Мир после окончания холодной войны

Окончание холодной войны и последующий за этим окончанием распад блоковой системы сделало возможным вновь рассматривать мировую политическую систему с точки зрения взаимодействия национальных государств, имеющих и отстаивающих свои интересы согласно установленным внешнеполитическим приоритетам. Данный сценарий предполагал образование нового многополярного мира, объединяющего в себе новообразованные державы. Ликвидировался глобальный раскол времен холодной войны в информационной, торговой, экономической, культурной сферах.

Таким образом, в начале 90-ых. гг. политическая карта мира подверглась кардинальным трансформациям. Распад СЭВ, ОВД дал начало процессу становления бывших участников блоковых структур в качестве самостоятельных акторов в европейской и мировой политике. Одновременно Распад СССР, изменивший геополитическую и геостратегичесую ситуацию в евразийском пространстве, явился катализатором формирования новых суверенных государств – носителей своих своеобразных национальных интересов и внешнеполитических курсов. Появление новых участников международных отношений также вызвало некоторое изменение и в содержании баланса сил локального характера.

Распад биполярной системы вызвал и изменения в Европе – объединение Германии, болезненный распад Югославии – ставших определяющими в укреплении политики европоцентризма и самостоятельной политики ряда государств Европы. Завершение холодной войны вызвало своеобразные геополитические и экономические трансформации в АТР – поиск новых путей развития Японией и в частности Китаем превратили последнего в новый «полюс» мировой системы. Другим результатом окончания холодной войны стало возрастание тенденции регионализма, в том числе и экономического: интеграция ЕС, взаимодействие стран-членов АСЕАН и проч., укрепили существующие региональные политические образования, придав новый статус в международной системе. Однако стоит подчеркнуть, что гипотетическая фрагментация мира на цивилизационные блоки, предсказанной С. Хантингтоном не представляется реальной в силу отсутствия закрепляющих сил, институтов, способных конкретизировать свою цивилизационную направленность, тем более обрести весомую политическую силу. Тот же радикальный исламский фундаментализм не имеет общего центра действия или же совместно принятого «плана действий».

Если говорить в общем, то после окончания холодной войны и сложившейся уникальной ситуации США оказались «вне конкуренции», что позволило Вашингтону осуществлять более наступательную политику. Ранний этап постблоковой системы характеризовался геополитическим и экономическим преобладанием США на мировой арене. Попытки РФ, КНР и стран ЕС отстоять автономию своих действий оказывались успешными, однако в целом, на глобальном уровне они не могли полноценно соперничать с Вашингтоном.

Более позднее, во второй половине 90-ых гг. сформировалась система отношений нового типа — отношений между государственными и негосударственными субъектами МО. Следует выделить основные характеристики и особенности данной системы: размывание границ внешней и внутренней политики; изменение объекта международного взаимодействия (от поведения государств по отношению друг к другу к вопросам внутренней политики стран, затрагивающих демократические преобразования и защиту прав человека); возникновение нового инструмента международного регулирования в виде так называемых гуманитарных операций. Подобные сценарии развития выявили усиление и дальнейшую централизацию новых участников МО, таких как неформальные организации (G7 (G8), ТНК и др).

ИЛИ

В действительности холодная война оказала влияние практически на все стороны жизни человечества, к тому же её последствия в различных странах имели свои особенности. Если же попытаться выделить некие основные, наиболее общие последствия холодной войны, то нужно упомянуть следующие:

· разделение мира по идеологическому принципу – с началом холодной войны и образованием военно-политических блоков. Возглавляемых США и СССР, весь мир оказался в состоянии разделения на «своих» и «чужих». Это создавало многочисленные практические сложности, так как ставило немало преград на пути экономического, культурного и иного сотрудничества, но в первую очередь это имело негативные психологические последствия – человечество не чувствовало себя единым целым. Кроме того, постоянно нагнетался страх того, что противостояние может перейти в острую фазу и закончиться мировой войной с использованием ядерного оружия;

· разделение мира на сферы влияния и борьба за них – фактически вся планета рассматривалась противостоящими сторонами как плацдарм в борьбе друг с другом. Поэтому те или иные регионы мира являлись сферами влияния, за контроль над которыми между сверхдержавами шла ожесточённая борьба на уровне экономической политики, пропаганды, поддержки тех или иных сил в отдельных странах и тайных операций спецслужб. В результате в различных регионах были спровоцированы тяжёлые разногласия, которые после окончания холодной войны привели к многочисленным очагам напряжённости, возникновению локальных вооружённых конфликтов и полномасштабных гражданских войн (судьба Югославии, «горячие точки» на территории бывшего СССР, многочисленные конфликты в Африке и так далее);

· милитаризация мировой экономики – огромные материальные средства, природные, технические и финансовые ресурсы были направлены в военную промышленность, в гонку вооружений. Помимо того, что это подорвало хозяйственный потенциал многих стран (прежде всего из соцлагеря), это ещё стало и весьма серьёзным фактором последующего возникновения локальных конфликтов и мирового терроризма. После окончания холодной войны осталось большое количество оружия и вооружений, которое через чёрный рынок стало подпитывать «горячие точки» и организации экстремистов;

· формирование ряда социалистических режимов – окончание холодной войны ознаменовало собой антикоммунистические и антисоциалистические революции во многих странах, прежде всего в Европе. Однако ряд стран сохранили социалистические режимы, причём в довольно консервативном виде. Это является одним из факторов нестабильности современных международных отношений: так, например, для США по-прежнему весьма невыгодно нахождение у их рубежей социалистического государства (Кубы), а КНДР, чей политический режим весьма близок к сталинизму, является раздражителем для Запада, Южной Кореи и Японии ввиду информации о работах по созданию северно-корейского ядерного оружия;

· холодная война в действительности была не такой уж и «холодной» - дело в том, что холодной войной данное противостояние называлось потому, что дело не дошло до вооружённого конфликта между сверхдержавами и их наиболее мощными союзниками. Но между тем в ряде точек мира состоялись полномасштабные военные конфликты, отчасти спровоцированные действиями сверхдержав, а также с их непосредственным участием в них (война во Вьетнаме, война в Афганистане, целый перечень конфликтов на африканском континенте);

· холодная война способствовала выходу некоторых стран на лидирующие позиции – по окончании Второй Мировой войны США активно поддерживали экономическое возрождение и развитие Западной Германии и Японии, которые могли быть их союзниками в борьбе против СССР. Советский Союз также оказал определённую помощь Китаю. При этом Китай развивался самостоятельно, но пока остальной мир сосредоточился на противостоянии США и СССР, Китай получил благоприятные условия для преобразований;

· научно-техническое и технологическое развитие – холодная война стимулировала развитие как фундаментальной науки, так и прикладных технологий, которые изначально спонсировались и развивались для военных целей, а после были перепрофилированы для гражданских нужд и повлияли на рост уровня жизни обычных людей. Классический пример – Интернет, который первоначально появился как система связи американских военных на случай ядерной войны с СССР;

· формирование однополярной модели мира – фактически победившие в холодной войне США стали единственной сверхдержавой. Опираясь на созданный ими для противостояния СССР военно-политический механизм НАТО, а также на самую мощную военную машину, также появившуюся в ходе гонки вооружений с Советским Союзом, Штаты получили все необходимые механизмы для защиты своих интересов в любой части мира вне зависимости от решений международных организаций и интересов других стран. Особенно ярко это проявилось в так называемом «экспорте демократии», проводимом США с рубежа XX-XXI веков. С одной стороны, это означает доминирование одной страны, с другой, ведёт к нарастанию противоречий и сопротивлению этому доминированию.


Наши рекомендации