Описание содержания программы преодоления травли в начальной школе
(П. Грэй-Йейтс).
В течение 5 недель , встречаясь с детьми 7-8 лет дважды в неделю, психолог начала с того, что провела с детьми «мозговой штурм», и они вместе составили список того, что мешало ребятам ладить между собой.
На следующей встрече психолог зачитала свое обобщение этого списка и уточнила, верно ли оно. Самим этим поступком она уже сообщила детям, что их мнение важно и к нему будут относиться серьезно. В процессе этой работы, дети назвали в качестве одной из проблем класса травлю и унижения. Все они признали, что так или иначе участвовали в ситуациях травли, будучи обидчиками, жертвами или пассивными наблюдателями. Это понимание позволило им перестать выделять в классе только группы обидчиков и жертв.
Далее Психолог стала выстраивать историю травли, расспросив детей, откуда они так много о ней знают: «Где чаще всего происходит травля и унижения?» дети рассказали свои истории и нарисовали, какое влияние оказывает травля на них самих и на их одноклассников. Психолог поинтересовалась, что может помешать детям, которые хотели бы прогнать травлю из своей жизни. Этот вопрос помог детям оценить могущество проблемы и то, как сложно бросить вызов режиму травли. Психолог попросила их оценить по десятибалльной шкале, насколько сильно их желание прогнать травлю. На последующих двух встречах это упражнение было повторено, чтобы отследить готовность детей работать на создание класса-без-травли. Психолог попросила детей вообразить, что было бы, если бы травля вышла из школы, ушла бы далеко и исчезла за горизонтом; каково бы это было для детей, учителей и родителей – жить без травли? Для того, чтобы изобразить такую жизнь, дети сделали коллаж. Контраст между проблемной историей и альтернативной все усиливался.
После этого дети участвовали в кукольном спектакле. Психолог написала сценарий, используя истории детей о травле, и сделала куклы. Травля была зеленым зубастым чудовищем, которое всех пинало, дразнило и унижало. У Травли было двое приятелей, Врун-Нашептун и Вонилка. Вонилка издевался над теми, кого уже обидело чудовище-Травля. Дети писали сценарии, отражающие излюбленные тактики этой милой компании. В спектакле участвовали еще три куклы – Клепа, кукла-ребенок неопределенного пола, миролюбивый персонаж, и двое друзей Клепы – волшебница Волия, специалист по заколдовыванию чудовища-Травли (от ее заклинания травля давилась страхом, травилась собственным ядом, спотыкалась о собственную низость и вообще съеживалась) и добрый Оченьлюбит, который любил всех, даже Вонилку, чем совершенно обезоруживал Травлю и ее друзей.
Потом дети стали отыгрывать истории, где поведение Травли приводило к ее поражению. Была, например, сценка, где Травля осталась совсем одна и так горевала, что Клепа ее обнял и пригласил играть с теми детьми, которые хорошо относятся друг к другу и никого не обижают. Психолог попросила школьников при создании сценариев поражения Травли опираться на собственный опыт дружественных, мирных, уважительных отношений. В созданных сценариях фигурировало все, чему взрослых учат на тренингах социальных навыков. Дети успешно продемонстрировали, что все эти знания и навыки им уже доступны.
На основании этих сценариев Психолог составила обобщающую историю о позитивных отношениях, а потом попросила детей рассказать случай из жизни, где у них был шанс вовлечься в ситуацию травли, но они этого не сделали: «Как ты заколдовал чудовище-Травлю?» эти отдельные истории были собраны в единую историю для всего класса, а иллюстрации, нарисованные детьми – в диораму.
Спектакли кукольного театра продолжались с использованием все более сложных сценариев. Дети написали для учащихся из других классов руководство по распознаванию Травли и борьбе с ней. Некоторые взяли на себя ответственность за борьбу с травлей в классе и на переменах. Потом ребята сделали видеорепортаж о собственном опыте изгнания травли и заколдовывания этого чудовища, нарисовали плакаты, призывающие бороться с Травлей и объясняющие, как это делать, и развесили их по всей школе, а также написали письма родителям, объясняя позицию класса по отношению к проблеме травли. На этом этапе классный руководитель заметил значительные изменения в классе. Дети распознавали травлю, как только она появлялась, и ее стало значительно меньше. Дети, которых продолжали иногда дразнить, больше не считали себя в этом виноватыми и не стеснялись выразить протест. Программу высоко оценили и родители.