Рекомендации по самостоятельной работе студентов
Одной из основных форм самостоятельной работы студентов является подготовка к выступлению на семинарах. Для организации самостоятельной работы студент использует настоящий учебно-методический комплекс.
Рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является логическим продолжением работы, начатой на лекции. Если лекция закладывает основы научных знаний, то семинарские занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне.
Семинар – групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении конкретной дисциплины. Он развивает творческую самостоятельность, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью. Вместе с тем семинары являются также средством контроля над результатами самостоятельной работы студентов, формой коллективного подведения ее итогов. Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор студентов.
Каждое семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. Подготовка к нему должна начинаться за четыре-пять до проведения семинара.
В докладах и выступлениях обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Выступление студента не должно превышать 7-10 минут. Оно включает в себя краткое введение, указание на использованную литературу, план сообщения и выводы. Полезно отдельно отметить спорные, дискуссионные и малоизученные вопросы поднимаемой темы.
Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления.
Доклады и сообщения на семинарских занятиях должны вызывать вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на семинаре направляется преподавателем, чтобы внимание студентов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть на семинаре возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия.
ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Вариант 1
1. К какому научному направлению (научной школе) относятся следующие
исследователи:
У. Перри, JI. Штернберг, А. Кробер, Э. Тайлор, Э. Дюркгейм, М. Ковалевский, Р. Бенедикт, П. Ллойд, Д. Стюард, JL Леви-Брюлль
2. Каким образом определяют КУЛЬТУРУ представители эволюционизма?
3. Раскройте смысл следующих понятий:
Ассимиляция, субэтнос, автохтонное население, этноним, народность,
этногенез, инкультурация.
4. Дайте характеристику следующих научно-исследовательских методов:
картографирования.
Объясните сущность этнических процессов
ОБЪЕДИНЕНИЯ
приведите примеры
Опишите основные антропологические признаки.
Охарактеризуйте хозяйственно-культурную классификацию.
Опишите основные критерии, единицы, структуру, приведите примеры.
К какой из названных научных школ относятся данные утверждения
Утверждения а) все народы развиваются сходными путями и по определенным законам; б) сущность и неповторимость этноса определяется плотностью и насыщенностью потоков внутренней информации | Школы |
Теория ценностей, | |
Эволюционизм | |
Постмодернизм | |
Функционализм | |
Информационная теория | |
Диффузионизм | |
Структурализм |
Вариант 2
1. К какому научному направлению (научной школе) относятся следующие исследователи:
Д. Стюард, А. Кардинер, К. Юнг, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, В. Пропп, 3. Фрейд, А. Бастиан, А. Кребер, Ф. Гребнер
2. Каким образом определяют КУЛЬТУРУ представители функционализма?
3. Раскройте смысл следующих понятий:
Инкорпорация, этнографическая группа, диаспора, этнофор, племя, антропогенез, пассионарность.