Особенности работы преподавателя в период подготовки к семинару.
Заблаговременная выдача плана семинара — залог успешной подготовки к нему каждого студента. Если же к этому времени в лекции была поставлена рассматриваемая проблема, создана проблемная ситуация, вызван интерес, то это будет значительно активизировать подготовку обучающихся к очередному занятию.
Как известно, практическая работа каждого студента по подготовке к семинару включает четыре этапа.
На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы. На основе этого каждому студенту следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления и т.п.), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.
Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с рекомендуемой литературой.
Третий этап включает глубокое изучение источников.
Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работу с конспектом: еще раз внимательно прочитать конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т.п.), составить план выступления.
На всех этапах студенты работают или под непосредственным руководством преподавателя (что особенно характерно для младших курсов), или в режиме консультирования.
На первом этапе подготовки обучающихся к семинару целесообразно провести коллективную установочную консультацию. В период углубленной работы студентов над рекомендуемыми источниками преподаватель, как правило, проводит индивидуальные консультации и собеседования. На этом этапе он контролирует подготовку основных докладов и сообщений, а также выступлений на предстоящем занятии.
На основе сложившегося представления о готовности обучающихся к семинару преподаватель? приступает к разработке (уточнению) рабочего плана (сценария) семинарского занятия. Это связано с тем, что реализация познавательной цели в ходе семинара требует от него умелого методического управления.
Как показывает опыт, ключевыми в построении такого сценария являются два принципа; принцип нарастания сложности проблемных задач на каждом занятии и на протяжении всего курса и принцип целевой системности.
В какую же форму целесообразно облекать методическую разработку, рабочий план семинара? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической литературе нет. По-видимому, целесообразна та форма, к какой привык сам преподаватель. Практика работы вузов тем не менее рекомендует, чтобы рабочий план семинара или методическая разработка оформлялись в соответствии с принятыми в данном учебном заведении требованиями и включали титульный лист с выходными данными, вступительную, основную и заключительную части.
Как Известно, порядок обсуждения вопросов плана может быть самым разнообразным, он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием для группы обучающихся. В условиях вуза чаще всего используются три схемы: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.
Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого сценарий дискуссии продумываете» преподавателем заранее, в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, сюжеты.
Выступления студентов по вопросам семинара могут быть выполнены в виде реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине осмысление рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно.
Реферат – краткое изложение (в письменной или устной форме) со-держания изученных произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматриваемой области.
Доклад и сообщение – краткое выступление студентов до одному из рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала.
Доклады студентов, основные выступления по вопросам плана семинара целесообразно произносить с кафедры. Выход на кафедру обязывает их к большей ответственности. Имеет смысл предоставлять кафедру и «официальным оппонентам» из числа студентов, если таковые назначались. Все остальные, желающие выступить, могут говорить с места. Этим обеспечивается большая непринужденность, обсуждений идет живее, без траты времени на выход.
Дополнительные вопросы студентам — основное средство управления ходом семинара. С их помощью преподаватель направляет выступление или дискуссий в нужное русло. Разумеется, он не должен злоупотреблять дополнительными вопросами, но иметь их в своем рабочем плане необходимо.
В ходе семинара педагог-руководитель использует вопросы уточняющие, встречающие, наводящие и проблемные.
Суть методической тактики руководителя семинара имеет ряд задач:
· создать непринужденную, раскованную обстановку в аудитории и на этой основе организовать оживленный обмен мнениями, полемику и дискуссию по основным вопросам плана семинара;
· всеми мерами развивать и поощрять активность обучающихся, добиваться их внимательного и критического отношения к выступлениям товарищей;
· обеспечивать проблемную постановку вопросов и разрешение их путем раскрытия противоречий реальной жизни;
· добиваться свободного выступления студентов, способности к логическому анализу и оценке своих выступлений и выступлений товарищей по группе.
Семинар, как и любой другой вид учебных занятий, предполагает широкое использование средств наглядности и иллюстративного материала.
Заключительное слово преподавателя определяется содержанием семинара и может содержать:
· оценку выступления каждого студента и группы в целом;
· оценку уровня обсуждения вопросов в целом;
· краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение;
· ответы на вопросы, которые не получили должного освещения в ходе семинара;
· оценку сильных и слабых сторон выступлений, причем важно отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из обучающихся, если оно того заслуживает;
· рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;
Заключение по итогам семинара не должно превышать 10 минут. Язык должен быть лаконичным и строгим, мысль - предельно сжатой. В речи не должно содержаться назиданий и поучений. Методическое мастерство, такт и интеллект преподавателя наиболее рельефно отражаются именно в заключительном слове.