Характеристика детей с нарушением развития.

Лекция 2

Дефектология образована двумя словами дефект(от лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) и логос – учение является педагогической дисциплиной, изучающей особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя следующие дисциплины: логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику.

Логопедия– (слово, речь и обучение) изучает нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывает пути их преодоления.

Олигофренопедагогика –разрабатывает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Олигофрения – врожденное или приобретенное в младенчестве недоразвитие психической деятельности и имеет три степени – дебильность, имбецильность и идиотия.

Сурдопедагогика (surdos – глухой, обучение) – отрасль дефектологии, которая разрабатывает вопросы воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

Тифлопедагогика – (tuphlos – слепой, обучение) – разрабатывает проблемы воспитания и обучения слабовидящих и слепых детей.

Основная задачавсех научных исследований в дефектологии – это разработка эффективных способов (методов) воспитания и обучения, а также предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.

Дефектология изучает особенности личностей с многообразными физическими и нервно-психическими недостатками (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, умственно отсталые дети и т. п.). Дефектология изучает психофизические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения и образования. Она всецело основывается на теоретических положениях и методах исследования общей педагогики, а так же на ряде медицинских дисциплин, поскольку она изучает детей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы.

Память и ее расстройства. Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

— запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.

— сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.

— воспроизведение запомненного или заученного.

— узнавание выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких-либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

— забывание — потеря способности вспоминать и воспроизводить ранее усвоенную информацию.

Различают память произвольную и непроизвольную.

Произвольная память может быть механической и осмысленной.

Непроизвольная память, как правило, механическая.

Наибольшее практическое значение имеет произвольная память, главным образом осмысленная, поскольку на нее ложится основная нагрузка в процессе обучения.

Снижение памяти — гипомнезия — может наблюдаться как при нарушении запоминания, так и воспоминания. Полная потеря памяти называется амнезией.

Различают:

— амнезию фиксации — резкое нарушение способности запоминания;

— антероградную амнезию — утрату воспоминаний о событиях, имевших место у больного после потери сознания или черепно-мозговой травмы;

— ретроградную амнезию — выпадение воспоминаний о событиях и переживаниях, имевших место до травмы или заболевания;

— амнестическую афазию — выпадение из памяти названий предметов при сохранности представлений об их назначении.

Гипермнезия — необычайно высокий уровень развития памяти — встречается редко. Обладающие такой памятью лица воспроизводят во всех деталях воспринятые ими прежде события и предметы. Так, например, человек с эйдетической памятью запоминает и воспроизводит во всех деталях однажды прочитанный текст. Эйдетическая память характеризуется фотографичностью. Нередко она наблюдается у художников. Эйдетическая память является своеобразной особенностью здорового человека.

Мышление и его расстройства.Мышление— это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Мышление — это социально обусловленный процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).

Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны, в том числе, и животным.

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как индукция, дедукция и аналогия.

С помощью индукционного мышления человек начинает познание окружающего мира с изучения единичных вещей, явлений, фактов. Идя от частных случаев, он приходит к общему правилу, от фактов — к обобщению. Никакое теоретическое мышление вообще не было бы возможно, если бы человек индуктивным путем не приходил к установлению тех или иных общих положений.

Дедуктивное умозаключение применяется нами всякий раз, когда требуется рассмотреть какое-либо явление на основании уже известного нам общего положения и вывести в отношении этого явления необходимое заключение.

В процессе аналогии получается вероятное знание, но это вероятное знание несет в себе нечто новое, помогающее нам разбираться в окружающей обстановке и предвидеть направление развития данного явления или события.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.

Различают несколько видов мышления:

— наглядно-действенное (практический анализ и синтез),

— наглядно-образное (оперирование наглядными образами),

— отвлеченное (в форме абстрактных понятий).

Деятельность мышления всегда определенным образом мотивирована. Любой вид мышления связан с решением задач. Каждый раз необходимо проанализировать условия задачи, выбрать и апробировать пути ее решения. Начатое решение должно быть доведено до логического завершения.

Наши рекомендации