Гл. 3. Характеристика процесса принятия группового решения
Проблема принятия единого решения по определенным важным для группы вопросам — актуальная и сложная для любой реальной малой группы. Группа не может существовать как
и общие мнения по различным насущным или, тем более, принципиальным вопросам. К тому же необходимо обеспечить не только нахождение такого общего решения, но и добиться его высокой эффективности. Групповое мнение — это не результат группового компромисса, это наиболее оптимальное для всей группы и каждого ее члена решение жизненно важной задачи. В связи с обсуждением проблемы принятия группового решения, возникает множество вопросов, отвечая на которые мы попробуем рассмотреть данную проблему с различных сторон.
Прежде всего, что подразумевается под процессом принятия решения? Речь идет о том, что в своей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций членов группы, оценки ситуации, поиска возможных решений, выработки единого решения и др. Соответственно можно выделить несколько важнейших целей группового обсуждения: сбор информации и ее оценка (например, относительно мнений и представлений членов группы), поиск возможных решений и принятие общего группового решения.
Для достижения каждой из указанных целей применяются свои методы обсуждения. Изучение мнений членов группы о том или ином предмете осуществляется с помощью группового интервью, поиск возможных решений наиболее успешно проводится в формах мозговой атаки (брейнсторминга), а для принятия группового решения используется метод групповой дискуссии.
Остановимся на характеристике каждого из указанных методов.
Групповое интервью
Групповое интервью, как уже отмечалось выше, используется для выяснения всей совокупности мнений членов, группы по конкретному поводу и оценки сложившейся ситуации. Важно подчеркнуть, что любая группа, даже слабо организованная использует те или иные формы группового интервьюирования для решения своих информационных задач. Однако, часто не только рядовые члены группы, но также и лидеры и руководители не отдают себе отчета в происходящем, и тогда интервью протекает стихийно, не целенаправленно, и естественно, эффективность его чрезвычайно низка. Основная цель — сбор всего разнообразия индивидуальных мнений членов группы и их всесторонняя оценка — не достигается. Это относиться не только групповому интервью, но ко всем другим формам группового обсуждения.
Что же требуется сделать для эффективного проведения группового интервьюирования? Необходимо оповестить всех членов группы о целях группового обсуждения, четко обозначить его тему и выбрать удобное для всех время обсуждения, ограничив его 1,5—2 часами. Далее нужно обеспечить комфортную для участников обстановку, под которой подразумеваются не только физические удобства, но и психологический комфорт: отсутствие посторонних наблюдателей, отсутствие вышестоящих авторитетов, возможность видеть всех участников обсуждения и иметь возможность высказывать свою точку зрения. Первая половина группового интервью должна носить строго фактический и объективный характер. Участники ориентированы на то, чтобы воздерживаться от оценки собираемых фактов, давать возможность всем членам группы полно сформулировать свою точку зрения. Вторая половина интервью носит оценочный характер. Участники имеют право обсуждать и оценивать собранные факты, (но не высказывающих их людей). Результатом группового интервью будет подведение итогов относительно всей гаммы групповых мнений и отношений к ним со стороны участников обсуждения.
Можно назвать целый ряд ситуаций, требующих проведения группового интервью в школьной практике. Это сбор педагогом информации относительно реакции группы на те или иные события внутри класса, школы или более широкой общности, это зондирование общественного мнения, а также изучение мотиваций, то есть причин, побуждающих школьников поступать определенным образом. Эффективность проведения группового интервью в школьном классе в значительной степени зависит от педагога. Особенно на первых встречах, пока школьники не готовы к свободному высказыванию своих точек зрения, безоценочному отношению к друг другу. Однако, поведение руководителя — это общая проблема для любой ситуации группового обсуждения. На ней мы подробно остановимся при списании групповой дискуссии.
Понятие мозговой атаки
Мозговая атака (иначе — мозговой штурм, брейнсторминг) применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных подходов к ситуации, то есть ее задачей является продуцирование идей. Поиск и продуцирование идей — сложный творческий процесс, который может очень эффективно протекать в групповых формах, если для этого создан ряд необходимых условий, обеспечивающих свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска, не критичности и высокой заинтересованности членов группы в нахождении максимально возможного числа новых идей и подходов.
Различают 3 фазы мозговой атаки. На вступительной фазе, длящейся примерно 15 минут, ведущий сообщает метод и правила игры, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делиться на участников и наблюдателей, являющихся по существу секретарями. Их задача — фиксировать все идеи, высказываемые закрепленными за ними участниками обсуждения. Задача участников — высказывать все приходящие им в голову идеи. Важнейшим условием является отсутствие внутренней и, особенно, внешней критики высказываемых предложений. Участники не должны прерывать друг друга. Идея, высказанная одним, может навести на мысль другого.
Вторая, узловая фаза брейнсторминга, длиться около часа. Это творческая часть процесса. Она должна проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Кресла должны быть расположены по кругу, с стол не обязателен. Участников может быть около десяти человек, они должны обладать приблизительно равным статусом. Руководителю желательно держаться в стороне от дискуссии. Он выступает в роли организатора и регистратора идей, следит за строгим соблюдением правил игры. Итогом второй фазы должен стать полный описок предложенных идей. На третьей фазе, отодвинутой во времени от двух первых, самими участниками обсуждения или другими членами группы, экспертами, специалистами, осуществляется критика идей по следующим критериям:
возможность реализации в данных условиях
возможность реализации сразу, после определенного срока, при дополнительных условиях
возможность применения идей в других областях.