Сравнение характеристик левого и правого режимов
Л- РЕЖИМ
Вербальный: использование слов для наименования, описания, определения.
Аналитический: постижение вещей шаг за шагом, часть за частью.
Символический: использование символов для обозначения чего бы то ни было. Например, графическая форма <l> может служить обозначением глаза, а знак “+” использоваться для обозначения процесса сложения.
Абстрактный: использование маленькой частицы информации для представления всей вещи целиком.
Временной: учет хода времени, последовательного чередования вещей: выполнение первого действия всегда первым, второго — вторым и т. д.
Рациональный: вывод умозаключений, основанных на рассуждении и фактах.
Цифровой: использование чисел, как при счете.
Логический: вывод заключений, основанных на логике: одна вещь вытекает из другой в логическом порядке, например, математическая теорема или хорошо обоснованный довод.
Линейный: мышление в рамках взаимосвязанных идей, одна мысль непосредственно следует за другой, часто приводя к общему выводу.
П- РЕЖИМ
Невербальный: понимание вещей при минимальной связи со словами.
Синтетический: соединение вещей вместе, формирование целостных картин.
Конкретный: отношение к вещам как к таковым, какими они есть в данный момент.
Аналоговый: замечающий сходство между вещами; понимание метафорических связей.
Вневременной: отсутствие чувства времени.
Нерациональный: не требующий рассуждений или фактов; готовность отказаться от суждений.
Пространственный: отмечающий относительное взаиморасположение вещей и то, как части формируют целое.
Интуитивный: совершающий скачки в понимании, часто основанные на неполной информации, догадках, чувствах или зрительных образах.
Целостный: сразу видящий все вещи в целом; выявляющий общие характеристики и структуры, часто ведущие к разным выводам.
Зигмунд Фрейд, Герман фон Гельмгольц и немецкий поэт Шиллер испытывали трудности в определении левой и правой сторон. Фрейд писал другу:
“Я не знаю, очевидно ли другим людям, где у них или у других людей находится левая или правая сторона. Что касается меня самого, мне приходится задумываться, прежде чем сказать, где у меня правая сторона; у меня нет на этот счет никакого органического чувства. Что6ы удостовериться, какая рука у меня правая, я приспособился делать несколько быстрых движений, как будто пишу”.
Зигмунд Фрейд “Истоки психоанализа”
То же самое затруднение испытывал и менее почтенный персонаж.
“Винни-Пух посмотрел на свои обе лапы. Он знал, что одна из них была правой, и он знал также, что когда вы установили, которая из них является правой, то другая будет левой, но он никогда не мог вспомнить, с чего начать.
— Хорошо, — проговорил он медленно...”
А. А. Милн “Винни-Пух и все-все-все”
Не облегчает ли, в таком случае, леворукость доступ к таким функциям правого полушария, как рисование? На основе своих наблюдений в качестве преподавателя я не могу утверждать, что заметила большие отличия в легкости овладения рисованием между левшами и правшами. Лично мне, например, рисование давалось очень легко, а я ярко выраженная правша — хотя, подобно многим другим людям, у меня случается путаница левого и правого, что, возможно, указывает на наличие нескольких двусторонних функций. (Путаница левого и правого — это когда человек говорит “поворачивай налево”, указывая рукой направо). Но здесь следует отметить один момент. Процесс изучения рисования создает массу конфликтов в мышлении. Возможно, левши в большей мере привыкли к такого рода конфликтам и поэтому могут лучше справляться с порождаемым ими дискомфортом, чем полные правши. Очевидно, этот вопрос требует более глубокого изучения.
Некоторые учителя рисования рекомендуют правшам брать карандаш в левую руку, предполагая, что это обеспечит более прямой доступ к П-режиму. Я не согласна с этим. Неумение видетъ, мешающее людям рисовать, не преодолевается простой сменой руки; рисование от этого становится лишь еще более неуклюжим. Неуклюжесть, к сожалению, некоторые учителя считают чем-то более творческим или более интересным. Я думаю, что такое отношение оказывает медвежью услугу учащимся и унижает само искусство. Мы же не считаем, например, невнятную речь или несуразную науку более творческими или в чем-то лучшими.
Небольшой процент студентов, пробуя рисовать левой рукой, обнаруживает, что так им, действительно, удается достичь большей легкости в рисовании. Но после расспросов почти всегда оказывается, что у такого студента левая и правая рука практически равноправны или он является переученным левшой. Истинному правше, как я (или истинному левше), и в голову не пришло 6ы рисовать, используя менее тренированную руку. Но на тот случай, если кому-то из вас удастся обнаружить у себя ранее не замечавшуюся способность с равным успехом пользоваться обеими руками, я советую вам попробовать рисовать и той, и другой рукой, а затем решить, какой все-таки удобнее.
В следующих главах я буду адресовать свои рекомендации правшам, избегая утомительного повторения тех же советов специально для левшей. Не сочтите это за дискриминацию, столь хорошо известную левшам.
Л- РЕЖИМ
П- РЕЖИМ
Психолог Чарльз Т. Тарт, обсуждая измененные состояния сознания, сказал: “Многие дисциплины, использующие медитацию, придерживаются той точки зрения, что каждый человек имеет (или может развить) в себе Наблюдателя, который гораздо более объективен по сравнению с обычным сознанием. Так как этот Наблюдатсль является, в сущности, чистым вниманием/познанием, он не имеет своих собственных характеристик”.
Далее профессор Тарт говорит, что некоторые люди, чувствующие в себе достаточно хорошо развитого Наблюдателя, “уверены, что этот Наблюдатель может осуществлять практически непрерывные наблюдения не только в пределах конкретного ДСС (дискретного состояния сознания), но также и во время перехода между двумя или большим количеством дискретных состояний”.
Чарльз Т. Тарт “Соединение частей”