Типология и общая характеристика российских регионов
13) Взаимоотношения регионов-«доноров» и дотационных регионов в России Субъекты Российской Федерации подразделяются на регионы-реципиенты и регионы-доноры, что вызвано необходимостью более или менее выровнять уровни развития территорий.
Регионы-реципиенты (или «дотационные») получают из федерального бюджета трансферты – безвозмездные дотации. Однако при этом регионы-рецепиенты переводят в центр положенные по нормативам налоговые доходы. Происходит встречное движение денег.
Регионы доноры платят налоги, удовлетворяют собственные потребности и делятся с другими регионами частью своих доходов.Регионы доноры - субъекты РФ, сумма перечислений которых от собранных на их территориях налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет превышает сумму перечислений в эти регионы в процессе исполнения федерального бюджета.
Субъекты Российской Федерации существенно различаются по их доле в поступлениях налогов и сборов в федеральный бюджет. Более 60% поступлений приходится на 10–13 регионов-доноров около 40% – на остальные субъекты Российской Федерации. Данный факт обусловлен существенными различиями в экономическом развитии, отраслевой структуре хозяйства, интенсивности региональных и межрегиональных потоков товаров, финансовых ресурсах и услугах субъектов Российской Федерации и т. д.
Для того чтобы определить, каким регионам необходима финансовая помощь, необходимы методики отнесения их к регионам-донорам и регионам-реципиентам. На законодательном уровне такие методики не приняты, однако имеются разного рода ведомственные инструкции, согласно которым регионы относятся к донорам либо реципиентам. Примерные критерии разграничения следующие:
К регионам-донорам относятся:
- финансово-экономические центры (Москва, СПб.)
- преимущественно сырьевые регионы
- экономически развитые регионы (Башкирия, Татарстан)
- промышленно развитые и частично сырьевые регионы (Красноярский край, Пермская, Самарская, Липецкая области)
- «неустойчивые» доноры (ЯО с 2000 по 2007 гг.)
К регионам-реципиентам относятся:
- Кризисные регионы - регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.
Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса: Центральный пояс, Южный пояс, Уральский пояс, Восточный пояс.
*** то, что курсивом, наверно, необязательно; добавила, чтобы было представление))))
Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства, высокая безработица, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, высокий уровень депопуляции населения.
В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются: спад производства, хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, межэтнические военные конфликты, высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.
Уральский кризисный пояс - особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:
Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.
Основными проблемами данного пояса являются: спад производства и высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения, слабая транспортная доступность, низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения, низкий уровень развития отраслей региональной специализации.
- Отсталые регионы
- Характерные черты: состояние длительного застоя, низкая интенсивность хозяйственной деятельности, слабый научно-технический потенциал, низко развитая социальная сфера.
- можно отнести следующие регионы: большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, республика Калмыкия.
3. Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.
- Отличительные признаки: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала, значительная доля промышленности в структуре экономики, относительно высокий уровень квалификации кадров.
Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин: снижение конкурентоспособности основной продукции, отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса, истощение минерально-сырьевой базы, структурные сдвиги в экономике страны.
- Приграничные регионы.
К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию
Самые дотируемые регионы РФ (нашла данные на 27.07.2012):
- Регионы-доноры:
1) Москва и московская область
2) СПб и лен область
3) Липецкая область
4) Татарстан
5) Самарская обл
6) Свердловская обл
7) Ямало-Ненецкий АО
8) Ханты-Мансийский АО
9) Тюменская обл
10) Кемеровская обл
- Дотационные регионы (по убыванию):
1) Камчатский край
2) Магаданская область
3) Республика Саха (якутия)
4) Чукотский АО
5) Республика Тыва
6) Алтай
7) Республика ингушетия
8) Еврейская АО
9) Республика Бурятия
10) Республика Дагестан
11) Чеченская республика
Несправедливость существующего порядка перераспределения стала очевидной. Если раньше цены на товары, уровни заработной платы и другиепараметры назначались централизованно и произвольно, то теперь они во многом диктуются законами рынка, спросом и предложением. Однако власти регионов-реципиентов могут не особенно заботиться о повышении эффективности производства, развитии собственной промышленностии доходного бизнеса, зная, что «доноры» их поддержат. Такой порядок позволяет сваливать вину на Москву, на правительство. Некоторые руководители регионов преувеличивают суммы невыплат пенсий, ущерб от стихийных бедствий и т. д., чтобы выпросить у правительства дополнительные дотации и субсидии.
Помощь, которую регионы требуют от федерального правительства, значительно превосходят его возможности. В этом важная проблема бюджетного федерализма. Она осложняется множественностью денежных потоков, идущих в обоих направлениях (дотации, субвенции, взаимные расчеты, инвестиционные и кредитные программы).
С 1 января 2012 года Министерство финансов меняет подход к формированию дотаций регионам из федерального бюджета. На смену прямому счету (дополнительные доходы равны вычету из дотации) придет усредненная величина уровня доходности дотационного региона. Рассчитываться она будет как среднее арифметическое от уровня доходности дотационных регионов за 2011 год (за исключением 10 самых высокодотационных и низкодотационных субъектов). Соответственно, у местных властей появится шанс и стимул увеличить доходы своего бюджета благодаря собственной инициативности.