Дошкольное образование нельзя автоматически и повсеместно включать в сложившуюся систему школьного образования...
Третья опасность заключается в том, что в результате различных реформаторских манипуляций дети-дошкольники окажутся (конечно, в порядке эксперимента, который, как уже и сейчас ясно, закончится очевидной неудачей) в одном и том же здании со школьниками, а имеющаяся дошкольная инфраструктура будет стремительно и бесповоротно передана в другие руки и приватизирована.
Четвертая опасность: в реформаторском устремлении пытаются создать заново принципиально новый тип дошкольного образования. Возникает вопрос: неужели отечественная наука является такой уж отсталой в понимании и решении проблем нормального развития и нормального образования детей дошкольного возраста? Существующие теории, а также разного рода образовательные программы уже давно вступили на путь самореформирования и сегодня нуждаются скорее в поддержке для опробования, чем в кардинальном изменении.
Пятая опасность, очень серьезная по своим последствия: под шум рождения новой образовательной системы государство лишит федеральной поддержки дошкольное образование детей от 3 до 5 лет. В этом - трагичном - случае большинство дошкольных образовательных учреждений даже при условии сочетания муниципального и частного финансирования окажутся в сложных экономических условиях в связи с затратностью самой сферы дошкольного образования и сравнительно низкой платежеспособностью населения большинства регионов РФ. Это может привести к резким негативным социальным последствиям.
Возникают сложности и в области охраны и укрепления психического и соматического здоровья детей. В дошкольных учреждениях в соответствии с действующим законодательством и рекомендованными ранее существовавшим Министерством образования программами четко регламентированы режим и продолжительность различных видов активности и отдыха детей, прописаны профилактические общеукрепляющие мероприятия. Разработки выполнены с учетом анатомо-физиологических и эпидемиологических требований, имеется система мониторинга развития детей. Особое внимание уделяется качеству питания и медицинского обслуживания. Действует программа вакцинации дошкольников от инфекционных болезней. Изменение статуса дошкольных учреждений может привести к ситуации, когда все вышеуказанные факторы охраны и укрепления здоровья детей будут просто переложенына плечи их родителей. Среди прогнозируемых тенденций в этом случае специалисты отмечают рост заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения, рост простудных и инфекционных заболеваний, рост числа детей с задержками психического развития и т.д.
Полный уход федеральных структур управления из этой сферы чреват упадком качества жизни большинства детей дошкольного возраста. А это неизбежно повлечет за собой социальное и культурное расслоение подрастающего поколения уже на уровне дошкольного детства. Особо отметим: у большинства родителей нет ни образовательной базы, ни времени, ни необходимой склонности для обеспечения условий нормального развития ребенка-дошкольника. Частные детские сады, где эти условия могут быть созданы, также недоступны подавляющему большинству семей.
Таким образом, при абстрактно положительном отношении к инициативе Министерства образования и науки РФ следует однозначно констатировать необходимость широкого профессионального и общественного обсуждения ее возможных плюсов и минусов. В случае общего одобрения принципиально важно участие федеральных институтов в обеспечении научной экспертизы и научно-методического сопровождения как проектов построения самой ступени дошкольного образования, так и ее согласования со ступенью начального образования. Не менее очевидна необходимость включения в решение этой государственно значимой задачи уже имеющегося научного потенциала Российской академии образования.
В частности, по согласованию Минобрнауки и РАО может быть де-юре придан статус Федеральногоэкспертно-консультативного и проектно-программного ЦентраИнституту развития дошкольного образования РАО, который с 1960 года является таким центром де-факто. Именно в недрах Института возможна экспертиза инновационных прецедентов и поддержка проектно-организованных программ, координация деятельности общественно-профессиональных структур в системе дошкольного образования.
При непосредственной реализации Проекта, в процессе разработки, распространения и внедрения инновационных программ и моделей «предшкольного» образования, возникнет ряд конкретных проблем, требующих оперативного и масштабного решения. Однако на этом пути существуют вполне определенные и объективные препятствия.
На стадии созданиятаких моделей это низкая наукоемкость многих существующих программ и технологий, отсутствие их фундаментального психолого-педагогического обоснования, хотя именно наличие последнего традиционно характеризовало отечественное дошкольное образование. Наряду с этим отсутствие государственных стандартов дошкольного образования приводит к тому, что минимальные и оптимальные нормы развития ребенка-дошкольника, определяемые этими программами и технологиями, часто носят субъективный и произвольный характер.
На стадии распространенияинновационных разработок основная трудность состоит в отсутствии у большинства педагогов четко осознаваемых потребностей в освоении тех или иных инновационных продуктов на фоне их широкого выбора. Соответствующие оценочные критерии не выработаны; более того, сама проблема их выработки до сих пор игнорируется и на уровне принятия управленческих решений, и в рамках профессионального педагогического образования, и в контексте непосредственной профессиональной деятельности. Именно этим обусловлена вялая динамика продвижения в дошкольную образовательную практику конкретных инновационных моделей, которое к тому же носит локальный («точечный») характер. Отсутствие развитой информационно-методической базы лишь усугубляет ситуацию.
На стадии внедрениятаких разработок первое и главное препятствие - существующий уровень профессиональной подготовки педагога. В педагогических вузах инновационные модели изучаются лишь (в лучшем случае!) в рамках спецкурсов, тогда как основные курсы построены на изложении методик традиционного образца 20-40-летней давности. Специальная работа по формированию личностной и профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности в массе своей не проводится. Программы профессиональной переподготовки педагогов носят в основном «информирующий» характер, фактически отсутствуют программы освоения проектной культуры в образовании.
Решение этих и ряда более частных проблем требует соорганизации всего комплекса научно-образовательных ресурсов России в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Обозначенные в Проекте Министерства образования и науки РФ приоритетные направления развития российской образовательной системы предельно кардинальны, а потому поспешный и поверхностный подход к построению программы реализации данного Проекта чрезвычайно опасен. Безответственные организационно-управленческие решения будут иметь катастрофически разрушительные последствия для российского образования.
Вместе с тем профессионально грамотное решение выше обозначенных проблем позволяет надеяться, что через 5 лет
· в России сложится и заработает инновационная система дошкольного (не- предшкольного)образования как первая ступень общего образования;
· будут созданы действительно равные стартовые возможностидля дошкольников, что повысит качество образования на последующих его ступенях;
· сложится культурный образдошкольного возраста, что позволит содержательно понять его место в структуре возрастной стратификации нашего общества;
· осуществится оптимизация деятельностидругих институтов сферы образования: педагогических вузов, ИПК, НИИ, общеобразовательных школ, центров психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и др.;
· определятся рамка и направления развитиядошкольной образовательной индустрии;
· произойдет консолидацияродительской и образовательной общественности, если предложения Министерства образования и науки РФ обретут облик и статус общенационального проекта.