Ул. Труда, магазин №24, 1967год
Ул. Труда, магазин «Спар», 2016 год
В советские годы находились волостные, а позднее и районные органы власти.
В плоть до 50-х годов прошлого века около дома №86, что по соседству с магазином №24 можно было видеть глубокую впадину, земля в которой проседала, несмотря на подсыпку. Родители даже не допускали детей, опасаясь провала. Здесь была когда то шахта – «дудка» по добыче руды.
«Дудка» - это квадратный колодец сечением 1х1 аршин (аршин = 0,71 м).
Вот как описывал этот процесс бывшей заместитель главного механика металлургического завода Елизаров С.А. «В твёрдом грунте «дудка» была круглая и без всякой крепи, а в слабом – квадратная и укреплялась особой деревянной заборкой. «Дудка» велась до рудного пласта, в котором делались во все стороны штреки (ходы). От действия атмосферы и подпочвенных вод заборку в стенках «дудки» иногда выдувало, т.е. середина заборок выгибалась внутрь «дудки». Если заборка не выдерживала, неизбежно наступала катастрофа, часто с несчастными случаями.
Выемка из «дудки» руды и пустых пород производилась посредством деревянных бадей, которые подвешивались за верёвочный гуж к деревянному клепеню, который в свою очередь был привязан к пеньковому канату, накатывающемуся на деревянный ворот. Ворот лежал над «дудкой» на двух врытых в землю столбах. Накатывание каната производилось вращением ворота при помощи вделанных в оба конца ручек»
Труд рудокопа был необычайно тяжёлым, поскольку вся работа производилась вручную – лопатой, киркой, и продолжалась 16 – 17 часов. Добытая руда тут же, у «дудки» обжигалась на кострах. Железную руду от «дудок» к месту складирования подвозили на тачках или деревянных санках, на которые ставилась деревянная кадка с ушками. К заводу руду уже доставляли гужевым транспортом.
В новом названии есть своя закономерность. Во - первых, потому что она действительно была улицей трудовой - через неё проходил большой грузопоток с завода и на завод. Во - вторых, это была одна из главных улиц рабочего квартала – представители заводской элиты и городской власти здесь не жили. В-третьих, именно она, как река вбирает ручейки, собирала с других улиц и переулков рабочий люд, идущий к проходной завода, превращая его в мощный поток. Здесь же надев свои лучшие платья, собирался православный люд у Никольской церкви на богомолье, попутно обсуждая мирские дела. На этой улице устраивала гулянья рабочая молодежь, поскольку для нее до революции иных мест отдыха не было.
Школьная площадка школы №8, скверик, вдалеке обелиск советского времени. А вот ряд деревянных домов — это местные «старожилы». Это место старого городского кладбища.
Весной 1918 года здесь создано братское кладбище, где захоронены 30 старейших большевиков-революционеров и красноармейцев, активных участников установления Советской власти в Кулебаках. Позднее, в 1956 году, на кладбище возведен обелиск. Жители города свято чтут память борцов за Советскую власть. Ежегодно 1 мая и 7 ноября здесь проводятся митинги, торжественно возлагаются венки, живые цветы.
На этой улице в доме № 41 жил старейший революционер-большевик, член КПСС с 1903 года рабочий каменщик Ефим Кузьмич Гусев.
В 1896 году Ефим Гусев вступает в социал-демократический кружок. В него вошли также Василий Исаков, Дмитрий Канаев, Степан Догадин, и другие. Кружок организовал революционер-большевик Алексей Васильевич Крисанов.
В доме Е. К. Гусева находился склад хранения нелегальной литературы, привозимой из Владимира, Мурома, Сормова. За революционную деятельность Е. К. Гусев в 1904, 1906 и 1908 годах был арестован. В 1922 году он написал очерки «Мемуары рабочего» по истории революционного движения в Кулебаках. Очерки хранятся в партийном архиве Горьковской области.
В ноябре-декабре 1966 года они были напечатаны на страницах городской газеты «Кулебакский металлист».
Умер Е. К. Гусев в 1925 году. Похоронен он в Кулебаках на братском кладбище.