Структура антропологического знания
История термина
Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии.
Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология».
В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в богословии (теологии), религиозной философии до сих пор.
Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.
В России под антропологией до недавнего времени понимали преимущественно физическую антропологию, но, начиная с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной, политической и философской антропологии.
Традиционно выделяют несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.
Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
Религиозная антропология — философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
Физическая антропология, включающая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология, рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами.
Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других[5].
http://anthropology.rchgi.spb.ru/ant_ped.html
Структура антропологического знания
Педагогическая антропология - направление в философии образования и теоретической педагогике, которое возникло в середине 60-х - начале 70-х годов.
Педагогическая антропология - направление в философии образования и теоретической педагогике, которое возникло в середине 60-х - начале 70-х годов.
Это направление представлено прежде всего в европейских странах, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции - традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия.
Надо сразу же отметить, что формирование педагогической антропологии происходит как раз в те годы, когда целый ряд постмодернистов объявили о "смерти человека" (вспомним известный тезис М. Фуко), когда структурализм и постструктурализм в социально-философской и педагогической мысли обращался скорее к безличным институциальным структурам, которые не предполагали ни внимания к человеку как средоточию социального бытия, ни включения в объект своего исследования антропологических характеристик.
Субъективность для них тождественна интерсубъективности, характеристики человеческого существования - априорным экзистенциалам страха, любви, бездомности и пр.
Философская антропология заменялась или фундаментальной онтологией, или структурализмом, открыто выступавшим против антропологического подхода (можно напомнить Л. Альтюссера с его критикой антропологизма).
Антропологический подход в философии в 80-е годы постепенно смещался на периферию философского знания, хотя он, найдя свое применение и распространение в педагогике, культурологии, психологии, получил новое дыхание. В противовес акценту на безличные институциальные структуры антропологический подход непосредственно связан с номинализмом в социально-философской мысли, поскольку для него вне и независимо от человеческого бытия (человеческих взаимоотношений, действий человека) не существует социальной реальности [1].
Структуралистский же подход, делая упор на независимом и самостоятельном существовании социальных структур, прежде всего структур языка, представляет собой проявление реализма в социально-философской мысли, поскольку для него социальная реальность существует сама по себе, независимо от индивидуальных человеческих действий.
Это различие имело и имеет принципиальное методологическое и мировоззренческое значение, задавая совершенно различные системы отсчета для понимания проблем человеческого бытия и межличностных отношений.
Для структурализма человек - лишь марионетка и исполнитель безличных социальных структур, для философской антропологии он - активный деятель, ответственный и за свою судьбу, и за социальные структуры, возникающие лишь благодаря и в его собственной деятельности.
В этот же период развертывают свою критику антропологизма и представители Франкфуртской школы. Т. Адорно в своем критическом памфлете о философии М. Хайдеггера прямо заявляет, что идеология человека - это идеология дегуманизации [2].
Столь же непримиримы относительно философской антропологии были и последователи "критической теории". Так, Б. Вильмс писал: "Антропология свидетельствует о нищете буржуазного субъекта" [3. S. 78]. В. Фишер подчеркивал опасность субъективизма, которая связана, по его мнению, с философской антропoлогией и антропологическим поворотом в социальной мысли [4. S. 71]. М. Фуко заявлял в "Словах и вещах" о смерти человека и автора.
Итак, как это ни парадоксально, именно в ту эпоху, которую постмодернисты объявили эпохой "смерти человека", формируется педагогическая антропология, выдвигая на первый план такие понятия, как "встреча", "забота", "наставление", "настроение" и др.
Однако было бы неверным полагать, что педагогическая антропология возникла как простое приложение философской антропологии к педагогической действительности и практике образования, хотя среди выдающихся представителей педагогической антропологии немало тех философов, которые по праву считаются основателями философской антропологии в ХХ веке (О. Больнов, М. Бубер, Й. Дерболав и др.).
Соотношение между философской и педагогической антропологиями гораздо более сложно, чем это представляется на первый взгляд. Внутри целого ряда философских концепций образования, рассмотренных нами в предшествующих главах (в частности, в диалогической ф. о. М. Бубера), весьма сильны мотивы, связующие их с педагогической антропологией.
Да и целый ряд понятий, выдвинутых ими, находят свое применение в педагогической антропологии.
Это относится, например, к понятиям "педагогическое отношение", "встреча" и др.
Тем более усложняется взаимоотношение между философской и педагогической антропологиями, если учесть, что в 60-80-е годы происходит интенсивный процесс диверсификации педагогической антропологии, выделения в ней специфических направлений, которые делают акцент на определенные методики и развивают свой концептуальный аппарат.
Педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования.
Это достаточно общее определение задач и цели педагогической антропологии конкретизируется представителями этого течения внутри ф. о. в различных направлениях.
Одни из них подчеркивают, что педагогическая антропология является эмпирической теорией и философским анализом понятий педагогики.
Другие усматривают ее основную задачу в развертывании теории и генезиса личности.
Третьи считают педагогическую антропологию частной областью наук об образовании.
Четвертые видят в ней науку о междисциплинарном поле коммуникаций, в которые вступает человек и которые являются предметом различных наук, объединяемых ею.
Эти "разноречия" втрактовке предмета и целей педагогической антропологии определяются прежде всего теми традициями, с которыми связаны те или иные представители педагогической антропологии.
А.П. Огурцов, В.В. Платонов
http://vslovar.org.ru/ped/1342.html видео инф. о педагогах
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ –
1) самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения.
В этом значении П.а. стремится определить своё место в системе наук и, прежде всего в системе педагогического знания, обрести статус самостоятельной науки, обладающей специфическим объектом, предметом, целями, проблемами и методом их решения.
2) Основание педагогической теории и практики, методологическое ядро педагогических наук, которое вбирает в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования.
В этом значении П.а. ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода.
Антропологический подход предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности.
П.а. в первом и втором значениях часто присутствует в работах одних и тех же авторов в различных исследовательских контекстах.
3) Направление в гуманитарных исследованиях, оформившееся в Западной Европе в середине 20 в. на основе синтеза теоретико-педагогического, философско-антропологического и человековедческого знания. Это направление получило развитие преимущественно в ФРГ, Австрии и Швейцарии (О.Ф. Больнов, Й. Дерболав, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдарцил).
Будучи изначально обращённой к человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, педагогика как область гуманитарного знания и сфера социальной практики в принципе не может существовать вне контекста антропологической проблематики.
П.а. как самостоятельная отрасль знания стала разрабатываться К. Шмидтом в Германии и К.Д. Ушинским в России в 60-х гг. 19 в. Ушинский в своём фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания.
Опыт педагогической антропологии" (Избр. пед. соч., в 6 тт., М., 1990, т. 5, 6) исходил из того, что "воспитать человека во всех отношениях" можно, лишь "узнав его во всех отношениях".
Он предлагал педагогам "извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, ...свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобообозреваемую систему".
По его мнению, "воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно.
Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых великих деяний, историю зарождения всякой страсти и всякого характера. Только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадны".
Во 2-й половине 19 в. - 1-й четверти 20 в. в России развивалась школа педагогов-антропологов (Н.И. Пирогов, Ушинский, К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, Ю.И. Айхенвальд).
После установления в 1917 советского режима были закрыты все педагогические исследования, которые стремились органически слить человековедение с образованием.
В 1-й половине 30-х гг. в стране утвердилась т.н. "бездетная педагогика".
Эта педагогическая система на несколько десятилетий стала господствующей в отечественной теории образования, несмотря на стремление ряда учёных (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др.) последовательно опираться при решении проблем образования на природу человека и синтез знания о нём.
Со 2-й половины 1980-х гг. в России начался интенсивный процесс возрождения П.а. как особого направления научно-педагогических исследований (Б.М. Бим-Бад, Б.В. Емельянов, В.Б. Куликов, Л.К. Рахлевская, В.Д. Семёнов, Г.Е. Соловьёв).
В 90-х гг. П.а. как отдельная дисциплина вошла в программу высших педагогических учебных заведений Рос. Федерации.