Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь

Впервые понятие «социализация» было зафиксировано в Оксфордском словаре 1828 года, в котором оно определяется как «приобщение к социальному, адаптация
к жизни в обществе». Под политической социализацией понимается совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия
и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, политическая социализация – это процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация молодежи может быть представлена как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. В процессе социализи­рующих действий через ее агентов задаются и легитимируются определенные образцы политического поведения и политической активности, политической культуры и политического сознания. Политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций
и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определен­ную политическую культуру.

Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, через невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях.
В политической социализации молодой человек не является ни полностью пассивным объектом, ни единственно действующим субъектом. Он и социализирует себя,
и социализируется извне.

В истории определенному типу политической социализации соответствовал конкретный идеал политического человека, характеризующийся степенью его вов­лечен­ности в политику, степенью активности, развитости политического сознания, идентификацией с политическими партиями, группами, организациями и т. д.

Основная задача политической социализации – привить устойчивые образцы поведения, которые способствовали бы укреплению власти, порядка в обществе, его интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм
и образцов.

Различают горизонтальную и вертикальную политическую социализацию.
Под вертикальной подразумевают передачу политико-культурных ценностей от стар­шего поколения к младшему, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Горизонтальная политическаясоциализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей и др.

Важная функция горизонтальной политической социализации – движение
к гармонии взглядов и поведения данного поколения.

В литературе также выделяют два уровня политической социализации: первич­ный и вторичный. Первичный – это уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т. д. Вторичный уровень политической социализации – это взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур
и различных негосударственных организаций.

Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях развития личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает немаловажное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и т. д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению личности.

Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние
на политическое сознание и поведение человека. Например, без воли как осознанного психологического элемента личности невозможно добиться целей в любой сфере деятельности. В политике воля – это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и способность подняться над личными пристрастиями, симпатиями
и антипатиями, а также групповыми интересами.

Социальный уровень социализации человека характеризуется его мировоз­зрением, интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.

Политическая социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.

Нынешний переломный период в развитии нашей республики оказывает
на политическую социализацию молодежи весьма противоречивое воздействие: усиливает и ослабляет ее одновременно.

В политической социализации обычно выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой. Иногда этапами политической социализации считают другие три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.

На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство индивида с такими понятиями, как «власть», «закон», «государство», «права» и «обязан­ности» и др. Он знакомится с ними в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа политической социализации состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает
над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американский политолог Д. Истон выделяет для данного этапа четыре периода социализации детей: 1) политизация, т. е. восприимчивость к политике; 2) персо­нализация: какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкос­новения ребенка и системы; 3) идеализация политических властей: ребенок вос­принимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учится их любить (или ненавидеть); 4) институциализация: ребенок переходит от персоналии­зированного представления к институциональному, обезличенному представлению
о политической системе.

Этап зрелости – время сложившихся политических представлений и пред­почтений индивида. На данном этапе человек стремится выразить, реализовать себя
в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды
или изменившихся условий жизни.

Третий, пенсионный, этап связан чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческим постоянством, негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.

Политическая социализация молодежи относится к начальному этапу и обычно связана со следующими основными средствами политической социализации.

Прежде всего в рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности,
в том числе политическая социализация. Одним из таких институтов считается семья.

Семья – первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и властью. Она ключевой агент, через которого политическая культура передается
от одного поколения к другому[55]. В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи действительно огромна. Благодаря этому она способна перекрыть все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе
с тем идеологическому работнику следует учитывать некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические уста­новки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают коррект­ности в политических ориентациях.

Другим важным средством политической социализации являются школа
и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. Своеобразие этого агента политической социализации состоит в том, что учебные заведения могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учеб­ные программы и соответствующий подбор педагогов. В процессе образования проще всего адресно передать накопленные прошлыми поколениями знания и культурные ценности и создать индивидам возможность для свободного отбора сообщаемой информации.

Значительное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или «родственные группы»: школьные друзья, коллеги, приятельские кланы и т. д. Сила социализирующего влияния этих групп вытекает из тех же фак­торов, которые определяют социализирующее влияние семьи, а именно: тесные кон­такты и доверительные отношения.

В качестве важного средства политической социализации выступают партии
и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.

Наконец, эффективным агентом политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют боль­шую непосредственную, а еще больше косвенную роль в формировании полити­ческих взглядов и умонастроений людей. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени [56].
В наши дни мощнейшим агентом политической социализации становятся интернет-ресурсы, в частности социальные сети. Современному идеологическому работнику необходимо знать и учитывать в своей деятельности особенности не только реальных, но и виртуальных предпочтений молодежи, в том числе и ареалы их виртуальной коммуникации, а также ее политические и идеологические особенности.

В наши дни информационно-технологические средства политической социали­зации постоянно обновляются. Это следует всегда иметь в виду, не забывая
также о том, что если воздействия от различных средств социализации, в том числе реальных и виртуальных, совпадают, то процесс политической социализации разви­вается гармонично и в обществе наблюдается политическая стабильность. И наобо­рот, если граждане получают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие от разных агентов политической социализации, то в таком случае могут возникать политические волнения, конфликты и кризисы.

Глобализация всех сфер жизни современного человечества, модернизация и транс­формация деятельности социальных институтов и организаций, нарастающая инфор­мационная насыщенность любой сферы деятельности современного человека
не могут не оказывать существенного воздействия на протекающие социокультурные процессы, видоизменяя их содержательные и сущностные характеристики, а также формы и способы социализации молодежи.

Для адекватного понимания современного процесса политической социализа­ции необходимо учитывать и глобальные, и индивидуально-личностные факторы, каждый из которых оказывает свое воздействие на процессы социализации под­растающих поколений, особенно если они родились в условиях резкой смены приоритетных ценностей общества.

В таких условиях как особенно значимые проявляются две главные и во многом взаимоисключающие тенденции: интеграции и дифференциации, сближения людей
и их изоляции друг от друга. Первая из этих тенденций предполагает унификацию
и стандартизацию социальной практики, в наши дни главным образом вестерни­зацию, по преимуществу американизацию, жизни народов и государств. В период трансформационных процессов сознание молодежи нередко характеризуется духов­ным вакуумом, поскольку на периферию ее ценностного сознания нередко пере­мещаются многие прежде значимые идеи и ценности, а ядро ценностного мира оказывается переполненным ценностями западной массовой культуры с ее культом насилия, лишенного связей с обществом и направляющего все свои силы на достиже­ние либо личного интереса (чаще всего в форме мести), либо социального успеха,
не сопровождаемого моральной оценкой достижения кажущихся оторванными от жизни идеалами справедливости и добра.

Вторая тенденция предполагает сохранение и некоторое оживление традици­онного образа жизни, восстановление традиционных базовых и инструментальных ценностей, эталонов и норм культуры, созданных в ходе истории. Эта тенденция тесно связана с отстаиванием национальной независимости и свободы. Вместе с тем субъектом, реализующим обе эти тенденции, является молодежь.

Особенности современной политической социализации белорусской молодежи характеризуются и уровнем ее политического сознания, и социально-экономическим самочувствием, и отношением к общественным и политическим институтам.

В последние годы белорусскими учеными были проведены исследования, отражающие изменения духовно-нравственного мира молодежи, а также ее готов­ность участвовать в социально-политических процессах, которые в сочетании
с реальными фактами участия молодежи в политике являются важной предпосылкой глубокого понимания политической активности молодежи. Следует иметь в виду,
что эти исследования чаще всего проводились в студенческой среде. Оправдывалось это обычно тем обстоятельством, что «именно в вузовской среде вырабатывается
то специфическое молодежное сознание, та специфическая молодежная культура,
те нормы поведения, которые затем распространяются на остальную молодежь
или же, по крайней мере, воспринимаются окружающими как свойственные молодому поколению в целом»[57].

В процессе формирования самосознания молодежи как субъекта социально-политической деятельности важнейшую роль играют ценностные ориентации, кото­рые лежат в основе мотивации политической активности молодых людей. В условиях трансформационных процессов молодежь оказалась в непростом положении: у нее еще не сформировались свои собственные ценностные ориентиры, а в условиях социальных преобразований ценностные установки старшего поколения она, как правило, подвергает сомнению или даже отвергает.

Взаимодействие поколений, их преемственность или разрыв коррелируются
с содержанием того нового, что привносит молодежь в жизнь общества, и с тем, какие традиции старшего поколения она усваивает, а какие отвергает. Стабильность
и развитие общества поддерживаются этим взаимобалансом: новые социокультурные практики становятся механизмами институционализации, которые либо изменяют, либо поддерживают нормативно-социальный порядок в обществе. Со стороны стар­шего поколения присутствуют опасения, что социальные практики подрывают устойчивость и стабильность.

В таком контексте обращение к проблеме смены поколений актуально
для понимания особенностей политической социализации современной молодежи, которая родилась в независимой Беларуси.

Как свидетельствуют социологические опросы, в политической социализации молодежи влияние старшего поколения постепенно ослабевает. Старшее поколение выделяется более высокой степенью понимания своей территориальной, этнической
и гражданской идентичности. На примере ответов молодежи ученые проследили изменение взаимоотношений трех наиболее актуальных идентификаций за счет,
с одной стороны, увеличения расхождения между этнической и территориальной,
а с другой – уменьшения разрыва между гражданской и этнической идентификациями личности. Молодые люди чаще воспринимают как более близкие для себя категории этничности и гражданства, а представители старшего поколения – этничности
и территории проживания. Если представители старшего поколения чаще говорят
о своей белорускости как уважении, гордости своим народом и своей националь­ностью, то для молодежи более характерны ответы, констатирующие память о кор­нях, своем происхождении, родителях. В то же время чем моложе респонденты, тем чаще актуализированы среди них интерпретации гражданства, связанные с политико-правовым статусом и возможностями его реализации. Современный молодой белорус явно гордится тем, что он гражданин суверенного и независимого государства.

Обобщая результаты социологических опросов студентов белорусских вузов, проводившихся в течение последнего десятка лет, можно выделить некоторые характерные особенности ценностных приоритетов белорусских студентов, влияю­щих на политическую активность этой социальной группы: приоритет следования личному, частному интересу по отношению к интересу общественному и невысокая оценка значимости общественно-политической деятельности. Это означает, что в соз­нании белорусской молодежи укореняется представление о том, что ее успех в жизни зависит только от нее самой.

С этим представлением рука об руку идет рост чувства личной свободы, которая основывается прежде всего на свободе передвижения и свободе выражения своих политических пристрастий. У белорусских студентов свобода личности в струк­туре других инструментальных ценностей (честность, выгодные знакомства, полу­чение профессионального образования, духовность, профессиональное самосовер­шенствование, гражданственность) занимает приоритетную позицию[58].

Опросы показывают, что современная молодежь осознает, что важным усло­вием для достижения любой социально значимой цели является предоставление личности достаточной свободы в принятии решений, выработке индивидуальной программы ее деятельности. Согласно опросу, проведенному среди студентов БГУ, 58,75 % опрошенных не смогли назвать ни одной белорусской политической пар­тии[59].Однако это обстоятельство является не столько результатом слабой освещен­ности деятельности политических партий в средствах массовой информации, сколько отражением реального положения и роли политических партий в политической системе Беларуси.

По результатам социологических исследований, проведенных в БГПУ имени М. Танка, у молодежи большей симпатией пользуются менее политизированные движения[60].

Представляя собой достаточно образованную социальную группу, молодежь следит за политическими событиями в Беларуси и в мире. Так, по данным информационно-аналитической службы Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, 57,5 % белорусских студентов внимательно следят за инфор­мацией о политических событиях в стране и за рубежом. Сами студенты определяют политическую активность через такие виды деятельности, как участие в выборах (73,6 %), участие в политических движениях, членство в партиях (63 %), участие в акциях протеста, забастовках, митингах (38,5%)[61].

Среди социально-политических проблем, вызывающих интерес молодежной аудитории, лидируют проблемы социальной политики (45 %). На втором месте – борьба с бюрократизмом, формализмом и т. д. (36 %). Далее следуют ответственность человека перед обществом (19,4 %), участие граждан в управлении государством (13,7 %), проблема инициативы и творчества (8,8 %)[62].

Важнейшей детерминантой политической социализации молодежи является степень ее включенности в общественную жизнь. Результаты исследования данного вопроса, проведенное среди студентов минских вузов, убедительно свидетельствуют об определенном снижении интереса к общественной работе у молодого поколения на протяжении последнего десятилетия, о прагматизме. В исследованиях проблем политической социализации белорусской молодежи отмечается инструментализация ее ценностей (на первый план выходят такие ценности, как престиж, карьера, материальное благополучие, в то время как 52,2 % респондентов считают, что время, потраченное на общественную работу, – потерянное время). При этом некоторые исследователи указывают на следующее обстоятельство: неопределенность полити­ческих взглядов, отсутствие политической позиции, как правило, сопровождается пассивным, а часто и крайне негативным отношением к общественной работе[63].

Очевидно, что каждый из наиболее значимых социальных институтов, осу­ществляющих социализацию молодежи, существенно изменился в условиях транзи­тивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются звенья системы образования, которое становится сервисно ориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям.

Посредством Интернета новое развитие получает сама вербальная индиви­дуально-личностная, межличностная коммуникация.

Патриотические идеалы молодежи, в частности студенческой, нередко пере­плетаются с потребительскими, иждивенческими ожиданиями. Это во многом связано с некритическим восприятием молодежи циркулирующей на постсоветском пространстве либеральной идеологии, идеологии космополитической, предлагающей молодым людям ситуацию ложного выбора: или идентифицировать себя с без­заботными «гражданами мира», или с людьми, обремененными тяжелым историческим наследием собственной страны.

Политическая социализация молодежи связана с особенностями преступности в ее среде. Если молодое поколение является естественным резервом социального развития, то нарушение им уголовного законодательства свидетельствует о су­щественных недостатках условий, обеспечивающих успешную социализацию молодежи, ее интеграцию в общественную и экономическую жизнь страны. Молодежная преступность – специфический, но весьма точный индикатор состояния и тенденций развития мотивационных и ценностных структур поведения значительных социальных групп, показатель их реакции на социально-экономические трансформации.

В качестве основных причин молодежной преступности специалисты выделяют экономические причины, неблагополучное непосредственное окружение, рост употребления наркотиков и алкоголизм.

Несмотря на трансформацию ценностного сознания и поведения людей,
в первую очередь молодых и высокообразованных, в сфере брачно-семейных отно­шений в направлении к модернистской модели семьи, значительная часть населения Беларуси сохраняет в жизненных стратегиях ориентацию на традиционную семью, основанную на браке. В Беларуси в ценностном сознании молодежи более предпочтителен эгалитарный тип семьи, обеспечивающий гендерное равенство и парт­нерство супругов в исполнении ими семейных обязанностей. Тенденция к преодоле­нию гендерных стереотипов отличает лиц с высоким уровнем образования, и, наоборот, приверженность к ним больше свойственна людям с невысоким уровнем образования: чем ниже уровень образования, чем старше человек, чем выше его доход, тем больше вероятность того, что он разделяет традиционные взгляды
на семью и роль женщины в ней.

Политическая социализация молодежи тесно связана с инновациями и их ролью в жизни общества. Важнейшей гарантией успешности инноваций является позитивное отношение к ним и курсу реформ наиболее молодой, наиболее активной части общества. Как известно, успешное развитие общества предполагает сочетание инноваций и традиций. С этой точки зрения в политической социализации молодежи велика роль обновленных традиций. Важным институтом политической социализации молодежи в Беларуси являются и более 160 молодежных и детских общественных организаций, самые влиятельные из них – Белорусский республикан­ский союз молодежи (БРСМ) и школа.

Наши рекомендации