Формы и средства физического воспитания детей. Организация двигательной активности детей.
Воспитательные задачи физического развития направлены на формирование качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка. Средствами реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства: художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная ,работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы физического воспитания - упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств. Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества взаимопомощи. Исследователи (Т. И.Осокина, Е.Н..Вавилова, Э. Г. Степаненковаидр.) установили, что физическое развитие благоприятно сказывается на всестороннем воспитании ребенка. Для формирования личностных качеств используются подвижные игры и упражнения, специальное обучение на занятиях физической культурой. Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении детей со спортсменами. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, защищавших честь Родины в мировых соревнованиях. Можно показать фильм, рассмотреть фотографии. Привлекательный пример выполнит свой воспитывающую функцию. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, целесообразно предложить ребенку, чтобы бы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил он требуют. Важно, чтобы дети осознали, какое удовлетворение получает
человек, воспитывая самого себя. Воспитание стремления к физическому совершенству можно начинать уже с того времени, когда ребенок овладеет свободой движений, будет уметь следить за своей осанкой. Но именно в этом возрасте еще возможно с помощью специальных упражнений, при каждодневном внимании воспитателя и родителей и активизации сознания самого ребенка исправить недостаток (Н.Н.Кожухова, С.Е.Шукшина и др.). Важно, чтобы ребенку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, что бы это его желание поощрялось и поддерживалось, чтобы в группе царил дух стремления к самосовершенствованию. В группу оздоровительных задач входят задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Ведущими в данном случае становятся такие средства, как пример взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства. Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на занятиях по физической культуре и в
повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин иллюстраций. Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем. В отечественной традиционной системе физического воспитания данная группа задач рассматривается как комплекс методов, направленных на обучение детей основным движениям. При этом акцент делается на воздействиях со стороны воспитателя, а ребенку же отводится роль послушного исполнителя, которому необязательно задумываться над механизмом влияния на его здоровье.
20. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.