Условия воспитания ребенка
А. Сбор анамнестических сведений
Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.
Наследственность
— Наличие алкоголизма у родителей.
— Нервно-психические заболевания родителей.
— Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.
— Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.
— Заикание у родителей.
— Заикание у сестер и братьев.
— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.
— Характерологические особенности отца и матери.
— Обстановка в семье.
§ Жилищно-бытовые условия.
Беременность и роды у матери
— От какой беременности родился обследуемый (ая).
—Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.
— Особенности внутриутробного развития.
— Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности;
другие заболевания и вредности.
— Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).
— Особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы).
— Приложен к груди (сразу; на.........сутки).
— На грудном (искусственном) вскармливании до.......
Период до 1-го года
— Семейные условия.
— Сон, аппетит.
— Инфекционные заболевания.
— Соматические заболевания.
— Мозговые заболевания.
— Мозговые травмы.
— Спокойный, беспокойный.
— Формирование навыка опрятности.
§ Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.
Период дошкольного возраста
— Семейные условия.
— Инфекционные заболевания.
— Соматические заболевания.
— Мозговые заболевания.
— Мозговые травмы.
— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.
— Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.
— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.
— Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).
— Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).
Речевой анамнез
— Время появления гуления и лепета. . — Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).
— Время появления первых слов.
— Время появления простой фразы.
— Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.
— Наличие и выраженность итераций.
§ Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).
Условия воспитания ребенка
— Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).
— Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;
при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.
— Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).
§ Культурно-бытовые условия в семье.
Развитие заикания
— Возраст, в котором появилось заикание.
— Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).
— Наличие периода мутизма.
— Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.
— В каких условиях облегчается — ухудшается речь.
— Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).
— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
— Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения.