Имидж госслужащего, средства формирования положительного имиджа
Слайд 1
Цели исследований:Статья посвящена проблеме формирования положительного имиджа государственного служащего. В статье рассматривается понятие имиджа, на основе анализа литературных источников выделяются основные компоненты имиджа государственного служащего, приводятся выводы социологического исследования, отражающие мнение граждан о составляющих имиджа госслужащих, на основе которых описана так называемая модель «эталонного имиджа» государственного служащего. Так же статья содержит причины существования негативного имиджа госслужащих, обосновывается важность формирования позитивного образа чиновников и описаны средства, позволяющие повысить имидж госслужащих.
Слайд 2
Понятие «имидж» появилось в современном русском языке в середине 90-х годов XX века и относилось изначально к сфере политологии, а затем распространившись на другие сферы человеческой деятельности. В переводе с английского языка image означает «образ». В Словаре иностранных слов представлено следующее определение понятию «имидж», - целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п.[2]
Слайд 3
На сегодняшний день имидж государственного служащего можно назвать необходимым критерием оценки эффективности управленческой деятельности, так как он отражает соответствие деятельности государственных органов ожиданиям и требованиям социума. Поэтому можно заключить, что формирование положительного имиджа госслужащих является необходимым условием оптимизации системы государственной службы. Это же мнение поддерживает Бирюкова Г. М., в интервью АИФ высказываясь о том, положительный имидж чиновников - одно из главных условий эффективного взаимодействия между властными структурами и гражданами [3].
Мирошниченко О.Н. и Михайлова М.В. полагают, что позитивное восприятие государственной власти и ее представителей, которое сформировано в обществе, позволяет успешно продвигать государственную идеологию и дает возможность более быстро реализовывать государственные решения [5]. Тавокин Е.П. в своей работе приводит результаты исследования среди госслужащих, которое говорит о том что, по мнению 52,1% опрошенных наиболее перспективными направлениями государственной кадровой политики являются повышение авторитета и престижа государственных служащих, что еще раз свидетельствует о важности качественного имиджа государственных служащих [9].
Слайд 4
В ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" перечислены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы [5], среди которых отметим такие, как приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность государственных служащих, но если обратиться к общественному мнению, то можно достаточно часто услышать такие ассоциации со словом «госслужащий» - «это нарушение законов, корыстность, грубость, некомпетентность и ужасающая коррумпированность и конечно круговая порука»[3]. На лицо расхождение общественного мнения и направления деятельности государства в области государственной службы. Таким образом, проблема имиджа государственной службы заключается в восприятии госслужащего обществом, его коллегами и вышестоящими лицами.
Слайд 5
Положение госслужащих в наши дни однозначно связано с уровнем их профессиональных и человеческих качеств. Шикарева Е. Е. выделяет составляющие имиджа государственного служащего, а именно, персональные характеристики, социальные характеристики, символические характеристики[10].
Персональные характеристики включают в себя физические, психологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений госслужащего.
Социальные характеристики находятся во взаимосвязи с текущим положением, которому управленец должен соответствовать. К ним можно отнести статус, модели ролевого поведения и т.п.
Символические характеристики по сравнению с социальными устойчивы и неизменны. Они зависят от идеологии и культуры. Другими словами, существует некоторый перечень качеств, которые характеризуют идеальный тип. Важно знать соответствует ли этот идеал действительности, для чего необходим постоянный мониторинг реакции населения на конкретные действия госслужащих.
Слайд 6
Как было отмечено ранее одним из основных принципов деятельности государственного служащего является профессионализм и компетентность. Составляющими компетентности, по мнению Кондрашкина В.А, являются доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, возможных способов и средств достижения поставленных целей, наличие знаний в области науки управления [4]. На наш взгляд, госслужащий должен обладать еще и такими качествами как коммуникабельность, организованность, умение руководить, политическая подкованность, деловитость. Это даст возможность проявлению компетентности в большем объеме на основе имеющихся знаний, умений и опыта.
Слайд 7
Политические компетенции госслужащих включают в себя:
1. Компетенции в сфере повышения эффективности госуправления, заключающиеся в знании проблемных ситуаций, умении давать оценку политических последствий и результатов проводимой политики и реагировать на вызовы внешней среды, умение инициировать инновации в сфере государственного управления.
2. Компетенции в сфере повышения эффективности взаимодействия государства и общества, состоящие из умения формировать экспертные сети, умения работать в широком публичном контексте, умения осуществлять межведомственное и межуровневое взаимодействие органов государственной власти.
3. Компетенции в сфере открытости органов государственной власти, включающие в себя способность вовлекать общественность в процесс формирования государственной политики, умение диагностировать общественное мнение, умение взаимодействовать со СМИ.
4. Политико-коммуникационные компетенции состоят из умения владеть искусством презентации, знания технологий переговорного процесса и умения их использовать в конфликтной ситуации, умения использовать новейшие коммуникационные технологии в системе государственного и политического управления, высокопрофессиональное владение средствами устного и письменного общения [6].
Перечисленные компетенции ориентированы на эффективную работу в области политико-административного управления, формирование положительного образа власти, взаимодействие с основными группами социума, они могут успешно влиять на социально-политический процесс, поддерживать баланс в обществе.
Слайд 8
В исследовании Огневой В.В. и Дороховой Ю.В. делается вывод о том, что, мнение населения об имидже госслужащего формируется не самостоятельно, исходя из личного опыта, а, зачастую, о его образе, который предлагается средствами массовой коммуникации. Соглашаясь с вышеизложенным, мы полагаем, что оценки каждого конкретного государственного служащего представляют собой стереотипы, сформированные тем или иным экранным образом. Например, если рассматривать образ полицейского, формируемый на телевидении, то это либо фанатик своего дела, принципиальный, героический человек, готовый сию же минуту начать действовать, либо продажный «оборотень в погонах», готовый на нарушение закона ради выгоды. Ряд передач, цель которых показать бездействие чиновников разного уровня на нужды простых людей, так же подрывают доверие населения к государственным служащим, и гражданин, идя на прием к какому-либо чиновнику, уже настроен негативно по отношению к нему. Положительный образ в СМИ, на наш взгляд, создан для сотрудников МЧС, сложно вспомнить хотя бы один сюжет, в котором МЧС выставлялся бы с негативной стороны. Таким образом, мы наблюдаем приоритетную роль средств массовой коммуникации в формировании имиджа госслужащих.
Слайд 9
Обратимся еще раз к исследованию Огневой В.В. и Дороховой Ю.В. Исследователи поделили систему характеристик имиджа государственного служащего на три основные группы качеств [7]:
1. Этнографические, исторические, социальные и культурные особенности индивида;
2. Экономические возможности;
3. Информационные особенности.
Ведущими качествами госслужащих по первой группе, по мнению опрошенных, является уровень культурного образования, внешний вид, порядочность, семейная преемственность, при этом пол и национальность практически не влияют на имидж. Во второй группе качеств приоритетными для формирования имиджа стали трудовой потенциал, финансовые возможности и уровень образования. Анализ третьей группы факторов показал, что определяющим в имидже должны стать внимательность к проблемам граждан, коммуникабельность, надежность и красноречивость. Необычным, на взгляд исследователей, является тот факт, что респонденты не выделили среди основных имиджевых характеристик госслужащих такие качества как эмпатичность и приветливость [7].
Слайд 10
Выделив составляющие положительного имиджа госслужащего и обозначив причины формирования негативного мнения о госслужащих у населения, рассмотрим средства, с помощью которых формируется положительный имидж.
Изучением, формированием имиджа, результатами этого формирования занимаются такие науки, как психология, имиджеология и PR (Public Relations), что в переводе с английского языка означает «общественные отношения». Российские ученые Чумиков А. Н. и Бочаров М. П. дают следующее определение PR: ПР – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним и внутренним окружением в целях успешной реализации данного проекта [8].
Одним из эффективных средств по формированию положительного образа госслужащих можно назвать появляющиеся последнее время на всех уровнях власти специальные отделы, либо PR-службы, либо отдельные должности, которые занимаются связями с общественностью. В обязанности данных служб как раз входит создание позитивного имиджа госслужащих в глазах общественности, изучение и формирование общественного мнения, информирование общественности о своей деятельности, предотвращение и нейтрализация конфликтов, систематическая работа со СМИ.
На наш взгляд, как бы хорошо не работала PR-служба, если сами чиновники не будут обладать соответствующими компетенциями, особенно, как было отмечено ранее коммуникативной компетенцией, то вряд ли отношение на много изменится в лучшую сторону. Качественное образование государственных служащих – еще один шаг в изменении ситуации с имиджем в лучшую сторону.
Важным шагом в улучшении имиджа госслужащих является реальное, а не формальное, функционирование Этического кодекса, который регулирует этические нормы деятельности госслужащих. Огнева В.В. и Дорохова Ю.В. предлагают организовать комиссии, которые должны заниматься формированием, поддержанием и развитием должных этических норм служебного поведения государственных служащих. Результаты проверок подобных комиссий должны влиять на рейтинг чиновников, который должен быть в открытом доступе в сети Интернет. Такая оценка повысит чувство ответственности у государственных служащих.
Слайд 11
Итак, положительный имидж государственных служащих - один из инструментов повышения степени доверия населения к власти, который обеспечивает общение с гражданами в позитивном русле. Имидж государственных служащих существенным образом влияет на состояние профессионализма и компетентности чиновников всех уровней. Позитивный имидж, на наш взгляд, должен стать залогом эффективности государственного управления на всех уровнях власти страны.