Нормы международною права и их классификация

Норма международного права — это установленное со­глашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечи­ваемое юридическим механизмом. Норма международного права — это правило поведения субъектов международно­го права, которое признается ими в качестве юридически обязательного.

Содержание нормы международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права.

Назначение норм международного права заключается в том, что они упорядочивают отношения субъектов, яв­ляются критерием правомерности их поведения.

Норма, как правило, представляет собой общее прави­ло, рассчитанное на неопределенное число случаев. Специфика международно-правовых норм определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы. Большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контр­меры в случае нарушения норм могут предусматриваться и отдельными договорами.

Будучи общим правилом, норма не может представ­лять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе примене­ния нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем отмечено, что типизация и формализация -один из источников действенности норм. Другой источник состоит в том, что большинство норм воплощают значитель­ный опыт регулирования поведения государств и являются результатом обобщения, формализации и типизации этого опыта, хотя в процессе применения нормы специфика каж­дого конкретного случая не может игнорироваться, поскольку в рамках, установленных нормой, субъекты обладают опре­деленным уровнем свободы.

Существует несколько классификаций международно-правовых норм:

• по содержанию и месту в системе — цели, принципы,
нормы; по сфере действия — универсальные, региональные, партикулярные;

• по юридической силе — императивные и диспозитивные;

• по функциям в системе — материальные и процессуальные;

• по способу создания и форме существования, т. е. по источнику, -- обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы создаются и отменяются между­народным сообществом, обладают всеобщей обязательной силой и образуют общее международное право.

Региональные нормы создаются для обеспечения благо­приятных условий для сотрудничества в отдельном регио­не и не должны противоречить универсальным нормам, а должны содействовать их реализации. Наиболее показа­телен в этом плане Европейский союз.

Партикулярные, или локальные, нормы конкретизируют и дополняют нормы общего международного права, рас­пространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев — на двусторон­ние отношения. Их основным источником являются дого­воры либо региональные, локальные обычаи.

Императивные нормы обладают особой юридической силой. Не допускается отклонение от императивных норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор бу­дут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей сущест­вующие нормы. Императивные нормы содержатся в Уста­ве ООН, который заложил основы нового миропорядка, Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. В случае нарушения этих норм возникают и уни­версальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое госу­дарство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя Процессуальные нормы.К таким нормам относятся те, кот регулируют процессы создания и осуществления межд права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.

Процессуальное право - новая отрасль межд права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности межд права побуждала гос-ва уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве межд договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

8Кодификация норм международною права.

Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, проводимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Главной разновидностью неофициальной кодификации явл доктринальная, осуществляемая учеными или их организациями.

9Источники международною права.

Термин «источники права» употребляется в двух значе­ниях: материальном и формальном. Под материальными источниками понимают условия жизни общества. Юриди­ческая наука изучает формальные источники.

Источники международного права — это те формы, в кото­рых находят свое выражение нормы международного права, созданные в процессе международного нормотворчества.

К источникам международного права относят:

• международный договор;

• международный обычай;

• резолюции международных организаций;

• акты международных конференций и совещаний.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН при­
меняются:

а) международные конвенции и договоры;

б) международный обычай;

в) общие принципы права, признанные цивилизован­
ными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифи­
цированных специалистов в качестве вспомогательного
средства для определения правовых норм. Кроме того, Суд
может разрешить дело согласно принципам справедливости,
а не по формальному закону, если стороны с этим согласны.

К основным источникам международного права отно­сятся международный договор и международный обычай.

Международный договор — соглашение между государ­ствами либо между государствами и международными ор­ганизациями преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.

Термин «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Разработка договора — длительный переговорный про­цесс, так как государства, руководствуясь национальными интересами, выступают в переговорах с различных пози­ций. Заключение договора достигается путем согласования позиций и достижения компромисса между государствами-участниками. Любой договор независимо от вида является нормой международного права. Однако двусторонний договор соз­дает локальные нормы, а многосторонний — универсаль­ные. Для того чтобы иметь юридическую силу, договор дол­жен вступить в силу, т. е. стать обязательным для государств. В частности, согласие государства на обязательность для него международного договора может быть выражено пу­тем подписания договора, обмена документами, письмами или нотами, образующими договор, ратификацией дого­вора, утверждением договора, присоединением к догово­ру либо любым другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны.

Международный обычай — практика государств, признан­ная ими в качестве юридически обязательной для себя. Прак­тика государств - это поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или без­действии, аналогичного и повторяющегося характера.

В Преамбуле Венской конвенции о праве международ­ных договоров 1969 г. подтверждается, что нормы между­народного обычного права будут по-прежнему регулиро­вать вопросы, которые не нашли решения в положениях Конвенции. Особенно часто применяются обычаи в сфере международного морского права.

Чтобы практика государств стала обычной нормой, она должна быть признанной ими в качестве юридически обяза­тельной. Такое признание может закрепляться в законода­тельстве государств, решениях национальных судов, дипло­матической переписке. Для процесса формирования норм международного права характерно, что они начинают скла­дываться в практике государств, действуют как обычные нормы, а затем при разработке договоров обобщаются и по­лучают закрепление в договоре. Таким образом, происходит взаимодействие обычной и договорной норм.

Резолюции международных организаций могут носить ре­комендательный характер, сопровождать открываемый для подписания международный договор и в этом случае не являются источниками международного права, а могут иметь самостоятельное значение и содержать юридически обязательные правила (например, Заключительный акт СБСЕ (1975)). Источниками международного права явля­ются также решения Генеральной Ассамблеи ООН, резо­люции Совета Безопасности, специализированных учре­ждений ООН.

10.Соотношение международного публичного права и международною частою права.

Международное публичное право (МПП) и междуна­родное частное право (МЧП) тесно взаимосвязаны, они служат единой цели — созданию благоприятных правовых условий для сотрудничества. Нормы МЧП и нормы МПП содержатся в международных договорах и обычаях. В МЧП используются отдельные начала МПП, в частности прин­ципы. Однако между МПП и МЧП существует ряд разли­чий, которые касаются:

• во-первых, характера регулируемых отношений. МПП
регулирует межгосударственные отношения, а МЧП — граж­
данско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные от­
ношения, которые осложнены иностранным элементом
и не носят межгосударственного характера;

• во-вторых, субъектов соответствующих отношений.
МЧП регулирует правовые отношения между юридически­
ми и физическими лицами, а МПП - отношения между
государствами, международными организациями, народами
и нациями, государственноподобными образованиями;

• в-третьих, источников регулирования соответствую­
щих отношений. Основными источниками МПП являются
международный договор и обычай, а в МЧП наряду с между­
народным договором и обычаем большую роль играет внут­
реннее (национальное) законодательство.

11.Соотношение международного публичного нрава и внутригосударственною права.

Международное право не принадлежит юридической системе конкретных государств и принципиально отлича­ется от внутригосударственного по способу создания норм, субъектам и т. д.

Соотношение этих прав можно свести к двум основным направлениям: дуалистическому и монистическому. Смысл первого направления заключается в том, что оно признает параллельное существование этих двух систем права; они развиваются в тесной связи друг с другом. Второе направ­ление придает указанным системам иерархический харак­тер соподчинения: или внутреннее право господствует над международным, или, наоборот, международное стоит над внутренним правом. Теория первенства международного права над национальным законодательством является наи­более распространенной.

Международное и внутригосударственное право не су­ществуют изолированно друг от друга, несмотря на то, что являются двумя разными системами права. Их взаимно влияние проявляется, в частности, в процессе создания норм, регламентирующих соответствующие отношения.

Общепризнанным является примат международного права над внутригосударственным. В частности, междуна­родное право обязывает государство приводить свое на­циональное законодательство в соответствие с междуна­родными договорами, участником которых оно является. Основные отличия международного и внутригосударствен­ного права приведены в таблице

12.Понятие и классификация принципов современного международною публичною права.

Общие принципы международного права — это те основы, на которых строится система международно-правовых норм. Они представляют собой фундамент мирового правопо­рядка, руководящие правила поведения субъектов между­народного права. Их нарушение признается международ­ным преступлением, и в силу этого они защищаются наи­более жесткими мерами ответственности для государств-нарушителей. В частности, против государства-нарушите­ля могут быть приняты меры экономического, политиче­ского и военного характера, призваны к ответственности должностные лица такого государства.

Характерной чертой принципов международного права является их универсальность. Они являются нормами, под­лежащими обязательному применению всеми субъектами международного права вне зависимости от того, согласились ли государства с их содержанием. Субъекты международного права не могут их отменить ни в одностороннем порядке, ни по соглашению друг с другом. Принципы международ­ного права являются критерием законности остальных норм международного права и имеют обратную силу. Они дейст­вуют и в тех сферах регулирования, где нет других норм меж­дународного права.

Принципы находятся в развитии и взаимодействии. На­пример, тесная связь существует между принципом суверен­ного равенства государств и принципом невмешательства во внутренние дела. Создаются новые принципы, в част­ности, формируется принцип международного сотрудни­чества по охране окружающей среды; происходит уточнение и конкретизация содержания уже сложившихся принципов в новых международных договорах и обычаях.

Характерной особенностью международного права яв­ляется наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание междуна родного права и обладающие высшей юридической, осо­бой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принци­пами международных отношений. Сегодня любое сколь-нибудь значимое политическое решение может быть надеж­ным, если оно опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт наличия ссылок на них во всех зна­чительных международных актах. Важность данного поло­жения подчеркивается в международной практике.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы между народных отношений и международного права. С другой - их существование и реализация возможны в данных истори­ческих условиях. Принципы международного права отра­жают коренные интересы государств и международного со­общества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания государствами закономерностей систе­мы международных отношений, своих национальных и общих интересов.

В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают прин­ципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в та­ких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека и во мно­гих других документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, составляя основу их содержания и направляя их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулято­ром международных отношений.

В качестве основных международных документов, за­крепляющих содержание общих принципов международ­ного права, можно назвать следующие:

• Устав ООН;

• Декларация о принципах международного права, ка­
сающихся дружественных отношений и сотрудничества ме­
жду государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.
(далее - Декларация 1970 г.);

• Хельсинкский Заключительный акт Совещания по без­
опасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;

• Итоговый документ Венской встречи представите­
лей государств — участников Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе 1989 г.;

уставы международных военных трибуналов в Нюрн­
берге и Токио. Содержание принципов закреплено также в ряде уни­версальных и региональных договоров, уставах междуна­родных организаций.

В многочисленных международных актах перечень ос­новных принципов неодинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной Ассамблеей в разви­тие его положений Декларация 1970 г. В этих документах перечислены такие принципы международного права, как:

1) неприменение силы или угрозы силой;

2) мирное разрешение споров;

3) невмешательство;

4) сотрудничество;

5) равноправие и самоопределение народов;

6) суверенное равенство государств;

7) добросовестное выполнение обязательств по меж­
дународному праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведен­ный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека. По­следние два не были выделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены в содержании дру­гих принципов. Что же касается принципа нерушимости границ, то он не был признан универсальным, а потому носит региональный характер.

Получили распространение двусторонние акты о прин­ципах (декларации, договоры). Нередко в их число вклю­чаются политические и иные принципы, например, неде­лимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохра­нение общего наследия человечества, охрана окружающей среды и др.

Принципы выполняют важные функции. Они опреде­ляют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя права и обязанности государств. Прин­ципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие из них, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идей­ной основой функционирования и развития международ­ного права. Принципы — это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой об­лик. Принципы также являются критерием международ­ной законности.

Принципы международного права можно разделить на 3 группы. 22

1. Принципы международного сотрудничества.К этой груп­
пе относятся:

- принцип суверенного равенства государств;

- принцип невмешательства во внутренние дела других
государств;

- принцип сотрудничества;

- принцип добросовестного выполнения международ­
ных обязательств.

2. Принципами обеспечения международных обязательств
являются:

- принцип неприменения силы и угрозы силой;

- принцип нерушимости границ;

- принцип территориальной целостности;

- принцип мирного разрешения международных споров.

3. Принципы защиты прав народов, наций, человека.В эту
группу включены:

- принцип равноправия и самоопределения народов;

- принцип уважения прав и свобод человека.

13.Правовое содержание отдельных принципов международного публичного права.

Наши рекомендации