Место дисциплины в структуре образовательной программы. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
“СОГЛАСОВАНО” Заведующий кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика» ____________/ И.Ю.Василенко / “____ ”____________. 2015 г. | “УТВЕРЖДАЮ” Заведующий кафедрой «Начальное и дошкольное образование» ____________/ Н.Н. Мурованая / “____ ”____________. 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б8 Педагогика | ||||||
(шифр и название дисциплины) | ||||||
направление подготовки | 44.03.01 "Педагогическое образование" | |||||
(шифр и название направления подготовки) | ||||||
профиль | "Дошкольное образование" | |||||
(название профиля) | ||||||
уровень высшего образования | бакалавриат | |||||
(бакалавриат, специалитет, магистратура) | ||||||
квалификация | академический бакалавр | |||||
(название) | ||||||
Севастополь
Рабочая программа дисциплины «Педагогика» для студентов направления подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" (профиль – "Дошкольное образование"):
1. Разработана на кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.
– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего (профессионального) образования по направлению подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" (квалификация академический), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от ___________ г. № ____.
– Положение о разработке рабочих программ в ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», утвержденное на заседании научно-методической комиссии ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от _________2015 г. № __
2. Впервые утверждена и введена в действие на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»________20__г., протокол №____.
переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»____________20__г., протокол №____.
переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»____________20__г., протокол №____.
переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»____________20__г., протокол №____.
3. Разработчики рабочей программы: Попова Е.А., кандидат педагогических наук, Ковалёва Н.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОиППиП
Содержание
1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы.. 4
2. Содержание и структура учебной дисциплины.. 7
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 12
3.4 примерный перечень вопросов для самостоятельного изучения и индивидуальных заданий. 21
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 32
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. 34
5. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 43
6. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 43
7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине. 44
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 44
Приложение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Целями освоения дисциплины «Педагогика» является формирование системы компетенций, наличие которых обеспечит готовность бакалавра к решению основных профессиональных задач в области педагогической деятельности.
Задачами дисциплины является обеспечение освоения студентами аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования развивающего и воспитывающего обучения; вооружение студентов знаниями умениями, необходимыми для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего поступательное развитие познавательной и личностной сфер учащихся, а так же развитие у студентов психолого-педагогического мышления и других компетентностей профессионального педагога.
Дисциплина «Педагогика» участвует в формировании следующих профессиональных компетенций:
Педагогическая деятельность - общепрофессиональных компетенций:
ОПК-4 - Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования – пороговый уровень;
профессиональных компетенций:
Педагогическая деятельность - ПК-3 - Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности – пороговый уровень;
Исследовательская деятельность - ПК-11 - Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования – пороговый уровень.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО | Владения | Умения | Знания |
ОПК - 4 (І) Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования - пороговый | Владеетв общем виде основами нормативно-правовойбазы в сфере образования; теоретически готов использовать в профессиональной деятельности нормативные документы в сфере образования. | Умееториентироваться и выбирать необходимые нормативные документы в области образования в профессиональной деятельности | Знаетосновныенормативные документы в области образования в профессиональной деятельности, их цели и задачи; знаетособенности развития современного образования: тенденции, перспективы |
ПК-3 - (І) Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности - пороговый | Владение способностью к анализу и коррекции процесса решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности умениями на элементарном уровне анализировать, обобщать и применять изученный опыт решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | Умение решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности определять задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | Знание современных методик и инновационных технологий воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования |
ПК-11 - (І) Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования - пороговый | Владеет на основными систематизированными теоретическими и практическими знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования - | Умеет использовать понятийный аппарат науки, основные систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | Знает основной понятийный аппарат науки, существенные характеристики педагогических явлений, а так же основные способы использования педагогических знаний для решения исследовательских задач в области образования |
Предполагается, что в результате изучения дисциплины студент будет:
знать:
- ценностные основы образования и профессиональной деятельности в сфере образования;
- документы, составляющие нормативно базу системы образования и регламентирующие содержание образования
- понятийный аппарат педагогической науки; закономерности, принципы обучения и воспитания;
- сущность и структуру образовательных процессов;
- современную структуру системы отечественного образования и тенденции ее развития;
- специфику процессов воспитания и обучения на различных ступенях образования, в образовательных учреждениях разного типа;
- тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;
- теории обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;
- основные группы методов педагогических исследований проблем образования, методологи у логику научно-педагогического исследования;
уметь:
- оперировать системой педагогических терминов и понятий, соотносить их с содержанием профессиональной деятельности;
- ориентироваться в современных проблемах образования;
- применять знания о педагогических закономерностях, формах, средствах, методах при анализе и оценке различных ситуаций образовательного процесса;
- использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Педагогика» входит в базовую часть профессионального цикла Б1.1Б8 ОПОП и формирует у студентов научные представления об образовании как педагогическом процессе и особенностях педагогической деятельности.
Дисциплина «Педагогика» имеет логическую и содержательно-методическую связь с такими дисциплинами, как «Философия», «Психология», «Русский язык и культура речи» и является основой для последующего изучения курсов «Дошкольная педагогика» (2 с), «Методики обучения и воспитания в области дошкольного образования» (6 с) и прохождения педагогической практики (8 с).
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, включают в себя:
- умение использовать различные виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках;
- умение анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
- готовность использовать полученный опыт для профессиональной деятельности.
Дисциплины и практики, которые изучаются параллельно и имеют связь планируемых результатов обучения (кореквизиты): «Методики обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Дисциплины и практики, для изучения которых потребуются знания, полученные в результате изучения данной дисциплины (постреквизиты): «Методики обучения и воспитания в области дошкольного образования» - 2, 7, 8 с, «Этнопедагогика», « Дошкольная педагогика» - 2-4 с., «Методология и методика психолого-педагогического исследования» 2 с, «Педагогическая психология» - 8 с, «История дошкольной педагогики» - 7-8 с., «Сравнительная педагогика» - 4 с., «Моделирование образовательных программ» - 7 с., «Организация дошкольного образования» - 7 с. «Методическая работа в ДОО» - 7 с., «Теория и технология воспитания и развития детей» - 3-7 с. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для производственной (профессионально-профильной) практики.