Что умеет дошкольник 3—5 лет?
Мы даем основные положения.
ф В 3 года ребенок способен удерживать внимание на одном объекте, на одном задании, но плохо удержи-
вает в памяти условие задачи, которую вы перед ним поставили, быстро отвлекается и легко переключается на более яркое, громкое. В этом возрасте трудны классификации, сличение, различие, выделение, сравнение. Ребенок уже хорошо бегает, умеет бросать мяч, кататься на велосипеде, может расстегивать молнии, кнопки, пуговицы (застегивать еще трудно).
I Легко строит башню из кубиков, складывает кубики по рисунку, может сложить головоломку (не более восьми частей, но медленно).
I Умеет копировать круг, квадрат, прямые и пересекающиеся линии.
I Рисует человека (голова, туловище, руки, ноги).
i В 4 года ребенок начинает планировать свою деятельность, более четко удерживать в памяти условие задачи. Но еще трудно довести задание до конца, сосредоточить свое внимание на изменениях предмета своей деятельности.
I Совершенствуются способности выделять, сравнивать, различать, но этот процесс еще труден.
I Ребенок хорошо использует в работе обе руки и именно в этом возрасте формируется четкое предпочтение правой или левой.
I Может копировать треугольник и самостоятельно нарисовать круг и квадрат без образца (углы квадрата закругленные).
I Уже знает и умеет писать некоторые буквы (соотношение штрихов может быть неправильным и зеркальным).
I Словарный запас приблизительно 1500 слов.
IВ 5 лет дети умеют и любят планировать свою деятельность, хорошо воспринимают и удерживают инструкцию, могут сосредоточенно, без отвлечений работать 10—15 минут.
I Способны одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, могут проводить попарное сличение.
# Детям доступны точные и координированные движе
ния, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнур
ки на бантик, застегивать мелкие пуговицы.
# Они хорошо рисуют, правильно и точно (соблюдая раз
меры, пропорции, соотношение штрихов) копируют ге
ометрические фигуры и их сочетания, хорошо различа
ют наклонные, вертикальные и горизонтальные линии.
ф Словарный запас приблизительно 2000 слов.
Нам хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, в каких случаях им следует быть особенно внимательными к развитию леворукого ребенка. Мы много говорили о факторах риска в развитии до школы, но опыт показывает, что родителям необходимо более подробное разъяснение таких факторов риска, как неблагоприятное течение беременности и родов, а также неблагоприятных симптомов в поведении и состоянии ребенка, которые должны привлечь их внимание.
1. Неблагоприятное течение беременности:
— различные заболевания, особенно те, при которых
назначались большие дозы антибиотиков, гормоны и
другие препараты;
— несовместимость крови по резус-фактору, особенно
если до этой беременности были роды, аборты, выки
дыши;
— различные психические травмы (например, смерть
или тяжелая болезнь родственников, неблагополучная,
конфликтная атмосфера в семье);
— различные переживания, связанные с учебой, экза
менами, работой и т.п.;
— длительное, выраженное переутомление, связанное
с учебой или работой;
— токсикозы как в первой, так и во второй половине
беременности (тошнота, рвота, непереносимость оп
ределенных видов пищи и т.п.);
Г20
— склонность к потере сознания, неустойчивость ар
териального давления в сторону его повышения или
значительного снижения, отеки, нарушение деятель
ности почек, печени и т.п.;
— перенесенные травмы (падения, ушибы);
— курение, прием любых алкогольных напитков, даже
в небольших дозах.
2. Осложнения при родах:
— длительное тяжелое течение родов, во время кото
рых применялись разные методы стимуляции, а также
различные инструментальные вмешательства, напри
мер, щипцы;
— очень быстрые (стремительные) роды;
— раннее отхождение вод (сухие роды);
— кесарево сечение;
— неправильное предлежание плода (ягодичное, нож
ное, поперечное);
— обвитие пуповиной;
— внутриутробная гипотрофия;
— асфиксия;
— родовые травмы, нарушение мозгового кровообра
щения;
— нарушения в состоянии здоровья матери в течение
родов.
3. Что должно привлечь внимание родителей на первом году жизни ребенка:
— выраженное беспокойство, крикливость;
— нарушение сна;
— плохой аппетит, частые срыгивания;
— плохая прибавка в весе тела;
— частые или длительные заболевания, применение
больших доз антибиотиков или других лекарственных
препаратов;
121
— такие нарушения со стороны нервной системы, как
склонность к судорогам, парезы, параличи, повыше
ние внутричерепного давления, повышение тонуса
мышц (гипертонус). Обычно такие дети состоят под
наблюдением у невропатолога;
— задержки в развитии: поздно начал ходить (после
года), плохо реагирует на звук, свет, берет игрушки и
следит за предметами;
— поздно появляется улыбка, лепетная речь.
4. Что должно беспокоить родителей в возрасте ребенка от 3 до 5 лет:
— чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость,
импульсивность, драчливость;
— неспособность сосредоточиться на одном задании
даже очень короткое время;
— раздражительность, плаксивость;
— чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
— плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает, про
сыпается в страхе, плачет, мочится в постель);
— частые простудные заболевания;
— хронические болезни;
— тики (подергивание век, мышц лица, шеи и т.п.);
— страх темноты, одиночества;
— сниженная острота зрения (близорукость, дально
зоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
— нарушения со стороны органов уха, горла и носа:
хронический тонзиллит, значительное увеличение мин
далин, аденоиды, снижение остроты слуха;
— задержка в речевом развитии (появление связной
речи к 3 годам или в более позднем возрасте);
— дефекты звукопроизношения (например, неправиль
но произносит звуки «р», «л», «с», «ш» и т.п.). Общая
смазанность (невнятность) речи, сопровождающаяся по
вышенным слюноотделением; заикание.
Внимательно еще раз прочтите все вопросы и поставьте галочки (или плюсы) в тех графах, которые соответствуют вашей ситуации.
Если галочек (плюсов) будет больше пяти, не откладывайте свой визит к детскому психоневрологу. Прежде чем начинать систематические занятия с педагогом, отдавать ребенка в дошкольную гимназию, в студию (возможны любые другие варианты), проконсультируйтесь с врачом. Если у ребенка есть любые нарушения речевого развития, необходима дополнительная консультация логопеда.
122