Какие интеграционные процессы происходили в Европе во второй половине ХХ в.?

Во второй половине ХХ в. международные отношения на Европейском континенте характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности, которая могла бы усилить интеграцию европейских стран. В среде реалистически мыслящих правящих кругах и правительствах Запада возникла идея переговоров, обозначился поиск путей обеспечения безопасности через обеспечение более тесного сотрудничества и обеспечение доверия на европейском континенте.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процессы разрядки и интеграции в Европе. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских государств продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - общеевропейский процесс.

На основе крупных сдвигов в отношениях между СССР и США, СССР и странами Западной Европы в ноябре 1972 г. начались консультации предварительного характера, в результате которых в июле 1973 г. в Хельсинки открылись заседания министров иностранных дел 33 европейских государств, США и Канады.

Второй этап переговоров о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе проходил в Женеве и длился два года (с сентября 1973 г. по июль 1975 г.). 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.

Этот документ не являлся договорным, но он имел большое морально-политическое значение, так как вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы. Заключительный акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках Общеевропейского процесса.

Продвинут данный процесс был в 1980-е гг. Большое значение для установления атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках Хельсинкского процесса переговоры 23 государств - участников ОВД и НАТО. В 1990 г. в Париже состоялось Совещание глав государств и правительств европейских государств, США и Канады, на котором были приняты решения о сокращении возможностей военной машины ОВД и НАТО. Это историческое событие открыло новую страницу в Общеевропейском процессе, знаменовало конец враждебного противостояния в Европе. Итоговый документ встречи - Парижская хартия для новой Европы - наметил конструктивную программу международного сотрудничества в мире и Европе, выразил приверженность демократии, основанной на правах человека.

Процесс общеевропейской интеграции активизировался после объединения Германии. Новые условия для интеграционных процессов создала ситуация, связанная с распадом социалистической системы в Европе.

Новые принципы и формы взаимоотношений в Европе были выработаны на Маастрихтской встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, состоявшейся в декабре 1991 г. На встрече были подписаны документы о валютно-экономической и политической интеграции этих стран. Открылась новая фаза углубления интеграции в Западной Европе.

Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице. Маастрихтские договоренности предусматривали также проблему политической интеграции западноевропейских государств. Предполагалось расширение всех основных институтов ЕС - Совета министров, Европарламента, Комиссии европейских сообществ и других структур. К ЕС и НАТО выразили желание присоединиться и почти все страны, входившие некогда в ОВД.

37. Какие страны Запада в конце ХХ в. можно назвать "ведущими"?

К концу ХХ в. ведущие страны, составляющие ядро западной цивилизации, уверенно вошли в фазу постиндустриального общества. К этому времени наиболее трудная часть структурной перестройки экономики осталась позади, и большинство стран данного региона демонстрировали достаточно устойчивые и стабильные темпы экономического роста - в среднем 2-2,5 % в год.

Особенно успешным последнее десятилетие ХХ в. оказалось для США, которые еще дальше ушли в отрыв от своих конкурентов.

Своеобразным знаком этого десятилетия стал процесс глобализации. Под этим термином понимается многомерный процесс, в качестве главных составляющих которого обычно выделяют:

1) формирование единого мирового финансового рынка;

2) формирование единой информационной сети;

3) либерализацию мировой торговли;

4) резкое расширение транснациональных кампаний (ТНК) в мировой экономике.

Процесс глобализации развивается неравномерно. Наиболее интенсивно идет процесс глобализации финансовых рынков. В последние годы опережающими темпами развивается движение спекулятивного капитала, оторванного от реального сектора экономики. Особенно быстро растет объем операций с валютой, облигациями и ценными бумагами. Именно эта часть общего глобального движения капитала начинает оказывать наибольшее влияние на динамику развития цивилизации. Пока не сложилось адекватных регуляторов этой сферы движения капиталов, и в силу этого именно она выступает главным источником неустойчивости мирового финансового рынка, которая за последнее время обернулась несколькими региональными кризисами.

Сердцевиной качественных изменений экономики западных стран стали сдвиги в области информационно-коммуникационных технологий, радикально трансформировавших материальный базис общества. Прежде всего в данных странах заметно снизилась роль производства индустриального типа. Это видоизменило источники экономического роста. В их ряду все большее место стала занимать информация - главный товар в глобальной экономике. Это стало возможным благодаря появлению стремительно развивающейся сети Интернет.

Глубокие качественные изменения в экономике, вызванные процессом ее глобализации, принесли и крупномасштабные проблемы, которые называются (и не без оснований) глобальными. В их ряду на первое место выдвигается экологическая проблема. Научно-технический прогресс привел к тому, что появилась угроза для безопасного обитания человека.

Озабоченность вызывает и традиционная для человечества демографическая проблема. Рост населения планеты пока абсолютно не коррелирует с темпами экономического роста. Большая часть прироста населения приходится на страны с невысоким уровнем жизни. И ныне не являются исключением голод и нищета в ряде стран мира.

Серьезную проблему создает истощение ресурсных возможностей планеты, особенно истощение источников сырья.

Переход ведущих стран Запада в стадию постиндустриального развития несколько обострил социальные проблемы в регионе. В этих странах, несмотря на быстрое изменение структуры экономики и благоприятную экономическую конъюнктуру, сохраняются безработица, резкий разрыв в уровне доходов наиболее богатой части общества и тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы.

Усугубляют ситуацию и сохраняющиеся национально-этнические конфликты в таких странах, как Испания, Великобритания, Франция, Канада, Италия. Дестабилизирующую роль сыграли и политические скандалы, например связанные с попыткой импичмента президента США У. Клинтона в 1999 г., или с серией разоблачений намерений правительств Э. Блэра и Дж. Буша младшего в ходе подготовки войны в Ираке.

Но эти тенденции не ослабили убежденности западной цивилизации в том, что эволюционный путь развития единственно возможен и в дальнейшем. Резкое усиление консервативных сил ушло в прошлое. Ныне западные страны ищут пути обеспечения общественного согласия и оптимальные формы управления постиндустриальным обществом. Но этот процесс сталкивается с набирающим популярность антиглобалистским движением, что затрудняет решение задачи консолидации общества.

Наши рекомендации