подписан в мае 1952 г. в Париже. Однако после длительных дебатов в 1954 г. проект ЕОС был отклонен Национальным собранием Франции, а вместе с ним похоронены планы создания особой “европейской армии”. Это было провалом концепции военно-политической интеграции Западной Европы.

Образование Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Евратома

К середине 50-х годов в Западной Европе все большую поддержку получили идеи образования Сообщества, которое бы охватило всю экономику. Преимущества открытой экономики, единого хозяйственного пространства постепенно убеждали сторонников лозунгов протекционизма в том, что интеграционный процессы – это знамение времени.

С целью непосредственного обсуждения вопроса о путях дальнейшей экономической интеграции открылась конференция министров иностранных дел стран ЕОУС в Мессине (Италия) в июне 1955 г. В коммюнике, опубликованном по окончании конференции, указывалось на необходимость дальнейшего продвижения по пути “построения Европы”. В нем особо подчеркивалась важность сотрудничества в области энергетики, а именно в области использования атомной энергии. Для достижения поставленных на конференции целей был создан межминистерский комитет экспертов под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака.

В ноябре 1955 г. “Комитет Спаака” предложил план создания шестью государствами-членами ЕОУС Европейского Сообщества по атомной энергии. Он был составлен одним из членов комитета, видным представителем деловых кругов французским промышленником Луи Арманом, которому принадлежит и само изобретение сокращения Евратом. Проект Л. Армана предусматривал создание общего фонда по финансированию исследований шести стран, единого рынка атомного сырья и специального оборудования, а также строительство сов-местных научно-исследовательских центров, атомных предприятий. Структура учреждений Евратома должна была строиться по образцу ЕОУС.

В 1956 г. на очередной встрече министров иностранных дел в Венеции было принято решение о том, что целесообразно вести дело к полной экономической интеграции, сохраняя в качестве обособленного направления интеграцию в сфере атомной энергетики. Доклада “Комитета Спаака” был внимательно рассмотрен и одобрен. Его предложения были приняты как основа переговоров, направленных на выработку договора о создании “Общего рынка” и Евроатома.

25 марта 1957 г. в Риме шесть глав правительств стран-членов ЕОУС подписали Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Наряду с этим возникло также Европейское сообщество по атомной энергии. Подписанные договоры вступили в силу после их ратификации государствами-членами 1 января 1958 г.

Таким образом, в Западной Европе возникло три Сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом. Договоры о создании трех Сообществ, при всем различии сфер их применения, провозглашали одни и те же цели: гармоничное развитие экономической жизни, постоянный рост экономики, ее стабильность, повышение жизненного уровня и “более тесные связи между государствами, которые оно объединяет”. Все три договора явились попыткой совместить в себе принципы свободной конкуренции на рынке шести государств с координацией и сближением экономической политики стран-членов, с регулированием экономических отношений между ними.

Конечно, главным, наиболее важным Сообществом, определяющим все развитие интеграции, было ЕЭС. Основными элементами “Общего рынка” стран-членов ЕЭС являются: таможенный союз; ликвидация препятствий конкуренции и взаимодействий хозяйственных систем государств-членов; “позитивная интеграция”; проведение общих политик. Одна из задач по созданию Общего рынка согласно договору состояла в обеспечении четырех свобод: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Подобно ЕОУС Евратом стал инструментом частичной интеграции, охватившей одну из сфер экономического развития Западной Европы. В Договоре провозглашалось, что задача Евратома заключается в том, чтобы путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами. Вместе с тем за общими декларациями просматривались конкретные интересы участников, касавшиеся не только их экономической самостоятельности, но и ядерной безопасности.

В институциональном устройстве Европейского Сообщества заключается одна из главных особенностей этой организации, отличающая ее от других международных организаций.

Комиссия– институт, ответственный за разработку и проведение в жизнь политики ЕС. Члены этого органа назначаются правительствами стран-участниц. При этом членом Комиссии от каждого государства должен быть, по крайней мере, один гражданин, но не более двух. Срок полномочий Комиссии – 5 лет. Комиссия выполняет в ЕС две основные функции. С одной стороны, Комиссия служит “мотором”, “двигателем” Сообщества, обеспечивает продвижение вперед интеграционных процессов, с другой – выступает в качестве “хранителя” Сообществ, гарантирует применение положений учредительных договоров и мер, предпринимаемых институтами для этого. Председатель Комиссии представляет ЕС в отношениях с другими странами и международными организациями, проводит переговоры, заключает соглашения.

Ведущим органом ЕС является Совет министров, наделенный высшими полномочиями. По своему характеру Совет – межгосударственный орган. Он формируется из числа членов национальных правительств – по одному представителю от каждого государства. На него возложены функции обеспечения координации общей политики государств-членов; принятия решений в установленных рамках; исполнять принятые решения. Тем самым Совет определяет всю практическую политику Сообщества.

Европарламент является важной политической трибуной, где обсуждаются проблемы текущей деятельности и развития Европейского Союза. Депутаты избираются на 5 лет на основе пропорциональной системы.

Европейский Суд фактически является органом конституционного контроля, рассматривает и разрешает дела, связанные с толкованием и применением учредительных договоров ЕС. Суд выступает как бы “венцом” единой судебной системы ЕС. Суд ЕС наделен правом проверять законность решений Совета и Комиссии ЕС, рассматривать дела, выступать в качестве арбитра в спорах, выносить решения.

Развитие европейской интеграции от Сообщества к Европейскому Союзу

Воодушевленная первыми успехами в экономической сфере, “шестерка” вернулась в начале 1960-х гг. к идее, от которой полностью никогда не отказывалась, – к политической интеграции. На саммите в Бонне в 1961 г. главы государств-членов поручили комитету под председательством К. Фуше, посла Франции в Дании, представить предложения по политической хартии для “создания Союза народов”. Стремясь найти формулировку, приемлемую для всех, комитет предложил два последовавшие друг за другом проекта (известные как первый и второй планы Фуше). Однако разногласия между странами-участницами относительно природы союза и формы, которую он должен принять, оказались настолько непреодолимыми, что, в конце концов, на встрече министров иностранных дел 17 апреля 1962 г. в Париже было принято решение прервать переговоры.

В Договоре о ЕЭС четко отражен процесс ликвидации ограничений национальных рынков и формирования “Общего рынка”. Для этого был предусмотрен переходный период в 12-15 лет, считая с момента вступления его в силу в 1958 г. Вопрос о координации и сближении экономической политики стран-членов рассматривался скорее как задача будущего. В итоге 1 июля 1968 г. внутренние таможенные границы в Сообществе были полностью упразднены, а на его внешних границах введены общие таможенные тарифы. Таким образом, создание таможенного союза было завершено.

Среди других свидетельств прогресса европейской интеграции следует упомянуть следующие: создание единого институционального механизма Европейских Сообществ, а именно произведенное 1967 г. слияние высших органов всех трех Сообществ в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европарламентом и Судом ЕС образовали общую институционную структуру. На волне этих успехов Европейские Сообщества приняли в 1971 г. Программу перехода к Экономическому и валютному союзу (ЭВС), так называемый “план Вернера”. Однако план создания ЭВС потерпел неудачу. Главную роль в этом сыграли внешние обстоятельства: расстройство международной валютной системы; повышение цен на нефть. В 1975 г. Западная Европа испытала первый за послевоенные годы экономически кризис. В этих условиях Сообществу пришлось решать задачи “выживания” – сохранения достигнутого уровня интеграции.

Тем не менее, этот период не был бесплодным. 1970-е гг. принесли весьма осязаемый прогресс, были введены в действие новые инструменты коммунитарной политики, позволившие расширить сферу координации национальных политик. Первым из них стало Европейское политическое сотрудничество (ЕПС), созданное в 1970 г., как инструмент добровольной координации внешней политики. С тех пор оно расширялось и совершенствовалось.

Был достигнут незначительный прогресс в движении к политической цели и намечены основы для укрепления союза между народами Европы. Обсудив на Гаагском саммите в декабре 1969 г. перспективы продвижения к экономическому и политическому союзу, политические лидеры Сообщества на Парижских встречах в верхах в 1972 и 1974 гг. окончательно сформулировали задачу создания Европейского Союза к концу текущего десятилетия. Бельгийскому премьер-министру Лео Тиндемансу было поручено разработать всеобъемлющий план создания Европейского Союза на основе идей, выдвинутых Комиссией, Европейским парламентом, Судом ЕС и Экономическим и социальным комитетом в представленных ими ранее докладах. Доклад Тиндеманса предусматривал завершение строительства Союза в 1980-х гг. через создание экономического и валютного союза, реформу институтов Сообщества, введение общей внешней, региональной и социальной политики. И вновь в рамках предложенного срока эта цель оказалась слишком амбициозной. В конечном счете, неудача была обусловлена существованием непримиримых фундаментальных разногласий между государствами-членами по поводу конституциональной структуры и институциональных реформ, которые необходимо было осуществить.

Важным шагом на пути консолидации и усиления координации действия его участников было образование нового института - Европейского Совета в 1974 г. Европейский Совет согласно учредительным договорам не входит в систему институтов ЕС. Однако значение этого органа в разработке и проведении в жизнь политики Союза очень значительно. В состав Европейского Совета входят главы государств или правительств государств-членов Европейского Союза, а также Председатель Комиссии.

Сообщество приступило к проведению региональной политики, главным инструментом которой стал Европейский Фонд регионального развития. В течение 1978-1979 гг. была введена в действие Европейская валютная система, основными элементами которой стал механизм поддержания стабильных обменных курсов национальных валют государств-членов и общая валютная единица ЕС - ЭКЮ. В 1979 г. состоялись первые прямые выборы депутатов в Европейский Парламент.

В начале 1980-х гг. велись весьма оживленные дебаты, связанные с реформами Сообщества, на основе таких понятий, как “Европа второго поколения”, “Европейское возрождение” или “Европейский Союз”. Самым значительным из многочисленных инициатив и предложений по реформам был “проект Договора, учреждающего Европейский Союз”, одобренный Европейским парламентом 14 февраля 1984 г. Он знаменовал собой качественный скачок вперед, сделанный Парламентом на пути к Европейскому Союзу. Договор предполагал наделение органов Союза новыми полномочиями в таких областях, как экономическая и валютная политика, социальная политика (включая благосостояние и здоровье граждан), а также во внешнеполитической сфере (безопасность, мир и разоружение), затрагивая самую сердцевину национальной политики. Законодательство Союза должно было приниматься в рамках двухпалатного механизма, подобного федеральной системе, причем целью являлось достижение баланса между демократически избранным Европейским парламентом и Советом Союза, состоящим из представителей правительств государств-членов. Хотя в таком виде проект Договора не имел шансов на ратификацию его национальными парламентами и, таким образом, на превращение в закон, он был как бы вызовом государствам-членам и испытанием меры их ответственности перед взятым на себя обязательством способствовать прогрессу европейской интеграции, вынуждая их показать свое истинное отношение.

Этот вызов правительства приняли. Однако на Штутгартской сессии Европейского совета в июне 1983 г. они оказались неспособными на большее, чем призвать к “широкомасштабным действиям, обеспечивающим новое продвижение Сообщества”. Но на саммитах в Фонтенбло и Милане в июне 1984 и 1985 гг. они все же отреагировали на инициативы Парламента, подкрепив прежние заявления о намерениях принятием решений о практических действиях на двух параллельных фронтах, чтобы помочь развитию европейской интеграции.

Первой сферой действий стала институциональная реформа. Был создан Комитет ad hoc по институциональным делам под председательством ирландского сенатора Джеймса Дуджа. Как и комитет Спаака, который представил доклад, использованный в качестве основы на переговорах по учреждению ЕЭС и Евратома, комитет Дуджа состоял из личных представителей глав государств и/или правительств. Его задачей была подготовка предложений по укреплению европейского сотрудничества, как в Сообществе, так и в рамках ЕПС и рассмотрение возможных направлений продвижения к Европейскому Союзу. Второй сферой является продвижение к “Европе народов”, которая должна уделять особое внимание интересам и заботам рядовых граждан. И вновь ответственность за подготовку конкретных предложений была возложена на комитет ad hoc, приступивший к работе 1 ноября 1984 г. под председательством Пьетро Адоннино. В его задачу входило рассмотрение возможностей для совместных действий в таких областях, как образование, здравоохранение, право, борьба против наркотиков и терроризма, а также определение пути дальнейшего продвижения к Европейскому Союзу.

Решения обоих комитетов стали основой для дискуссий между руководителями Сообщества на Миланской встрече в июне 1985 г., где был намечен путь к Европейскому Союзу через создание экономического пространства без внутренних границ, расширение Европейского политического сотрудничества путем включения в сферу его деятельности проблем безопасности и обороны, а также совершенствование механизма принятия решений через расширение полномочий Европейского парламента.

Важной вехой на этом пути стал Единый Европейский Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 г. В его преамбуле подтверждена главная цель – создание Европейского Союза, достижению которой Сообщество и Европейское политическое сотрудничество призваны всячески способствовать. В нем детально определены правовые рамки учреждения единого рынка к 1992 г. и тесного сотрудничества в политике охраны окружающей среды и научно-технической политике. Формально это предполагало внесение серии поправок и дополнений к Договорам, учредившим Сообщества. Наконец, третья часть Единого Акта касалась сотрудничества в области внешней политики в рамках ЕПС, создав для него правовую основу, тогда как раньше оно базировалось на неформальной договоренности.

Работа над проектом строительства единого рынка быстро продвинулась вперед, и с начала 1990-х гг. новый смысл директив и предложений, нацеленных на создание Европейского Союза, стал ясно виден. В декабре 1990 г. руководители Сообщества официально договорились о проведении двух межправительственных конференций, первая – чтобы наметить шаги, направленные на создание экономического и валютного союза, и вторая – чтобы разобраться с препятствиями, стоящими на пути к политическому союзу. Результатом двух конференций стал Договор о Европейском Союзе, подписанный государствами-членами в Маастрихте 7 февраля 1992 г. Но на пути к его окончательной ратификации и вступлению в силу с 1 ноября 1993 г., пришлось преодолеть множество барьеров. На референдуме 2 июня 1992 г. народ Дании проголосовал против ратификации и лишь в результате повторного референдума в мае 1993 г., с учетом уступок в форме специальных оговорок для Дании, одобрение было получено. Во Франции общественное мнение по поводу Договора также разделилось, и референдум, состоявшийся в сентябре 1992 г., принес лишь минимальный перевес в пользу ратификации, В Соединенном Королевстве ратификация была поддержана оппонентами правящей Консервативной партии только 2 августа 1993 г. В Германии возражения против ратификации выдвинул Конституционный суд, заявивший, что Договор может повлиять на конституционную структуру страны. Хотя 12 октября 1993 г. Суд отказался от этого аргумента, он внес поправки по нескольким важным пунктам, значительно сократив политическое поле для маневра в вопросе об интеграции.

Даже со стороны государств-членов, которые ратифицировали Договор вовремя и должным образом к 31 декабря 1992 г., прозвучала немалая доля критики. Опасения и открытые сомнения появились главным образом из-за того, что решение о движении к Европейскому Союзу было принято за закрытыми дверями. В отличие от дебатов по единому рынку межправительственные конференции не были широко освещены, и граждане Сообщества не были должным образом информированы ни о целях, лежащих в основе намерения создать Европейский Союз, ни о необходимости и значении этого шага. Шок, вызванный отклонением Договора датчанами во время первого референдума, побудил задуматься об этом информационном разрыве. И лишь после всего этого началась, оживленная и плодотворная дискуссия о будущем европейской интеграции. Хотя было невозможно убедить всех критиков идеи европейской интеграции в преимуществах объединенной Европы, тем не менее, дебаты сделали совершенно ясной одну вещь: европейская интеграция не может быть навязана сверху, а должна развиваться органически, порожденная волей и убежденностью народов в том, что необходимо объединиться в Союз. Среди прочего, это означало, что процессы, развертывающиеся на европейском уровне, должны быть более понятными и, в конечном итоге, контролируемыми.

Европейское сообщество существует уже более 50 лет; официальная дата его рождения – 18 апреля 1951 г., когда шесть государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) подписали в Париже договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. С того времени ЕС прошло несколько этапов развития:

1951-1957 гг. – секторальная интеграция в рамках ЕОУС.

1958-1970 гг. – создание таможенного союза и общего рынка товаров на основе Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, подписанного теми же государствами 25 марта 1957 г.

1971-1985 гг. – период острого кризиса и последующей стабилизации ЕС, начавшийся с попытки перейти к строительству экономического и валютного союза. Этот план потерпел провал в силу ряда внутренних и внешних обстоятельств, в том числе из-за четырехкратного повышения цен на нефть и серии последующих циклических и структурных кризисов в мировой экономике. Кризис ЕС сменился стабилизацией и постепенным возобновлением динамики интеграционных процессов.

1986-1992 гг. – переход к единому внутреннему рынку, определяющей чертой которого является свободное движение товаров, услуг, капиталов и лиц.

С 1993 г. начался новый этап – переход к экономическому, валютному и политическому союзу в соответствии с программой, которая содержится в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. Специфика этого этапа состоит в том, что над единым внутренним рынком возводятся уже не отдельные звенья, а цельный механизм регулирования экономики. Это единая валюта и валютная система, это гораздо более высокая степень координации, гармонизации и унификации экономической и социальной политики, это увеличение наднациональных полномочий Сообщества и распространение его компетенции на такие важнейшие сферы, как внешняя политика и отчасти оборона.

Параллельно европейская интеграция распространялась “вширь”, увеличивалось число государств-членов ЕС. ЕОУС, а затем ЕЭС и Евратом создавались шестью государствами. Первое увеличение численности государств-членов произошло в 1973 г., когда к “шестерке” добавились три страны – Великобритания, Ирландия и Дания. Второе увеличение состоялось в 1981 г., но тогда в EЭС вошла всего одна страна – Греция. Спустя пять лет произошло третье увеличение: в 1986 г. членами ЕЭС стали два новых государства – Испания и Португалия. Четвертый раз состав государств-членов увеличился в 1995 г., когда в Европейский Союз вступили три новых государства – Австрия, Швеция и Финляндия. Следующим важным этапом расширения ЕС было вступление в 2004 г. в него 10 членов: стран Центральной и Восточной Европы, Мальты и Кипра

29 октября 2004 г. в Риме состоялась торжественная церемония подписания договора, устанавливающего Конституцию для Европы, в которой приняли участие главы государств и правительств, а также министры иностранных дел государств-членов ЕС. Для вступления в силу данный документ должен быть ратифицирован всеми 25 государствами ЕС. Европейская Конституция, прежде чем появиться на белый свет, подверглась самой суровой экспертизе на всех уровнях своей подготовки, для которой был сформирован Политический Конвент из 105 юристов-международников и ученых во главе с Валери Жискар д`Эстеном, бывшим президентом Франции. Около двух лет Политический Конвент готовил и пересматривал проект Конституции, используя конституционный опыт многих стран Европы, а также традиционные европейские взгляды на демократию. Надо при этом отметить, что Европа является родиной демократии.

Конституция очень подробно определила круг компетенции, которой располагает Европейский Союз. Конституционная компетенция ЕС складывается из тех полномочий, которые государства-члены ЕС делегируют наднациональному органу ЕС во многих областях внутренней и внешней политики ЕС, иными словами, государства-члены ЕС делегируют Европейскому Союзу часть своего суверенитета. Но при этом основная часть национального суверенитета остается в руках государств-членов ЕС. В Конституции особо подчеркивается, что Европейский Союз не посягает на суверенитет государств-членов ЕС и не сводит на нет национальную идентичность.

В настоящее время быстро развивающееся сотрудничество между европейскими государствами в различных областях приводит к поиску его новых организационных и правовых форм. При этом встает двойная задача – усилить роль государств в развитии взаимных экономических, политических и культурных связей в целом, и повысить в то же время активность их отдельных регионов в проведении этой деятельности.

Создание в Европе широкой системы межгосударственных структур, правовая основа которых варьируется от заявлений о намерениях о сотрудничестве до многосторонних межгосударственных договоров, устанавливающих конкретные организационные формы деятельности, расширило концепцию межгосударственного сотрудничества и в значительной степени определило ее международно-правовые основы.

Таким образом, развитие интеграционных процессов ведет к тому, что в новом столетии ЕС объединит почти всю Европу. Ясно проступила перспектива интегрированной “Большой Европы”, реализующей в приемлемых для нашего времени формах давнюю идею Соединенных Штатов Европы. С экономической точки зрения ЕС уже сегодня является одним из трех гигантов. Представляется очевидным и то, что интегрированная Европа будет обладать огромным потенциалом политического влияния в мировом сообществе государств, играть в нем активнейшую роль.

Глава 16

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

После второй мировой войны Ближний и Средний Восток превратились в один из самых беспокойных и опасных регионов мира. Располагаясь на стыке трех континентов, он занимает важное геостратегическое положение. Через регион проходят самые важные морские, сухопутные, воздушные линии, связывающие кратчайшим путем страны Запада и Востока. Еще большую ценность представляют поистине колоссальные запасы энергоносителей: в недрах государств по официальным данным таятся около 60% нефти и газа мира. Здесь столкнулись интересы крупнейших мировых держав, пытающихся держать ситуацию под своим контролем.

Страны региона из-за внутренних социально-экономических и политических противоречий пережили немало острых кризисов. Неоднократно вспыхивали здесь гражданские войны в Иране, Алжире, Ираке, Йемене, Ливане, Омане. Столкновения оппозиционно настроенных исламских организаций и их боевиков с властями – стали нормой в Судане, Сирии, Египте, Иордании, Саудовской Аравии. Государственные переговоры, диктаторские режимы, коррупция характерны для многих арабских стран. Укореняется тенденция пожизненного президентства, и даже передача власти по наследству в республиканских государствах (Сирия, Тунис, Египет). Более 10 крупных международных кризисов и войн, унесших сотни тысяч жизней, испытали народы региона за послевоенные годы. Более 50-лет продолжается ближневосточный конфликт между арабами и Израилем, который часто угрожает всеобщему миру. Страны Ближнего и Среднего Востока поглощают львиную долю поставок вооружений на внешний рынок. Американские корпорации обеспечивают потребности в оружии Израиля, Египта, Турции, Иордании, Саудовской Аравии, зарабатывая ежегодно несколько миллиардов долларов. За ними следуют российские, французские, итальянские, английские военно-промышленные комплексы.

В 70-80-е гг. иракский режим закупил лишь у Советского Союза боеприпасы, артиллерийские орудия, минометы, ракеты, самолеты, танки, БМП, стрелковое оружие на 32 млрд. долларов. Кроме того, военную технику тогда ему продавали и США и Франция. Опираясь на это вооружение, С. Хусейн напал на Иран и 8 лет вел изнурительную войну с ним. В 90-е годы Ираку подпольно поставлялись новые партии оружия, хотя на него были наложены санкции СБ ООН. И снова российские оружейники были “впереди планеты всей”, направляя истребительные средства преступному режиму С. Хусейна. Вот почему Россия в Совете Безопасности ООН не позволяла принять резолюцию по Ираку о применении военной силы для сокрушения саддамовского правительства, ибо она не хотела терять столь важный рынок сбыта продукции своей военной промышленности.

В начале 70-х гг. наиболее острым в регионе оставался ближневосточный конфликт, который не находил своего решения. Принятая СБ ООН резолюция №242 от 22 ноября 1967 г. носила компромиссный характер. Она предусматривала “недопустимость приобретения территорий посредством войны” и требовали вывести израильские войска с территорий, “оккупированных во время недавнего конфликта”. Эта часть резолюции учитывала желание арабов и их покровителей – США и других западных держав – нашла отражение в другой части документа, где говорилось, что каждая страна Ближнего Востока имеет право на “существование в безопасных и признанных границах”, свободу судоходства по международным путям. Кроме того, в нем упоминалась и палестинская проблема, которую необходимо было решить “на справедливой основе”.

Однако, положения резолюции №242 долгое время не получали положительного отклика у противоборствующих сторон. Лишь в марте 1968 г. Египет заявил о своей готовности выполнить все ее пункты. Остальные арабские страны в отношении Израиля продолжали придерживаться “трех нет”: ни мира, ни переговоров, ни признанья. Эта наивность их политиков никак не соответствовала реальности ХХ в., в который они жили и действовали, и не могли продвинуть урегулирование проблемы, являвшейся для них жизненно важной.

Потребовались еще несколько месяцев дипломатических усилий, чтобы Иордания, затем Ливан присоединились к позиции Египта. Отдельные деятели Арабского Востока лишь в начале 1971 г. стали высказываться о том, что и политически борьба допустима как “вспомогательное средство вооруженной борьбы” с Израилем. Но Организация Освобождения Палестины (ООП), Ливия, Ирак, Саудовская Аравия продолжали твердить о необходимости уничтожения сионистского образования в Палестине. В их лексике не встречалось даже слово “государство Израиль”. Они все еще лелеяли надежду на то, что с помощью СССР смогут одолеть противника. Поставки советского оружия в страны региона шли непрестанно.

Надо признать, что правящие круги Израиля также не желали идти на какие-либо встречные шаги арабам. Военные удачи 1967 г. вскружили головы израильских генералов М. Даяны, Барлева, А. Шарона. Поэтому израильское правительство отвергло план государственного секретаря США У. Роджерса 1969 г., по которому предполагалось узаконить границы 1967 г. с отдельными уточнениями в обмен на полное мирное соглашение. Да и арабы не были готовы на такой шаг.

Получив значительное количество оружия, Египет открыл войну на истощение против Израиля. В следующем году вдоль Суэцкого канала начался обстрел позиций врага. В ответ на это Израиль нанес воздушные удары по глубинным районам Египта. Они заставили президента Г. А. Насера просить Москву создать систему противовоздушной обороны вокруг крупных городов и промышленных объектов в тылу, это позволило Советскому Союзу разместить на территории Египта обслуживающий персонал, насчитывавший не менее 15 тыс. человек.

Думается, что и на этот раз Г. А. Насер и его окружение допустили крупный просчет, начав эту конфронтацию, которая еще более усилила его зависимость от СССР.

В сентябре 1970 г. в Иордании вспыхнули столкновения между армией и палестинскими боевиками. Попытки ООН вести себя независимо от местных властей и экстремистские действия ее сторонников давно вызывали трения в стране. 9 дней шли сражения, приведшие к гибели 20 тыс. человек с обеих сторон. Структуры ООН вынуждены были перебазироваться в Сирию и Ливан. Некоторые арабские страны порвали связи с Амманом. Вскоре Король Хусейн выдвинул план создания объединенного государства с включением в его состав Западного Берега р. Иордании, когда он будет освобожден, который не получил поддержки.

В те дни, когда Иордания задыхалась от братоубийственной войны, Г. А. Насер приложил все силы, чтобы прекратить ее. 28 сентября на другой день после подписания мира между арабскими сторонами, он скончался. Пост президента Египта занял А. Садат, обещавший продолжать курс предшественника. В ноябре Египет объявил о прекращении перестрелки в зоне Суэцкого канала. В середине мая 1971 г. в Каире была арестована большая группа высших деятелей, тесно связанная с Г.А. Насером. Тем не менее, 27 мая 1971 г. Садат пошел на заключение договора о дружбе и сотрудничестве с СССР. Это был большой успех советской дипломатии; позднее подобные договоры были подписаны с Сирией, Ираком, Южным Йеменом.

В конце 60-х – начале 70-х гг. Арабский Восток потрясли крупные события. Так 22 июня 1969 г. власть в Южном Йемене захватили левые группы и провозгласили Народную Демократическую Республику Йемен (НДРЙ), которая долгие годы была связана с социалистическими странами. Развернулось партизанское движение в Омане, возглавляемое народным фронтом освобождения. Фронт выступал за изгнание англичан и установление народной власти, то есть прокоммунистического режима. В конце концов, в Омане утвердилась феодально-теократическая монархия во главе с султаном Кабусом.

Отказ лейбористского правительства Великобритании от ответственности в районе “к востоку от Суэца” привел в 1971 г. к образованию новых независимых государств, расположенных на восточном побережье Аравийского полуострова: Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Катара. Изменения внутриполитического характера произошли в Сирии, где у власти встал деятель баасистской партии Х. Асад, а в Ираке левые басисты Х. аль-Бакр и С. Хусейн подготовили новую конституцию. В обеих странах началось наступление на позиции иностранного капитала и активное противодействие Израилю и их покровителям.

Однако тогда же влияние Советского Союза в данном регионе постепенно падало. Это было вызвано как начавшимся общим кризисом социалистической системы и усилением недоверия к политике Москвы в мире и на Арабском Востоке, так и ростом экономической мощи стран Запада.

Тот процесс, который позже был назван “застоем”, охватил все стороны общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни СССР. Вера принципам, отстаиваемым советскими лидерами, улетучивалась по мере роста разрыва в благополучии населения Западной Европы, США, Японии по сравнению с уровнем жизни в социалистических государствах. Правда, по инерции СССР еще проявлял военную активность в Азии, Африке, Латинской Америке, участвуя в гражданских войнах в Анголе, Мозамбике, в региональных конфликтах на Африканском Роге, в Южной Азии, Индокитае и т.д. Парадокс заключался в том, что СССР, предлагая ведущим державам Запада мир и часто идя на компромиссы в отношениях с ними, всячески пытался провоцировать очаги напряженности на периферии, консервировать их, подталкивая других на столкновения с той же Америкой. Ближневосточный конфликт и отношение к нему СССР один из наглядных примеров. Конечно, у США тогда превалировал конфронтационный подход ко всему, что было связано с политикой СССР. Поворот к разрядке напряженности в мире и сокращению стратегических наступательных ракетно-ядерных вооружений был отвержен подписанием целой серии договоров между СССР и США во время пребывания Р. Никсона в Москве в апреле 1972г.

Хотя шла вьетнамская война, тяжелая и позорная для США, администрация президента Р. Никсона уже в конце 1970 г. заставила Сирию, а за ее спиной стоявший Советский Союз, прекратить вмешательство в иорданские дела. В большой политике ничто не остается без внимания. Видимо, уже тогда А. Садат понял, что ключ, с помощью которого можно решить застарелую проблему, находится в руках США. Отход А. Садата от курса Г.А. Насера и от Советского Союза в определенной степени связан и с прокоммунистическим путчем в Судане летом 1971 г. Египет встал на сторону Дж Нимейри и помог ему подавить мятеж. Власти Египта и Судана заняли резко антикоммунистическую платформу, что не могло не сказаться на их отношениях с СССР. Как бы то ни было в 1972 г. по его требованию советские военные и технические специалисты покинули Египет. Еще более неожиданный эффект на все последующее развитие событий оказала Октябрьская война 1973 г.

Способность египетской армии прорвать “линию Барлева” – израильских укреплений на восточном берегу Суэцкого канала, считавшихся неприступными – вызвала потрясение, сирийцы действовали на Голанских высотах в Тель-Авиве. Тем не менее, через некоторое время Израиль, получив по морю и по воздуху оружие из США, перешел в наступление и его танковые колонны оказались у порога Каира и Дамаска.

Уже в ходе Октябрьской войны арабские государства решили сократить добычу нефти и прекратить поставки нефти “прямым пособникам Израиля”. Ирак национализировал имущество западных компаний в нефтяной отрасли. Эти меры положили начало резкому росту цены на жидкое топливо и мировому энергетическому кризису. С того времени нефтегазовая проблема стала рассматриваться как приоритетная стратегическая составляющая в международных отношениях, а значение региона Ближнего и Среднего Востока еще более возросло в мировых делах.

К резолюции №242 СБООН от 22 ноября 1967 г. добавилась новая важная резолюция №338 СБ ООН от 22 октября, которая предусматривала немедленное прекращение огня и проведение переговоров с целью установления справедливого и надежно мира на Ближнем Востоке. Израиль пытался не считаться с ней и продолжал военные действия, однако, по настоянию СССР были приняты еще два решения СБ ООН об отводе его войск на позиции 22 октября и создании чрезвычайных сил ООН для обеспечения прекращения огня. Следует признать, что комплекс событий, связанных с Октябрьской войной 1973 г., заставил многие страны мира, включая европейские, выступить с заявлениями о необходимости скорейшего урегулирования конфликта. И уже в 1974 г. при активном участии США Израиль подписал первые промежуточные соглашения с Египтом (18 января) и Сирией (5 июня), позволившие освободить некоторые арабские территории в обмен на гарантии безопасности. В сентябре следующего года Египет и Израиль достигли второй договоренности о разведении войск.

Так заработал механизм двусторонних контактов воюющих государств региона. Что же касается многосторонних усилий и международных конференций, за которые ратовал СССР, то их деятельность не была плодотворной. Так ничем завершилась работа Женевской конференции в декабре 1973 г., после чего она и не собиралась из-за нежелания, как арабов, так и Израиля. В условиях, когда СССР не имел дипломатических связей с Тель-Авивом (он порвал их в июне 1967 г.) и не мог заниматься двусторонними отношениями, преимущество было на стороне США, которые шаг за шагом стали продвигать процесс достижения мира в регионе, избрав сепаратный путь.

Наши рекомендации