Нормы международною права и их классификация
Норма международного права — это установленное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма международного права — это правило поведения субъектов международного права, которое признается ими в качестве юридически обязательного.
Содержание нормы международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права.
Назначение норм международного права заключается в том, что они упорядочивают отношения субъектов, являются критерием правомерности их поведения.
Норма, как правило, представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев. Специфика международно-правовых норм определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы. Большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться и отдельными договорами.
Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе применения нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем отмечено, что типизация и формализация -один из источников действенности норм. Другой источник состоит в том, что большинство норм воплощают значительный опыт регулирования поведения государств и являются результатом обобщения, формализации и типизации этого опыта, хотя в процессе применения нормы специфика каждого конкретного случая не может игнорироваться, поскольку в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы.
Существует несколько классификаций международно-правовых норм:
• по содержанию и месту в системе — цели, принципы,
нормы; по сфере действия — универсальные, региональные, партикулярные;
• по юридической силе — императивные и диспозитивные;
• по функциям в системе — материальные и процессуальные;
• по способу создания и форме существования, т. е. по источнику, -- обычные, договорные, нормы решений международных организаций.
Универсальные нормы создаются и отменяются международным сообществом, обладают всеобщей обязательной силой и образуют общее международное право.
Региональные нормы создаются для обеспечения благоприятных условий для сотрудничества в отдельном регионе и не должны противоречить универсальным нормам, а должны содействовать их реализации. Наиболее показателен в этом плане Европейский союз.
Партикулярные, или локальные, нормы конкретизируют и дополняют нормы общего международного права, распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев — на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры либо региональные, локальные обычаи.
Императивные нормы обладают особой юридической силой. Не допускается отклонение от императивных норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы. Императивные нормы содержатся в Уставе ООН, который заложил основы нового миропорядка, Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. В случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя Процессуальные нормы.К таким нормам относятся те, кот регулируют процессы создания и осуществления межд права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.
Процессуальное право - новая отрасль межд права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности межд права побуждала гос-ва уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве межд договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.
8Кодификация норм международною права.
Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, проводимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Главной разновидностью неофициальной кодификации явл доктринальная, осуществляемая учеными или их организациями.
9Источники международною права.
Термин «источники права» употребляется в двух значениях: материальном и формальном. Под материальными источниками понимают условия жизни общества. Юридическая наука изучает формальные источники.
Источники международного права — это те формы, в которых находят свое выражение нормы международного права, созданные в процессе международного нормотворчества.
К источникам международного права относят:
• международный договор;
• международный обычай;
• резолюции международных организаций;
• акты международных конференций и совещаний.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН при
меняются:
а) международные конвенции и договоры;
б) международный обычай;
в) общие принципы права, признанные цивилизован
ными нациями;
г) судебные решения и доктрины наиболее квалифи
цированных специалистов в качестве вспомогательного
средства для определения правовых норм. Кроме того, Суд
может разрешить дело согласно принципам справедливости,
а не по формальному закону, если стороны с этим согласны.
К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай.
Международный договор — соглашение между государствами либо между государствами и международными организациями преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.
Термин «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Разработка договора — длительный переговорный процесс, так как государства, руководствуясь национальными интересами, выступают в переговорах с различных позиций. Заключение договора достигается путем согласования позиций и достижения компромисса между государствами-участниками. Любой договор независимо от вида является нормой международного права. Однако двусторонний договор создает локальные нормы, а многосторонний — универсальные. Для того чтобы иметь юридическую силу, договор должен вступить в силу, т. е. стать обязательным для государств. В частности, согласие государства на обязательность для него международного договора может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, письмами или нотами, образующими договор, ратификацией договора, утверждением договора, присоединением к договору либо любым другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны.
Международный обычай — практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя. Практика государств - это поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или бездействии, аналогичного и повторяющегося характера.
В Преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. подтверждается, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях Конвенции. Особенно часто применяются обычаи в сфере международного морского права.
Чтобы практика государств стала обычной нормой, она должна быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве государств, решениях национальных судов, дипломатической переписке. Для процесса формирования норм международного права характерно, что они начинают складываться в практике государств, действуют как обычные нормы, а затем при разработке договоров обобщаются и получают закрепление в договоре. Таким образом, происходит взаимодействие обычной и договорной норм.
Резолюции международных организаций могут носить рекомендательный характер, сопровождать открываемый для подписания международный договор и в этом случае не являются источниками международного права, а могут иметь самостоятельное значение и содержать юридически обязательные правила (например, Заключительный акт СБСЕ (1975)). Источниками международного права являются также решения Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции Совета Безопасности, специализированных учреждений ООН.
10.Соотношение международного публичного права и международною частою права.
Международное публичное право (МПП) и международное частное право (МЧП) тесно взаимосвязаны, они служат единой цели — созданию благоприятных правовых условий для сотрудничества. Нормы МЧП и нормы МПП содержатся в международных договорах и обычаях. В МЧП используются отдельные начала МПП, в частности принципы. Однако между МПП и МЧП существует ряд различий, которые касаются:
• во-первых, характера регулируемых отношений. МПП
регулирует межгосударственные отношения, а МЧП — граж
данско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные от
ношения, которые осложнены иностранным элементом
и не носят межгосударственного характера;
• во-вторых, субъектов соответствующих отношений.
МЧП регулирует правовые отношения между юридически
ми и физическими лицами, а МПП - отношения между
государствами, международными организациями, народами
и нациями, государственноподобными образованиями;
• в-третьих, источников регулирования соответствую
щих отношений. Основными источниками МПП являются
международный договор и обычай, а в МЧП наряду с между
народным договором и обычаем большую роль играет внут
реннее (национальное) законодательство.
11.Соотношение международного публичного нрава и внутригосударственною права.
Международное право не принадлежит юридической системе конкретных государств и принципиально отличается от внутригосударственного по способу создания норм, субъектам и т. д.
Соотношение этих прав можно свести к двум основным направлениям: дуалистическому и монистическому. Смысл первого направления заключается в том, что оно признает параллельное существование этих двух систем права; они развиваются в тесной связи друг с другом. Второе направление придает указанным системам иерархический характер соподчинения: или внутреннее право господствует над международным, или, наоборот, международное стоит над внутренним правом. Теория первенства международного права над национальным законодательством является наиболее распространенной.
Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга, несмотря на то, что являются двумя разными системами права. Их взаимно влияние проявляется, в частности, в процессе создания норм, регламентирующих соответствующие отношения.
Общепризнанным является примат международного права над внутригосударственным. В частности, международное право обязывает государство приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участником которых оно является. Основные отличия международного и внутригосударственного права приведены в таблице
12.Понятие и классификация принципов современного международною публичною права.
Общие принципы международного права — это те основы, на которых строится система международно-правовых норм. Они представляют собой фундамент мирового правопорядка, руководящие правила поведения субъектов международного права. Их нарушение признается международным преступлением, и в силу этого они защищаются наиболее жесткими мерами ответственности для государств-нарушителей. В частности, против государства-нарушителя могут быть приняты меры экономического, политического и военного характера, призваны к ответственности должностные лица такого государства.
Характерной чертой принципов международного права является их универсальность. Они являются нормами, подлежащими обязательному применению всеми субъектами международного права вне зависимости от того, согласились ли государства с их содержанием. Субъекты международного права не могут их отменить ни в одностороннем порядке, ни по соглашению друг с другом. Принципы международного права являются критерием законности остальных норм международного права и имеют обратную силу. Они действуют и в тех сферах регулирования, где нет других норм международного права.
Принципы находятся в развитии и взаимодействии. Например, тесная связь существует между принципом суверенного равенства государств и принципом невмешательства во внутренние дела. Создаются новые принципы, в частности, формируется принцип международного сотрудничества по охране окружающей среды; происходит уточнение и конкретизация содержания уже сложившихся принципов в новых международных договорах и обычаях.
Характерной особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание междуна родного права и обладающие высшей юридической, особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня любое сколь-нибудь значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт наличия ссылок на них во всех значительных международных актах. Важность данного положения подчеркивается в международной практике.
Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы между народных отношений и международного права. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях. Принципы международного права отражают коренные интересы государств и международного сообщества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания государствами закономерностей системы международных отношений, своих национальных и общих интересов.
В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека и во многих других документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, составляя основу их содержания и направляя их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором международных отношений.
В качестве основных международных документов, закрепляющих содержание общих принципов международного права, можно назвать следующие:
• Устав ООН;
• Декларация о принципах международного права, ка
сающихся дружественных отношений и сотрудничества ме
жду государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.
(далее - Декларация 1970 г.);
• Хельсинкский Заключительный акт Совещания по без
опасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;
• Итоговый документ Венской встречи представите
лей государств — участников Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе 1989 г.;
уставы международных военных трибуналов в Нюрн
берге и Токио. Содержание принципов закреплено также в ряде универсальных и региональных договоров, уставах международных организаций.
В многочисленных международных актах перечень основных принципов неодинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной Ассамблеей в развитие его положений Декларация 1970 г. В этих документах перечислены такие принципы международного права, как:
1) неприменение силы или угрозы силой;
2) мирное разрешение споров;
3) невмешательство;
4) сотрудничество;
5) равноправие и самоопределение народов;
6) суверенное равенство государств;
7) добросовестное выполнение обязательств по меж
дународному праву.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены в содержании других принципов. Что же касается принципа нерушимости границ, то он не был признан универсальным, а потому носит региональный характер.
Получили распространение двусторонние акты о принципах (декларации, договоры). Нередко в их число включаются политические и иные принципы, например, неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохранение общего наследия человечества, охрана окружающей среды и др.
Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя права и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие из них, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы — это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик. Принципы также являются критерием международной законности.
Принципы международного права можно разделить на 3 группы. 22
1. Принципы международного сотрудничества.К этой груп
пе относятся:
- принцип суверенного равенства государств;
- принцип невмешательства во внутренние дела других
государств;
- принцип сотрудничества;
- принцип добросовестного выполнения международ
ных обязательств.
2. Принципами обеспечения международных обязательств
являются:
- принцип неприменения силы и угрозы силой;
- принцип нерушимости границ;
- принцип территориальной целостности;
- принцип мирного разрешения международных споров.
3. Принципы защиты прав народов, наций, человека.В эту
группу включены:
- принцип равноправия и самоопределения народов;
- принцип уважения прав и свобод человека.
13.Правовое содержание отдельных принципов международного публичного права.