Международная безопасность
Раздел 3. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема 7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Учебные вопросы:
7.1. Международная безопасность
7.2. Глобальная безопасность
7.3. Региональная безопасность
7.4. Коллективная безопасность
Литература:
Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник. — с. 432, 2009
Международная безопасность
Практически национальная безопасность означает как физическую, так и морально-политическую способность государств защитить себя прежде всего от внешних источников угроз своему существованию, т.е. обеспечение национальной безопасности связано с определенным состоянием системы международных отношений.
Система международных отношений — функциональная совокупность субъектов (государств, наднациональных институтов и вненациональных организаций), вовлеченных в отношения противодействия и сотрудничества друг с другом, определяемых их интересами и возможностями.
Интересы развития международных субъектов объективно требуют постоянного задействования как охранительных, так и захватнических действий со стороны государств, т.е. определяют и перманентную возможность применения силы. Именно поэтому обеспечение национальной безопасности во все времена тесно связывает проблемы противоборства и сотрудничества на международной арене или, точнее, проблемы войны и мира — наиболее важные проблемы международных отношений.
Мир — это отсутствие войны, вооруженной борьбы между народами, а также гарантии безопасности для кого-либо. Мир — это необходимое условие безопасности государств и народов на международной арене. Но удовлетворение национальных интересов государств не исключает экономической конкуренции, культурной экспансии и других форм борьбы. Эти формы, как показывает исторический опыт, очень часто сопровождаются угрозой применения силы и/или вмешательством во внутренние дела.
Они не нарушают мира, однако выступают в качестве угрозы национальной безопасности того или иного государства. Поэтому предполагается, что идеальная система международных отношений должна не только исключать применение силы при разрешении международных конфликтов[1], угрозу ее применения и вмешательство во внутренние дела, но и самое широкое сотрудничество. Соответствие реальной системы международных отношений таким критериям определяется понятием «международная безопасность».
Международная безопасность — это состояние международных отношений, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и сотрудничество народов, государств, международных объединений, надежная защищенность жизненно важных интересов каждого из них от возникающих угроз.
Она основывается:
Ø на принципах мирного сосуществования;
Ø нормах международного права;
Ø активизации всех форм позитивного международного взаимодействия.
Содержание международной безопасности определяется:
Ø взглядами государств на международные условия, оптимальные для реализации их национальных интересов;
Ø сущностью имеющихся политических проблем — международных ситуаций, в рамках которых отсутствует совпадение национальных интересов двух и более сторон (т.е. системы противоречий на международной арене);
Ø характером деятельности государств, направленной на решение международных проблем.
Разрешение международной проблемы не в соответствии с интересами хотя бы одной из заинтересованных сторон и порождает международные конфликты. А попытки силового решения международных конфликтов рассматриваются как угроза международной безопасности.
Политические проблемы могут затрагивать все мировое сообщество, а могут касаться лишь интересов государств конкретного региона. В связи с этим международная безопасность включает в себя понятия глобальной и региональной безопасности.
Глобальная безопасность
Понятие глобальной безопасности возникло в связи с нарастанием процессов интернационализации хозяйственной жизни, политической интеграции и другими аспектами развития, динамика которых имеет планетарный масштаб, — глобальными проблемами.
Глобальные проблемы (глобальные вызовы) — это процессы и явления, которые оказывают свое действие на всю человеческую цивилизацию, затрагивают интересы всех стран и народов, усиливая их взаимозависимость и одновременно их уязвимость. Глобальные вызовы угрожают всему человечеству в случае, если не будет найдено их решение, или гибелью цивилизации в целом, или серьезным регрессом в условиях самой жизни, торможением человеческого развития. Нарастание уязвимости перед лицом глобальных проблем требует неотложных коллективных усилий и мер по их решению уже на глобальном уровне взаимодействия[2].
Глобальные проблемы формируются в двух принципиальных сферах человеческого развития:
1) взаимодействия природы и общества и
2) сфере общественных взаимоотношений.
К глобальным проблемам первой сферы традиционно относятся: проблемы, связанные с обеспеченностью человечества сырьем, продовольственная, демографическая, загрязнения окружающей среды (экологическая); освоения Мирового океана и космического пространств.
Глобальные проблемы сферы общественных взаимоотношений связаны с неравномерностью развития отдельных стран и регионов, бедностью и отсталостью, адаптацией человека к масштабам и темпам технологического прогресса, противоборством и взаимовлиянием культур и традиций. Важнейшей глобальной проблемой выступает наращивание потенциала самоуничтожения человечества в результате войн или террористических актов с применением оружия массового поражения.
В настоящее время процессы глобализации, образование глобального информационного и финансово-экономического пространства не только во многом усугубили имеющиеся глобальные проблемы, но и дополнили их новыми. В сфере безопасности — это международный терроризм, распространение оружия массового поражения, разрушение традиционных систем политического и экономического управления, вынужденная миграция, распространение массовой культуры. Проницаемость границ в условиях глобализации и единого информационного пространства снимает различия между национальной и международной безопасностью, создает новые виды угроз, усугубляя неравенство стран и регионов по критерию безопасности.
В результатеглобальная безопасность - это состояние защищенности мирового сообщества в целом от угроз, исходящих от какого-либо его члена (государства или организации) или их совокупности, а также от негативных (угрозообразующих) процессов, связанных с развитием человеческой цивилизации или природными и внеземными катаклизмами.
Глобальная безопасность предполагает состояние динамического равновесия и стабильности развития человечества, все субъекты которого обладают равными правами и несут равную ответственность за свои действия в рамках общепринятых правил поведения.
Региональная безопасность
Как отмечено выше, глобальные проблемы — это проблемы, одинаково важные и более или менее одинаково воспринимаемые мировым сообществом в целом. Однако большинство международных проблем порождается лишь ограниченным числом международных субъектов. И более того, имеет конкретную географическую привязку, ограничивая, в географическом плане «размах» приложения усилий того или иного субъекта, удовлетворение интересов которого связано с рассматриваемой проблемой. В связи с этим существует и понятие международной безопасности определенной географической зоны - региональная безопасность.
Для того чтобы разобраться с сущностью региональной безопасности, необходимо определить, что в контексте ее рассмотрения должно пониматься под регионом.
Регион — это крупная индивидуальная территориальная единица. Это наиболее общее, но неконкретное с точки зрения международной безопасности определение. Дело в том, что выделение какого-либо региона по территориальному признаку ясности в рассмотрение проблем безопасности не вносит.
Наиболее ярким примером в данном случае является определение регионов Б.М. Рассета по совокупности критериев:
Ø социальная и культурная однородность стран;
Ø сходство государственного и экономического устройства;
Ø политическая и экономическая взаимозависимость;
Ø географическая общность[3].
Идеальный вариант — совпадение всех перечисленных критериев. Однако в реальности таких совпадений (пусть даже частичных) не наблюдается, и приходится признать, что «регионы неизбежно являются конструкциями аналитиков и политиков»[4].
Более точное определение региона дает так называемая геостратегическая нарезка пространства, используемая органами военного планирования государств. Так, например, регион — это часть стратегического района (континентального района) с прибрежными водами морей и океанов, внутренними морями и воздушным пространством, в пределах которой располагается значительная часть военно-экономического потенциала одного или нескольких государств, а в случае развязывания военных действий (агрессии) будут вестись крупномасштабные операции всех видов вооруженных сил и достигаться стратегические цели войны. Регионы, будучи частью стратегического района, в свою очередь, состоят из стратегических направлений и районов.
Геостратегическая нарезка дает определение региона исходя из национальных интересов конкретной страны, относительно однородных географических, экономических, но, главным образом, военно-политических условий, что предопределяет опять-таки его частичность.
Чтобы дать более или менее полное определение региона и, следовательно, региональной безопасности, рассмотрим систему международных отношений как совокупность трех подсистем.
1. Подсистема субъектов международных отношений, обладающих интересами, международными статусом и имиджем. Основной ее характеристикой выступает баланс сил — соотношение возможностей субъектов по удовлетворению своих интересов.
Проблема статуса определяется «полнотой» суверенитета. Так, государство обязательно обладает так называемым негативным суверенитетом, т.е. формальным признанием со стороны других государств и определенной долей способности господствовать над своей территорией. Негативным суверенитетом обладают слаборазвитые государства (по аналогии с колониями), лишенные сложившейся системы государственных институтов, способных контролировать вверенное им пространство. Позитивный суверенитет характеризует способность государства распоряжаться собой, будучи не только полностью независимым от своего внешнего окружения, но и обладая возможностями обеспечить своим гражданам жизненные условия. Позитивным суверенитетом обладают все индустриально развитые государства. Операционный суверенитет предполагает уступку части прав на свободу действий в обмен на допуск к принятию решений совместно с другими государствами в соответствии с межгосударственными договорами.
2. Подсистема взаимоотношений (связей) между субъектами международных отношений. Их характеристикой выступает международная стабильность — отсутствие стимулов к изменению сложившегося баланса сил и предсказуемость поведения субъектов на международной арене.
3. Подсистема регуляторов этих отношений — всеми признаваемые, закрепленные принципы, нормы и правила поведения.
Состояние системы международных отношений определяется уровнем взаимозависимости образующих ее субъектов — способностью объединять (интегрировать) перечисленные выше подсистемы на основе совместимости друг с другом. Последняя определяется тем, что субъекты одинаково воспринимают некоторые общие проблемы, затрагивающие их интересы, которые невозможно решить без согласования тех или иных аспектов своей международной деятельности, а в некоторых случаях - и без совместных, объединенных усилий.
В связи с этим можно определить регион как относительно самостоятельную подсистему международных отношений, объединенных, прежде всего, общностью определенных, присущих именно данному региону политических проблем и соответствующих им отношений взаимозависимости.
Региональный баланс сил и уровень региональной стабильности задают параметры взаимозависимости в области интересов региональных субъектов, а также формы и способы регулирования отношений по поводу той или иной региональной проблемы. Таким образом, формируется региональный комплекс безопасности — группа государств, чьи восприятия безопасности и взаимных опасений настолько переплетены, что их проблемы национальной безопасности не могут рассматриваться и решаться по отдельности, т.е. это определенная форма взаимозависимости государств, проявляющаяся в плане как соперничества, так и общих интересов безопасности.
Рассмотрение того или иного региона в качестве комплекса безопасности должно основываться не только на сравнительной географической близости или отдаленности образующих его субъектов. Границы региона определяются в данном случае совокупностью связей между субъектами международных отношений, играющих принципиальную роль в формировании и разрешении той или иной политической проблемы, не затрагивающей всех субъектов глобальной системы.
Основываясь на понятии регионального комплекса безопасности, региональную безопасность можно определить как состояние отношений в рамках конкретного регионального комплекса безопасности, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие.
Таким образом, международная безопасность включает в себя как глобальную безопасность, так и безопасность отдельных регионов, которые находятся в тесном взаимодействии. Обострение глобальных проблем ведет к усилению противоречий социально-политического характера в отдельных регионах, что, в свою очередь, увеличивает угрозу возникновения региональных конфликтов и кризисов, создает угрозу международной безопасности. Смягчение остроты глобальных проблем, преодоление их наиболее опасных последствий требуют усилий по поддержанию безопасности в отдельных регионах — деятельности по поддержанию всеобщей (всеобъемлющей) безопасности. В связи с этим особую актуальность приобретают совместные усилия по поддержанию международной безопасности. Речь идет о коллективной безопасности.
Коллективная безопасность
По аналогии с формированием национальных систем обеспечения безопасности, на международном уровне государствами формируются соответствующие механизмы поддержания международного мира и безопасности — системы обеспечения международной безопасности.
Обеспечение международной безопасности предполагает, прежде всего, поддержание международной стабильности как центральной характеристики взаимоотношений субъектов на международной арене. При этом международная стабильность может быть обеспечена либо соответствующим изменением баланса сил между субъектами, либо признанием всеми субъектами соответствующих правил поведения.
В связи с этим можно условно выделить две исторически сложившиеся формы коллективной безопасности:
1) групповые — интегрирующие возможности группы государств в противовес прочим государствам (группам государств) для некоординированного использования при достижении групповых целей или защиты от общей угрозы;
2) универсальные — основанные на добровольно взятых заинтересованными государствами обязательствах и практических мерах по поддержанию международной безопасности согласованными усилиями.
Принцип коллективной безопасности подразумевает такую систему международного сотрудничества, при которой агрессия против одного из ее участников расценивается как агрессия против всей системы. Коллективные действия могут быть сравнительно мощными, но менее оперативными. Упор на коллективные действия принижает значение одностороннего реагирования, которое может быть более оперативным, хотя и менее мощным. Кроме того, участникам системы коллективной безопасности требуется дополнительное время для координации своих усилий. В любом случае системы коллективной безопасности способствуют, хотя и по-разному, укреплению международной безопасности.