Вид оценочных средств: Кейс 1
Ситуация кейса
На педагогическом совете школы директором был сделан доклад об итогах реализации Программы развития школы. Информационная справка прилагается.
Задания кейса.
1. Насколько полно в информационной справке отражены результаты деятельности ОО?
2. Предложите направления дальнейшего развития образовательной организации по созданию безопасной и комфортной образовательной среды.
Информационная справка о школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № ХХ городского округа Самара – самая молодая школа в ХХ районе города.
Она начала функционировать в 1994 году в новом, только еще строящемся, микрорайоне и с первого года стала образовательным и воспитательным центром более чем для полутора тысяч детей.
Усилиями администрации в школе сформирован стабильный и высококвалифицированный педагогический коллектив. 100% педагогов имеют высшее образование. Более 60% учителей – специалисты высшей квалификационной категории. Все педагоги имеют опыт инновационной деятельности, владеют современными образовательными технологиями, позволяющими достигать высокого качества обучения.
Доказательством конкурентоспособности школы является количество детей, обучающихся в ней: на протяжении последних 10 лет оно превышает 1250 человек. В её стенах обучаются дети не только из близлежащего микрорайона, но и из других районов города.
За время своего существования школа зарекомендовала себя как престижное учебное заведение. Несмотря на свой молодой возраст МБОУ СОШ № ХХ достигла высоких результатов. На протяжении всех 19 лет своего существования школа работает в режиме экспериментальной площадки или «школы-лаборатории» по внедрению современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, разрабатывает инновационные проекты, участвует в экспериментальной деятельности федерального, регионального и городского уровней.
С 2006 года на старшей ступени образования школа реализует углубленное изучение предметов, наиболее востребованных при поступлении в ВУЗы: русского языка, математики, физики и обществознания.
Кроме того, МБОУ СОШ № ХХ стала первым общеобразовательным учреждением города, реализующим мультипрофильную модель старшей школы. Данная модель дает возможность каждому учащемуся построить и реализовать собственную образовательную траекторию, т.е. выбрать и изучать в соответствии с собственными потребностями тот набор предметов, который непосредственно необходим для успешного поступления и обучения в выбранном вузе.
Результатом обучения являются ежегодные высокие показатели при сдаче единого государственного экзамена, рост числа серебряных и золотых медалистов, а также успешные выступления учащихся на олимпиадах, конференциях районного, городского, регионального и общероссийского масштаба. Средний балл по ЕГЭ в школе № ХХ выше показателей по району и городу. Более 78% выпускников школы поступают в вузы на бюджетные отделения.
В школе целенаправленно ведется работа по сохранению и укреплению не только физического, но и психологического и социального здоровья учащихся, что является одним из важнейших факторов, учитываемых родителями при выборе школы.
Особое внимание педагогический коллектив уделяет духовному и нравственному воспитанию подрастающего поколения, которое осуществляется не только через учебный процесс, но и внеклассную работу. На базе школы работает много кружков, секций, где дети могут найти себе занятие по интересам.
В 2006 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» и получила президентскую поддержку в 1 млн. рублей на развитие образования, в 2007 году – победителем в региональном конкурсе общественного признания «Крылья успеха», а в 2008 году – победителем в городском конкурсе «Лучшая школа городского округа Самара» в номинации «Прорыв года».
Кейс 2
Ситуация кейса Выполняется на основе ОП конкретной школы (студентам привести ссылку на сайт или приложить план-проспект)
Попробуйте проанализировать с помощью методики SWOT (сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats)) внешнюю и внутреннюю среду вашей школы, то есть соотнести внешние требования с внутренними потребностями образовательной организации и определить образ желаемого результата:
SWOT-анализ | |
Сильные стороны: | Слабости: |
Возможности: | Проблемы: |
Общая оценка: |
Приведем примерные варианты сильных, слабых сторон образовательной организации, ее возможностей и угроз.
Сильные стороны:
- Выдающаяся компетентность организации в области образования;
- Оптимальные финансовые ресурсы для решения задач развития образовательной организации;
- Высокая квалификация педагогов;
- Хорошая репутация у родителей (образовательный имидж);
- Мобильность и креативность в выполнении функциональных сфер деятельности образовательной организации;
- Возможности повышения качества образования;
- Прогрессивные образовательные технологии, позволяющие реализовать цели образовательной деятельности, в том числе повышать качество образования;
- Преимущества в области достижения образовательных результатов учащимися (расширен спектр получаемых результатов);
- Наличие инновационных процессов и возможности в их реализации.
Слабые стороны:
- Нет ясных стратегических направлений во внутришкольном управлении;
- Ухудшающаяся конкурентная позиция (уязвимость) в районе, округе и т.д.;
- Устаревшее оборудование;
- Низкий уровень внутришкольного контроля;
- Значительное число внутренних проблем в коллективе учителей и в коллективе учащихся;
- Отставание в области использования прогрессивных подходов и технологий в образовательном процессе;
- Неспособность выявления дополнительных ресурсов для развития образовательной организации.
Возможности:
- Сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями, в том числе дополнительного и профессионального образования;
- Включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов;
- Адресное повышение квалификации педагогических кадров;
- Освоение и введение в практику работы образовательной организации новых технологий внутришкольного управления;
- Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров школы.
Угрозы:
- Возможность снижения образовательного рейтинга организации в среде обучающихся;
- Более интенсивное развитие образовательных организаций микрорайона;
- Неясные ориентиры развития образовательной организации;
- Изменение социальных запросов субъектов образования;
- Неблагоприятные демографические изменения.
Кейс 3
Инициативной группой составлена «Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы образовательной организации».
Направления реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
1. Конкретизируйте каждое из направлений. Для этого предложите по каждому из направлений формы и названия организационно-управленческих мероприятий или названия программ внеурочной деятельности (не менее 3).
2. Спроектируйте план-проспект реализации одного из направлений.
3. Разработайте возможные варианты научно-методического обеспечения и экспертизы занятости обучающихся во внеурочное время.
4. Осуществите выбор методов и средств внеурочной деятельности (там, где это возможно), которые могут обеспечить ее результативность. Аргументируйте свой выбор.
Кейс 4
Проанализируйте с позиции технологии SMART цель образовательной организации – реализация профильного обучения через проектную деятельность учащихся к 2017 году – с учетом миссии «Создание условий для самореализации и осознанного личного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире»:
Характеристика | Содержание |
1) конкретность | |
2) измеримость | |
3) согласованность | |
4) достижимость | |
5) определенность во времени |
Возможный правильный ответ:
Характеристика | Содержание |
1) конкретность | Профильное обучение через проектную деятельность |
2) измеримость | 10 профильный класс, наличие портфолио |
3) согласованность | С миссией образовательной организации: самореализация и выбор |
4) достижимость | Да, если определена с учетом ресурсных возможностей школы |
5) определенность во времени | Да, к 2017 г. |
Кейс №5
Задание для магистрантов
Тип задания: предложите несколько вариантов решения проблемной ситуации с учётом международных и отечественных документов по охране прав детей.
Формулировка задания: прочтите предложенный научный текст и конкретный пример из жизни современной начальной школы и выполните задания в указанной последовательности.
1. Охарактеризуйте младшего школьника как носителя определённого мировоззрения в области взаимоотношения этносов.
2. Обратитесь к своему жизненному опыту и опишите в небольшом сочинении, какими были взаимоотношения между детьми в классе в вашем детстве.
3. Дайте характеристику поведению и действиям классного руководителя данного ученического коллектива.
4. Выскажите предположения, почему сложилась атмосфера неприятия нового ученика в классе, где учится Оскар.
5. Ознакомьтесь с содержанием заявления потерпевшей стороны и скажите, в чём сложность ситуации.
6. Предложите несколько вариантов выхода из возникшего затруднения. Аргументируйте своё мнение.
7. Выделите стратегическую педагогическую задачу в контексте данной ситуации: почему вообще могло такое произойти? над какими аспектами взаимоотношений между учащимися и учителем, а также учениками между собой следует поработать руководителям школы? Основываясь на приведённой педагогической ситуации, проанализируйте возможные пути предупреждения таких ситуаций в дальнейшем.
Введение в проблему. Исследование восприятия детьми младшего школьного возраста своей и других этнических групп позволило выявить, что у учащихся преобладают достаточный уровень этнокультурной осведомленности. Дети младшего школьного возраста знают, к какой национальной группе принадлежат они и их родители. Большинство знают свой родной язык и могут назвать по две-четыре национальности, проживающие на территории города и республики. Среди параметров оценки национальной принадлежности людей младшие школьники выделяют цвет волос / кожи / глаз, а также язык общения. Представителей своей национальности дети наделяют исключительно позитивными качествами. Практически все дети смогли правильно оценить отношения между персонажами народных сказок (русской, башкирской, татарской), изображенными на картинках. Большинство детей правильно отвечают на вопрос о том, к какой национальности относятся герои этих сказок. Практически все дети данного возраста правильно идентифицируют себя со своей национальностью, однако при выявлении сходства персонажей сказок с представителями своего и других этносов дети выделяют лишь яркие, наиболее заметные детали внешнего облика, не придавая значения национальным чертам персонажей.
Но в то же время уже младшие школьники могут проявлять пренебрежительное отношение к своим сверстникам, отличающимся цветом кожи и манерой общения. Особенно страдают дети, недостаточно владеющие языком общения, принятым в данном классе. Ознакомьтесь с текстом заявления (стиль и орфографические недочёты сохранены), написанным матерью-одиночкой в адрес директора МБОУ лицей №201. Мать мальчика недавно вернулась из Эфиопии и ныне живёт у своей матери в одном из городов-миллионников России. Представьте себе, что Вы работаете заместителем директора этой образовательной организации, и руководитель школы дал задание решить данный конфликт.
Описание педагогической ситуации.
Директору МБОУ лицей №201
Абдрафикову Радику Асфандияровичу
от матери ученика III-го класса
Гатауллина Османа Гюрджеевича
Заявление
Моего сына Османа с первых дней посещения школы притесняли дразнили, давали кличку «негр». Три мальчика объединившись, однажды побили его. Учительница когда я обратилась к ней с просьбой поговорить с родителями мальчиков высокомерно ответила, что Осман сам виноват во всём. 27 ноября мой сын, не выдержав оскорблений, схватил стул и с криком «убъю» швырнул его в обидчиков. Стул не задил детей, но разбил стёкла шкафа. Учительница вызвала меня для разборок, но я ответила, что три месяца ходила с просьбой погасить конфликт, а вы ничего не делали. Я отказалась оплачивать стоимость разбитых стёкол, так как все еще не могу устроится на работу. Бабушка Османа, моя мать, получает 7880 рублей пенсии. На эти деньги мы живём в троём. Нам никто не помогает.
Прошу принять меры по отношению к мальчикам, которые обижают моего сына и наказать учительницу.
Подпись. 2 декабря 2014 г.
Вид оценочных средств: Творческое задание
Тип задания (творческий уровень). Выполняется на основе ОП конкретной школы (студенту привести ссылку на сайт или приложить план-проспект). Разработка концепции развития образовательной среды образовательной организации
Формулировка задания: разработайте концепцию развития образовательной среды в учебном заведении, ставшим местом прохождения практики; успешное выполнение творческого задания позволит преподавателю делать вывод об уровне подготовленности студентов по дисциплине в целом.
Критерии оценивания:
Понимание проблемы организации, стремление разъяснить ее суть с научных позиций | 5 баллов |
Умение интересно подать материал, наличие личностного отношения к нему | 5 баллов |
Достаточное количество практического материала, собранного в ходе практики | 5 баллов |
Грамотность, логичность и аргументированность изложения материала | 5 баллов |
Реалистичность концепции, конкретность, измеримость и достижимость результатов, определенность во времени | 5 баллов |
Максимальное количество баллов | 25 баллов |