Цели педагогической практики
Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки
Логопедия
Курс 2, семестр 5
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Йошкар-Ола, 2012
Цели педагогической практики
Система подготовки бакалавра-дефектолога для работы с детьми с нарушениями речи включает логопедическую практику в логопедическом кабинете дошкольных образовательных учреждений.
В процессе обучения студенты получают теоретические, методические, практические знания, навыки в дошкольной и общей логопедии, умеют оказывать профилактическую, коррекционную, психолого-социальную помощь детям с отклонениями и патологией в речевом развитии и их родителям.
Целями практики является овладение навыками профессиональной деятельности педагога-логопеда, формирование целостного представления о ребенке с отклонениями и нарушениями в развитии речи.
.
2. Задачи учебной/производственной практики
Задачами логопедической практики бакалавров по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») является:
- совершенствование теоретического уровня овладения знаниями и выработка у студентов умений применять эти знания в практической деятельности;
- изучение, воспитание, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях, реализующих программы интегрированного обучения;
- формирование умения наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных (коррекционных) учреждениях, обобщать передовой педагогический опыт;
- подготовка студентов к эффективному проведению коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работы с детьми;
-расширить, конкретизировать теоретические знания по проблемам патологии речи;
-ознакомиться с состоянием коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной работы в детских учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разного профиля – логопед – врач – психолог - педагог-воспитатель;.
-овладеть методами, методиками, приемами психолого-педагогической и логопедической диагностики детей, научиться методам планирования и логопедического прогнозирования с учетом анализа индивидуальных особенностей развития;
-сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с разными формами патологии речи различного возраста (ранний – дошкольный возраст);
-овладеть приемами психопрофилактической и консультативной работы с детьми.
-проводить социально-коррекционную работу с семьями детей;
-пропагандировать логопедические знания.
-развивать способности методиста и организатора в области специального дошкольного воспитания и обучения детей;
-воспитать личностные качества (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющие работать как с детьми, так и с их родителями.
Данные задачи практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- дефектологическая,
- педагогическая,
- культурно-просветительская,
и задачами профессиональной деятельности:
o в области дефектологической деятельности:
- готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с речевой патологией;
- способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;
- способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего логопедического воздействия с целью оценки его эффективности
o в области педагогической деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
o в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
– организация культурного пространства;
– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.
– обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
3. Место учебной/производственной практики в структуре ООП бакалавриата.
Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.V. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
Педагогической практике в общеобразовательных учреждениях предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического («Философия», «Культурология»), естественно-научного («Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены», «Основы общей психопатологии», «Невропатология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»), и профессионального («Специальная психология» , «Специальная педагогика», «Логопсихология», «Логопедия», «Психология», «Педагогика», «Возрастная анатомия и физиология», «Безопасность жизнедеятельности», «Невропатология», «Основы воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» , а также курсов по выбору, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Педагогическая практика в логопедических кабинетах дошкольных общеобразовательных учреждениях является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при прохождении летней практики:
– знать возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ;
– знать специфику логопедической работы с детьми с ОВЗ;
– знать особенности формирования коллектива;
– уметь разрешать конфликтные ситуации с учетом возрастных особенностей детей;
– уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми;
– планировать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Педагогическая практика проводится на 3 курсе в 5 семестре.
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин, прохождения последующих педагогических практик, подготовки к государственной аттестации и предстоящей профессиональной деятельности.