Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и практического занятия
Прежде чем приступить к подготовке к ответам на вопросы задания необходимо изучить нормативно-правовые акты, регулирующие научную и научно-педагогическую деятельность в Российской Федерации.
При ответе на первый вопрос задания для самостоятельной работы необходимо обратить особое внимание на Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которому осуществляются основные принципы проведения государственной политики в отношении науки, а также на разработанные Президентом РФ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», где отражены направления развития государственной политики в отношении науки и техники. Также следует рассмотреть «Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации».
При ответе на второй вопрос задания стоит обратиться к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также следует рассмотреть такое явление, как Болонский процесс, согласно которому образование в РФ переводится на двухуровневую систему.
При ответе на третий вопрос задания для самостоятельной работы нужно обратить внимание на реестр ученых степеней и ученых званий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74, содержащий в себе перечень степеней и званий научных и научно-технических работников. Также следует обратить особенное внимание на особенности присвоения ученых званий и присуждение ученых степеней.
И, наконец, при подготовке к ответу на четвертый вопрос задания для самостоятельной подготовки целесообразным будет обратить внимание на комплекс знаний и умений, необходимых студенту для ведения той или иной научной деятельности.
Первый вопрос плана практического задания требует рассмотрения сущности и основополагающих характеристик системы управления наукой и её организационной структуры.
При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть основные этапы подготовки научных и научно-педагогических кадров в рамках отечественной образовательной системы.
При ответе на третий вопрос необходимо четко дифференцировать понятия «ученые степени» и «ученые звания».
Четвертый вопрос предполагает рассмотрение видов научно-исследовательской работы студентов вузов, при этом стоит уделить особое внимание их классификации.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие Вы можете перечислить основные принципы, на основе которых осуществляется государственная научно-техническая политика?
2. Какой орган государственной власти обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки?
3. Какие функции осуществляет Министерство образования и науки РФ?
4. Можете ли Вы определить задачи Высшей аттестационной комиссии?
5. Какие основные цели существования и функционирования Российской академии наук Вы знаете?
6. Какие требования предъявляются к научно-исследовательской части подготовки аспиранта?
7. При каких условиях может быть присвоено звание профессора?
8. В каких случаях ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации?
9. Кому может быть присвоено звание доцента?
10. Что включает в себя понятие «научно-исследовательская работа студентов»?
11. Какие формы учебно-исследовательской работы студентов вы знаете?
12. Что представляет собой научно-исследовательская работа, выполняемая во внеучебное время?
13. Какие существуют формы организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.2.1, 8.3.1, 8.3.2.