Соотношение законности и целесообразности

Оглавление

Введение

1. Понятия законность и целесообразность

2. Соотношение законности и целесообразности

3. Проблемы соотношения законности и целесообразности

Заключение

Источники и литература

Введение

Цель по названию

Понятие законности

Законность – это принцип права, выражающий демократический режим общества и состоящий в требовании строгого и неукоснительного соблюдения всеми законов и основанных на них подзаконных актов, а также полного и реального осуществления субъективных прав, надлежащего и обоснованного применения права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц. Главное в законности – неукоснительное соблюдение и исполнение законов, основанных на них подзаконных актов всеми участниками правоотношений.

Понятие законность характеризует право, взятое под углом зрения его фактического осуществления, реального претворения в жизнь. Понятие законность выражает:

1) реалистическое отношение к праву, его силе и ценности;

2) в рамках законности реально проявляются основные свойства права, так как требования законности (равенство всех перед законом, неукоснительное соблюдение) – это сущность и выражение свойств самого права, его общеобязательности, нормативности, принудительности;

3) понятие законности позволяет связать право с другими социально-политическими институтами, прежде всего с демократией, так как, как самостоятельное правовое явление, законность выступает в качестве элемента демократического политического режима. Само понятие законности вытекает из идеи единства права и его практическое реализации.

Само содержание законности раскрывается в виде основных ее требований:

1. Верховенство закона – законы должны занимать ведущее место среди других нормативных и, естественно, индивидуальных актов.

2. Равенство всех перед законом – на всех субъектов ложится равная обязанность соблюдать юридические нормы. Все субъекты равны и при осуществлении субъективных прав. Значит и все они в равной степени должны быть защищены от произвола государственных органов и должностных лиц при применении правовых норм.

3. Строгое и неукоснительное соблюдение норм права субъектами – требование общеобязательности правовых норм выражается в обязанности всех субъектов соблюдать нормы Конституции РФ и законов. Это конституционная обязанность.

4. Обеспечение для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав.

5. Надлежащее, обоснованное и эффективное применение права, как последовательная борьба с нарушениями юридических норм. Это требование осуществляется при помощи целой системы мер государственного контроля и надзора, предполагает обеспечение своевременным и правильным рассмотрением жалоб граждан, неразрывно связано с применением мер юридической ответственности к нарушителям.

6. Исключение произвола в деятельности государственных органов. Их должностных лиц при применении норм права.

Законность – сложное, многогранное явление.

Поэтому существуют различные определения:

1) в большинстве случаев – принцип права;

2) также часто рассматривается как элемент политического режима, законность рассматривается в качестве метода осуществления государственной власти;

3) законность – принцип организации и деятельности государственного аппарата.

Законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков.

Законность как метод государственного руководства обществом означает строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.

Витрук Н.В.: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».

Кудрявцев В.Н.: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов».

Полное отражение понятия законности предполагает рассмотрение законности как режима общественно-политической жизни с учетом всех подходов. Было бы неправильным противопоставлять эти подходы, так как они с разных сторон характеризуют данное явление, отражая разные его свойства. Правильный подход к определению законности предполагает решение более общего вопроса – соотношение законности, права и демократии.

Законность, как общественно-политический режим, возникает вместе с демократией. Законность – общественное явление, связанное лишь с определенной формой государственного строя – демократией. Как нет демократии без законности, так нет и законности без демократии.

Законность возникает вместе с правом. Сначала возникают лишь ее отдельные элементы – требование соблюдения закона, адресованное всем субъектам. В данном случае законность не может быть охарактеризована через такие категории, как принцип, требования, режим. Здесь она выступает в виде метода осуществления политической власти.

Возникновение же законности как особого политико-правового явления связанно с утверждением и развитием демократического правового режима. Только тогда законность становится не только методом, но и принципом. А принцип законности выражается в системе требований, о которых уже говорили. Поэтому правильнее всего говорить о требованиях законности как режима законности, так как режим – это система определенных требований.

Законодатель тесно связан с демократией. Демократия невозможна без законности. Только в условиях законности массы людей с различными интересами и возможностями могут отстаивать свои права, вырабатывать согласованные цели и устанавливать порядок их осуществления. Иначе – состояние беззакония, антидемократический режим.

Осуществление демократии невозможно без государственной организации. Законность помогает обществу ограничить произвол госчиновников, не позволяет превратить государство в орудие какой-либо правящей группировки. Демократия способствует укреплению режима законности. При демократическом правотворчестве в нормах права наиболее полно реализуются интересы большинства граждан. Поэтому они готовы реализовывать требования этих норм без государственного принуждения. Демократизм позволяет массам контролировать деятельность государственных органов и не допускать произвола с их стороны.

Общественные организации народа в условиях развитой демократии способны наиболее полно проконтролировать соблюдение законов всеми субъектами, гражданами, должностными лицами. Развитая демократия предполагает развитое гражданское обществ с его институтами.

Законность неразрывно связано с тем, что за нее нужно бороться. Уровень правовой культуры населения значит много.

Правовые предпосылки и условия зарождения и развития законности:

1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих правотворческую и правоохранительную функции.

2. действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение развития общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания.

Сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Элементы законности:

1. совокупность идей, взглядов, принципов.

2. системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства

3. цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности.

4. нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.

5. мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности.

6. средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

Существенные признаки законности:

· причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве;

· всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения;

· высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность»;

· объективный характер законности;

· эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния;

· осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Принципы законности:

1. единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов законность должна быть одна для всей страны. Применение и понимание законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

2. всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

4. целесообразность законности – означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

5. реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

6. верховенство закона – подчиненность закону всех нормативных актов, всех актов реализации права и всех иных объектов.

7. гарантированность основных прав и свобод человека. Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида.

8. принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение – любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание.

9. взаимосвязь законности и культурности. Законность не может развиваться и функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – это морально-этическая основа законности. Законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

Под гарантиями законности принято понимать взятые объективно сложившиеся факторы и специально принимаемые меры упрочнения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. По данной причине рассматриваются следующие основные виды гарантии законности: правовые; политические; культурные; экономические.

Правовые гарантии законности осуществляются следующим путем: совершенствования законодательства; надзорно-контрольных мероприятий; мер защиты; мер ответственности.

Система конституционных положений по соблюдению законности в России:

Преамбула:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость...

Ст. 80

Президент РФ будет гарантом Конституции, прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина...

Ст. 91

Президент РФ обладает неприкосновенностью. (Подобными полномочиями в различной мере обладают и депутаты законодательных органов государственной власти различных управленческих уровней.)

Ст. 94

Федеральное собрание - парламент РФ - будет представительным и законодательным органом РФ.

Ст. 114

1. Правительство РФ:

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и ϲʙᴏбод граждан, охране собственности, охране общественного порядка, борьбе с преступностью.

Ст. 132

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Глава 7. Судебная власть

Ст. 118

1. Правосудие в РФ осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Ст. 129

1. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ.

Ст. 48

1. Отметим, что каждому гарантируется право получения квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Отметим, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Целесообразностьесть соответствие действий, прежде всего, органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности, тем целям, которые стоят перед ними. Целесообразность реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью. Если же закон устарел, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или должностные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой об отмене устаревшего закона, но не более того

Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную ситуацию, время, место и условия, своеобразие создавшегося положе­ния.

Соотношение законности и целесообразности

Немаловажное значение имеет вопрос о соотнесении законности и целесообразности, от правильного решения которого зависят не только поддержание и упрочение законности в стране, но и достижение при этом тех социальных целей, которые намечаются при принятии законов и подзаконных актов.

При рассмотрении данной проблемы речь, очевидно, идет о тех общественных отношениях, которые упорядочиваются при помощи норм права. Если жизненное отношение не подвергается правовому регулированию, то оно не охватывается сферой действия требований законности. Тогда ориентирами поведенческих актов социальных субъектов и мерилом их социальной значимости служат другие (неправовые) разновидности социальных норм.

Применительно к общественным отношениям, регулируемым при помощи правовых норм, законность и целесообразность не должны противопоставляться друг другу. Если закон и другие нормативно-правовые акты носят правовой характер, то в них выражена целесообразность, достигаемые при их помощи цели являются приоритетными. Отклонение от них под предлогом желательности «иных целей» способно причинить вред общественным интересам. И законно, и целесообразно то, что сообразуется с велениями и целью закона, права.

Значит, в рамках регулируемых правом отношений целесообразность есть не что иное, как сообразование участниками этих отношений своего поведения с той социальной целью, ради достижения которой установлена правовая норма, подлежащая в данном случае реализации. Отступление от намеченной в праве цели по мотивам выгоды, пользы или других подобных соображений как незаконно, так и нецелесообразно.

Оно должно расцениваться в лучшем случае как злоупотребление правом (полномочиями) даже при условии, если внешне не выходит за пределы велений и правил правовой нормы, явно не соответствует ее цели. Это обстоятельство достаточно четко отражено, например, в статье 10 ГК РФ (первая часть), не допускающей злоупотребление правом в любой форме под угрозой отказа от защиты.

В тех случаях, когда нормы права допускают возможность разных вариантов поведения, участникам регулируемых отношений надлежит выбрать из них наиболее целесообразный.

Это может касаться как общих правил, обозначенных в диспозициях правовых норм, так и мер принуждения или поощрения, предусмотренных в их санкциях. При реализации санкции правовых норм целесообразно такое законное, т.е. соответствующее содержанию и цели закона поведение, которое наилучшим образом сообразуется с особенностями данного конкретного общественного отношения. Здесь, таким образом, целесообразность, не вступая в коллизию с законностью, предполагает сообразование своих действий с нормативно-правовым предписанием, его социальной целью и наиболее оптимальными в данной ситуации вариантами поведения.
Все сказанное выше крайне важно, чтобы не допустить произвола, особенно со стороны власть имущих со ссылкой на «целесообразность». В российской истории немало фактов попирания права, закона, приспособления их к своим личным интересам под ложным предлогом «целесообразности». Их было предостаточно в годы советской власти, когда партийные верхи безнаказанно ставили эту самую «целесообразность» над законом на каждом шагу ради своего блага. Такие факты не единичны и сегодня, когда всевозможные «главы» разных уровней с легкостью отодвигают в дальний угол ящика своего стола правовые акты, если считают «целесообразным» действовать иначе, по своему усмотрению. Хотя изменились авторы подобного произвола и их объяснения, однако суть остается та же самая. Это - своеволие, не совместимое с конституционной законностью, с правовым государством, с защитой прав и свобод личности, с демократическим развитием общества в целом.

Наши рекомендации