Цель: анализ и оценкачества процесса воспитания толерантности школьников
Авторская методика д.п.н. Сафроновой Е.М.
Наблюдение за качеством процесса воспитания толерантности
Цель: анализ и оценкачества процесса воспитания толерантности школьников
(Методика может использоваться педагогом для самоанализа педагогической деятельности, руководителем школы , УДО, ДОУдля анализа урока или внеурочных занятий при их посещении)
Позиции для наблюдения:
1. Формулирует ли педагог (учитель-предметник, классный руководитель) задачи воспитания толерантности?
2. Поддерживает ли учитель собственные усилия ребенка в учебном процессе или во внеурочной социально-проектной деятельности по приобретению опыта выдержки и самообладания в затруднительных ситуациях общения и взаимодействия, а также опыта сдерживания отрицательных эмоций и побуждений в конфликтных ситуациях?
3. Являются ли предметом внимания учителя эмоции, чувства обучающихся в связи с принадлежностью к определенному этносу, конфессии, а также переживания по поводу принадлежности к «не таким как все», иным, Другим?
4. Считает ли педагог своей задачей формирование представлений об основных этических нормах во взаимоотношениях старших и младших в школьном сообществе; о ценностях и опыте других народов; об основных правах и свободах, признаваемых международным сообществом?
5. Пытается ли учитель так организовать школьную жизнь, чтобы она проходила для учащихся с постоянной рефлексией целей и смыслов каждого поступка и того, как эти поступки сказываются на людях в условиях совместной деятельности (или проживания)?
6. Использует ли учитель диалогические способы взаимодействия с воспитанником? В какой мере он сам готов к диалогу в связи с проблемами человеческих отношений?
7. Свойственны ли педагогу такие формы поведения как умение внимательно слушать и слышать, стремление разобраться, расспрашивание, совет, предложение, похвала, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка?
8. Создает ли учитель возможности для проявления и развития таких личностных качеств как критичность, способность к выбору, поиску смысла?
9. Акцентирует ли учитель внимание на нравственном аспекте содержания учебного материала? Выделяет ли для обсуждения на уроке и во внеурочное время проблемы высокомерия по отношению к различным слоям общества, другим национальностям или этническим группам, ксенофобии; отношений к людям с ограниченными возможностями здоровья; веротерпимости и принятия школьниками представителей различных религиозных групп сообщества города (района, края, округа)?
10. Учитывает ли педагог при проектировании и осуществлении воспитательной работы необходимость развития умения воспитанников взглянуть на всякую истину с нескольких точек зрения, а также критического мышления в отношении межконфессионального взаимодействия людей?
11. Проектирует ли учитель ситуацию «поддержи другого», ситуацию успеха?
12. Продумывает ли учитель воспитательный потенциал форм организации урока (внеурочного занятия)? Предлагает ли задания, способствующие приобретению опыта работы в малых группах на основе внимания и принятия мнения другого человека, на основе сотрудничества и автономности, а также опыта конструктивной работы среди людей разного социального статуса, религий, культур.
13. Учитывает ли педагог в своем взаимодействии с воспитанниками их этнические особенности, менталитет, национальные традиции?
При наблюдении за деятельностью учителя (или при его самооценке) следует использовать бальную шкалу оценивания, где один балл означает, что умение не проявляется никогда; два балла — иногда, три балла — часто, 4 балла — всегда. В результате наблюдения за деятельностью учителя-воспитателя заполняется следующий бланк, в котором предлагается напротив соответствующего номера вопроса для наблюдения выставить балл.