Место и время проведения производственной практики.

Педагогическая практика бакалавров по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») проводится на базе детских образовательных учреждений общеразвивающего и комбинированного вида г. Йошкар-Олы. Они должны соответствовать действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, СНиП и Регламентам в данной области; иметь минимально необходимую материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную коррекционную, воспитательную и физкультурно-оздоровительную работу.

Производственная практика проводится в течение 4 недель на 3 курсе в 5 семестре. Группы формируются в составе 3-4 человека на одного руководителя.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной/производственной практики.

Общекультурные компетенции:

- способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

- способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

- готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

Профессиональные компетенции:

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

Профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:

- способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

Профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности:

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование детей с речевой патологией с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

Профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности:

- готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

- готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13).

В результате прохождения летней практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

- организацию планирования логопедической работы в детском образовательном учреждении общеразвивающего вида;

- функциональные обязанности учителя-логопеда, специфику работы с детьми в условиях логопедического кабинета;

- способы и приемы самоанализа своей педагогической деятельности, а также коррекции своего поведения в зависимости от конкретной ситуации;

- способы подготовки детей с ОВЗ, в условиях ДОУ, к общению и взаимодействию со здоровыми сверстниками;

- методику проведения неотложной эвакуации детей с ОВЗ в случае пожара из зданий и сооружений ДОУ

2) Уметь:

- ориентироваться в методической литературе, квалифицированно решать коррекционные и педагогические задачи, эффективно применять предлагаемые формы и приемы логопедической работы в практической деятельности;

- определять цели и задачи деятельности логопеда, составлять план индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

- общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; педагогически корректно управлять детским коллективом; проявлять заботу и душевное отношение к детям с ОВЗ, устанавливать и поддерживать конструктивные деловые и личные отношения с коллегами и представителями администрации ДОУ;

- выражать свои мысли логично, доступным и понятным для детей языком;

- уметь четко и ясно предъявлять педагогические требования.

3) Владеть

–современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами логопедического сопровождения, поддержки, компенсации особенностей детей с нарушениями речи, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении;

- методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

- технологиями логопедической оценки, компенсации и коррекции отклонений в речи и поведении, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм;

- принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;

- современными методами логопедической и психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;

- методами активного обучения;

- современными (в том числе организационными и управленческими) методами и техникой психологических и логопедических обследований, исследований и разработок.

Структура и содержание педагогической практики

6.1. Структура и трудоемкостьлогопедической практики

Общая трудоемкость летней практики составляет 4 недели.

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
Подготовительный этап     зачет
Производственный этап     зачет
Подготовка отчета по практике     зачет

6.2. Виды деятельности студентов на педагогической практике:

1 этап:

- пройти учёбу (в рамках аудиторных занятий) и инструктаж;

- принять участие в установочной конференции, посвященной прохождению предстоящей логопедической практики;

- взять направление на практику с места учебы;

- проконсультироваться у преподавателя, ответственного за прохождение логопедической практики в случае возникновения затруднений с устройством на практику.

2 этап:

- изучить новые методические разработки в области работы логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ и собрать методический материал для работы с детьми;

- составить перспективный план работы учителя-логопеда (примерный перечень тех мероприятий, дел, которые практикант хотел бы провести с детьми с ОВЗ, имея в виду воспитание определенных качеств личности у детей с ОВЗ);

- находиться в кабинете в течение рабочего дня учителя-логопеда;

- постоянно следить за приходом детей в кабинет и обратно в коллектив группы;

- составить список прикрепленных детей и ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка с речевой патологией или ее риском;

- свою деятельность учитель-логопед строит исходя из перспективного и календарного планов кабинета, план работы студента утверждается директором (членом ПМПК);

- логопед ДОУ организует профилактическую работу с детьми группы риска раннего и младшего возраста, включающую следующие направления:

- диагностику речевого и когнитивного развития детей раннего и младшего возраста;

- проведение консультаций с воспитателями групп раннего и младшего дошкольного возраста и родителями их воспитанников;

- проведение доступных форм коррекционной логопедической работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;

- наблюдать и анализировать коррекционную работу логопеда кабинета;

- проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста с различными видами речевой патологии;

- проводить зачетные показательные занятия с детьми с речевой патологией (1 профилактическое с ребенком раннего возраста, 1 групповое и 1 индивидуальное в детьми старшего дошкольного возраста)

- студент-практикант обеспечивает коррекционную направленность в работе кабинета;

- практикант несет ответственность за жизнь и здоровье детей с речевой патологией, посещающих занятия с логопедом;

- практикант является членом педагогического совета ДОУ и в своей работе подотчетен заведующему (директору) ДОУ

3 этап:

- подготовить отчет о пройденной практике;

- принять участие в индивидуальном (письменно или в процессе индивидуальной консультации с преподавателем) и коллективном (в рамках заключительной конференции) анализе прошедшей практики и в обсуждении предложений относительно организации педагогической практики;

- сдать преподавателю, отвечающему за организацию педагогической практики, всю необходимую документацию, подтверждающую то, что студент действительно проходил практику и позволяющую преподавателю судить о том, какой оценки она заслуживает (зачет, незачет);

- в течение двух недель после окончания практики получить зачет по педагогической практике.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной/производственной практике.

Проведение логопедических коррекционной занятий с детьми с нарушениями речи, индивидуальная диагностика речевого и когнитивного развития, консультативные практики, наблюдение и беседа, технологии регистрации и учета речевых параметров с помощью современного аппаратного обеспечения, системный динамический анализ высших психических функций, презентационные технологии, интерактивные методы обучения.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной/производственной практике.

Самостоятельная работа студентов в ходе составляет 56 часов. В ходе самостоятельной работы студенты должны:

1. Подобрать методический материал.

2. Составить план-сетку и план коррекционной работы.

3. Проводить различные мероприятия в логопедическом кабинете.

4. Составить программу коррекционной работы

5. Подобрать диагностический инструментарий для оценки личности ребенка с речевой патологией.

6. Подготовить отчет о пройденной практике.

Наши рекомендации