Возможность использования в широкой педагогической практике организационных и индивидуальных разработок.
Технологический цикл работы с передовым и инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом. С процессом освоения опыта связаны такие процессы, как внедрение, трансляция, распространение, обмен. В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин - «диссеминация». Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Основные формы диссеминации:
1) накопление, обобщение, экспертиза и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего:
-создание банков инноваций;
-профессиональную экспертизу инновационных продуктов;
-обобщение информационных и методических материалов по авторским инновационным образовательным ресурсам;
2) тьюторскую поддержку школ, осваивающих инновационный опыт победителей ПНПО;
3) формирование и обучение управленческих команд в школах, осваивающих инновационный опыт;
4) организацию и стимулирование диссеминационной деятельности лучших школ и учителей через адресную поддержку отдельных приоритетных для муниципалитетов и региона инноваций, а также включение диссеминационной деятельности в планы работы муниципальных образований;
5) правовую поддержку деятельности по распространению инновационного опыта;
6) поддержку и развитие всех форм взаимодействия общеобразовательных учреждений – победителей ПНПО;
7) информирование и пропаганду в средствах массовой информации достижений лучших педагогов.
Особая сложность в решении задач диссеминации в области образования связана с тем, что существенное число продуктивных решений и способов решения образовательных проблем с трудом поддаются описанию и обобщению, значительная часть полезного интеллектуального ресурса, носителем которого являются эффективные учителя и инициативные группы школ, имеет форму так называемого «неявного» знания. При этом их коллеги-педагоги, готовые к внедрению новых образовательных моделей и технологий, заинтересованы не в абстрактной информации, а в раскрытии «живого» опыта, «секретов мастерства».
Успешность диссеминации инновационного опыта педагогов во многом определяется способом нормативного оформления (описания) данного опыта. Одним из наиболее информативных и в то же время имеющих высокую степень обобщенности способов представления инновационного опыта профессионально-педагогическому сообществу является банк инновационного педагогического опыта(далее - БИПО).
В первую очередь БИПО строится на основе информационных карт инновационного педагогического опыта.
Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой целостное описание актуального для развития региональной системы образования образовательного ресурса, включающее следующие обязательные компоненты:
- тему,
- источник изменений,
- идею изменений и её содержание,
- концепцию изменений,
- новизну педагогического опыта,
- трудоёмкость, риски и ограничения,
- условия реализации изменений,
- результат изменений (продуктный и субъектный),
- экспертное заключение.
Обобщение опыта - это всегда выход на конкретного потребителя. Адресная направленность опыта предполагает ответы на вопросы: кому? когда? где? как его использовать? В этом контексте возникает вопрос об образовательной миссии инновационного опыта. Каков аксиологический (ценностный) статус обсуждаемого банка данных?
В отличие от передового педагогического опыта (ППО), традиционно ориентированного на директивную трансляцию лучших образцов педагогической деятельности, инновационный опыт мыслится в контексте плюралистического открытого образования. Здесь ни одна технология не признается главенствующей. Банк данных знакомит с миром альтернативных идей, систем, теорий и методик. БИПО призван помочь каждому педагогу открыть самого себя, свой собственный образ. Он не побуждает учителя и администратора к единственно правильному выбору, даже если он и есть. Этот выбор должен быть осуществлен свободно самими работниками образования. БИПО лишь напоминает, что педагогическая реальность богата возможностями. Его миссия – максимально объективная подача материала, указание направления исследовательской активности, предоставление учителю права самому делать свой выбор, в какой области инициировать инновационную деятельность. Банк инновационного педагогического опыта отказывается, в отличие от ППО, вести педагогов к какой-то конкретной цели, образу мыслей или идеалу, так как авторы БИПО уважают их свободу самоопределения, мышления и совести.
И еще: банк инновационного педагогического опыта решает очень важную мотивационную задачу. Творчески работающие учителя, опыт которых представлен в БИПО, получают общественно значимую оценку своей деятельности. Поддержка экспертов педагогического сообщества помогает педагогам-новаторам осознать социальную и профессиональную значимость своих разработок, стимулирует их дальнейшую инновационную деятельность, наполняет личностным смыслом творческие поиски.
БИПО можно считать наиболее оптимальным способом оформления педагогических находок с целью презентации опыта в педагогическом сообществе, инициирования авторских разработок.
Гаргай В. Б., доктор педагогических наук, начальник Центра научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)
Кипа К. А., методист Центра научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ, НИПКиПРО
Наприенко Н.Б., заместитель директора МОУ СОШ №3 п.Ванино