Дополнительные материалы. Самоконтроль

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль.Он приучает человека к активному на­блюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспо­собности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезнен­ные и тревожные ощущения.

Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрость, вялость, усталость, боль и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а так­же от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие же­лания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повы­шенной сонливости, неспокойного сна — признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утом­лении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физи­ческих нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Высказывания о правильном образе жизни

Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852-1922) гово­рил: «Устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд». Он выдви­нул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а зна­чит, и высокого уровня здоровья:

1. Постепенное вхождение в работу.

2. Продуманная и отработанная последовательность в труде.

3. Правильное распределение нагрузки - дневной, недельной, месячной и годовой.

Нагрузка должна быть равномерной: спешка в одни периоды и без­деятельность в другие одинаково вредны.

Словно в подтверждение этой мысли Л.Н.Толстой записал в сво­ем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».

Долгожитель из азербайджанского села Махмуд Эйвазов прожил I52 года (1808-1960). Эйвазов считал, что секрет долголетия кроется в следующих условиях жизни: ежедневный труд (сам до последних дней работал в поле, его трудовой стаж составил 135 лет), закаленное тело, закаленные нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат.

III. Закрепление материала;

- Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепе­редач?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 21, стр. 184-107. Задания: 1. Подготовить сообщение на тему «Зна­чение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни». 2. Подготовить сообщение на тему

«Влияние здорового образа жизни на долголетие».

ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ

ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока:Сформировать у учащихся убеждение в возрастании роли двигательной активности и

физической культуры для укрепления и сохранения здоровья.

Занятие: 6/3

Урок22

Время: 40 минут

Тип урока:комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепе­редач?

- Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.

- Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способству­ют появлению усталости?

- Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восста­навливают вашу учебную

работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:§ 22,стр. 108-111

1. Значение физкультуры и закаливания для обес­печения полноценной жизни.

Физическая культура в развитии духовных и физических ка­честв всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной, плодотворной жизнедеятельности.

Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций ор­ганизма коснулись в большей или меньшей степени всех систем че­ловека. Наиболее значительные изменения претерпели психика чело­века и процессы ее воздействия на регуляторы жизненных функций организма.

Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека по­стоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьша­лась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложи­лась в человеческом организме свыше миллиона лет назад. Челове­ческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физи­ческие силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реали­зовать их не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за нас механизмы. Мы как бы пребываем в си­туации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния.

Поток информации постоянно растет, и увеличение эмоциональ­ных нагрузок неизбежно. Обязательные физические нагрузки постоян­но сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддер­жания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привыч­ку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это од­на из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни. Самое благоприятное время для ее выработки — подростко­вый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем.

Итак, физическая культура может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духов­ного и физического здоровья.

Выводы

1) На современном этапе развития цивилизации эмоционально-психические нагрузки и резко пониженная физическая активность от­рицательно влияют на здоровье.

2) Систематические занятия физической культурой необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к пол­ноценной взрослой жизни.

3) Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное в процессе тру­довой деятельности выполнять необходимый объем работ.

Дополнительные материалы

Из книги американского ученого Дэвида Фонтона «Как справиться со стрессом»

Целесообразно взглянуть на главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Здесь же для удоб­ства рассмотрения вопроса реакции тела на различные раздражители сгруппированы условно в четыре блока. Остановимся на трех из них подробнее.

Выброс в кровь адреналина или норадреналина из надпочечников. Эти гормоны действуют как мощные стимуляторы, ускоряющие реф­лексы, увеличивающие частоту сердцебиения, повышающие кровяное давление и уровень сахара в крови и усиливающие обмен веществ. В результате улучшаются кратковременные возможности и деятель­ность организма. Но если все это не переходит в действие и не реа­лизуется в двигательной активности, последствия могут привести к на­рушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы и ряду других нарушений, связанных с работой почек.

Поступление в кровь гормонов щитовидной железы. Эти гормоны интенсифицируют обмен веществ, тем самым увеличивая скорость, с которой энергия может быть усвоена и превращена в психическую активность. Но, если допустить слишком длительное усиление обмена веществ, это приведет к истощению.

Поступление в кровь холестерина из печени. Эта реакция способствует дальнейшему повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц. В то же время постоянно растущий уровень холестери­на и крови тесно связан с возрастанием риска артериосклероза.

Таким образом, увеличение эмоциональных нагрузок неиз­бежно (поток информации постоянно растет), обязательные физи­ческие нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на необходи­мом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных индивидуальной системы здорового образа жизни. Самое благоприятное время для ее выработки — подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем.

Итак, физическая культура может решить проблему нару­шенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духовного и физического здоровья.

Обобщая все сказанное, сделаем вывод о необходимости систематических занятий физической культурой для развития своих духовных и физических качеств и для подготовки к полно­ценной взрослой жизни.

Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное обеспе­чить реальные замыслы по работе в процессе жизнедеятельно­сти. Для этого человек должен обладать определенными скоро­стными качествами, быть сильным, выносливым и гибким.

Наши рекомендации