Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Культуру XVI и культуру XVIII вв. следует рассматривать в отдельности. Если культуру XVI - XVII в. можно назвать средневековой, то в культуре XVIII в. при сохранении средневековых особенностей появляется ряд новых черт, позволяющих характеризовать ее как переходную от средневековой к культуре Нового времени. Следует выделить те процессы, которые характерны для культурного развития XVI в.: дальнейшее развитее патриотизма и национального самосознания; формирование единой русской культуры; формирование единого русского языка; налаживание более тесных контактов со странами Европы и преодоление отставания от них; зарождение идей борьбы с засильем церкви в духовной жизни.

Для культуры XVIII в. характерны: отход от средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути; обмирщение (секуляризация) культуры; внимание к человеку; конфликт между церковной и светской властью; демократизация культуры; стремление к реализму во всех видах искусства.

При ответе на второй вопрос следует выделить работы, содержавшие в себе накопленные знания, имевшие прикладной характер, а также ряд учебных пособий.

Говоря о литературе и общественной мысли, необходимо отметить, что в литературе существовали все жанры, возникшие ранее, а также появляются новые жанры: публицистические произведения, своды житейских правил и наставлений, стихотворные произведения, сатирические повести, драматические произведения. На общественную мысль большое влияние оказали деятели церкви. Следует раскрыть внутрицерковные течения: нестяжатели, иосифляне. Важно отразить истоки идеи о Москве как о «третьем Риме».

При ответе на третий вопрос, необходимо отметить, что XVIII в. стал переломным в развитии русской литературы. Развитию и распространению книг способствовало дальнейшее развитие книгопечатания. Произошла реформа книжного шрифта, возник так называемый гражданский шрифт. XVIII в. ознаменовался появлением периодической печати. С точки зрения стилей в литературе последовательно сменили друг друга барокко, классицизм, сентиментализм. В XVIII в. бурно развивалась и общественная мысль. Следует определить основные проблемы, стоящие перед общественной мыслью: проблема наилучшего государственного устройства; определение степени власти монарха; определение отношения к крепостному праву. Особое значение в русской общественной мысли приобретают такие понятия как «патриотизм», «Отечество», «гражданин». Кроме того, необходимо рассмотреть основные положения философии русского Просвещения и идеологию просвещенно абсолютизма.

При ответе на четвертый вопрос необходимо сравнить уровни развития в предшествующие периоды и XVI- XVII вв. Следует упомянуть появление монументальных соборов и ансамблей, отразить характерные черты местных школ архитектуры.

При подготовке к последнему вопросу следует рассмотреть два основные направления в живописи: фреска и икона. Важно раскрыть устройства иконостаса. Также важно отметить, что в XVIII в. русская живопись приобрела европейские формы, развивается светская живопись. Что касается жанров, то наибольших успехов достиг портрет. Следует рассмотреть отдельно каждый из стилей русской живописи и скульптуры рассматриваемого периода.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие научные достижения XVI-XVII вв. Вам известны?

2. Какие литературные жанры существовали в XVI-XVII вв.?

3. В чем заключалась полемика между иосифлянами и нестяжателями? Кто вышел из нее победителем?

4. Какие местные архитектурные школы XVI-XVII вв. Вам известны?

5. Как организовано внутреннее пространство храма?

6. Как процесс обмирщения культуры проявлялся в архитектуре и живописи?

7. Какое влияние реформы Петра I оказали на формирование новых культурных традиций в России?

8. Какие новые виды искусства появились в России в следствии реформ Петра?

9. Как современные ученые оценивают влияние петровских преобразований на самобытность русской культуры?

10. Какие преобразования в сфере социальной культуры были проведены Екатериной II.

Тема 4.4 «Золотой век» и «Серебряный век» русской культуры

Основные черты русской культуры XIX - начала ХХ вв. Отличительные черты «золотого века» русской культуры. Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Прогрессивные черты культуры «серебряного века». Черты кризиса культуры «серебряного века».

Наука и просвещение. Развитие истории, филологии, математики, физики, химии, биологии и медицины, географии, аэродинамики. Среднее образование в XIX - начале ХХ вв. Развитие высшего образования.

Литература и общественная мысль. Романтизм и реализм в литературе. Модернистские направления в литературе: символизм, акмеизм, футуризм.

Развитие периодической печати. Развитие русского театра. Основные проблемы общественной мысли. Официальная доктрина самодержавия. Российская оппозиционная общественная мысль - декабристы. Направления общественной мысли: революционеры, либералы, консерваторы.

Развитие архитектуры . Создание крупных архитектурных ансамблей. Эклектические течения . Псевдорусский стиль. Модерн.

Живопись и скульптура. Академический классицизм. Романтизм. Русский реализм. Творчество художников «передвижников». Модернистские течения. Развитие скульптуры. Памятники выдающимся личностям и историческим событиям.

Развитие музыки . Расцвет российской музыкальной культуры . М.И. Глинка как основоположник русской классической музыки. «Могучая кучка»

Творчество П.И. Чайковского. А.Н. Скрябина . И.Ф. Стравинского.

Практическое занятие по теме:

««Золотой век» и «Серебряный век» русской культуры»

(тренинг)

Вопросы тренинга:

1. Основные черты «золотого века» русской культуры.

2. Характерные особенности «серебряного века» русской культуры.

3. Наука и просвещение.

4. Развитие литературы.

5. Общественная мысль XIX – начала ХХ в.

Наши рекомендации