Об отношении учеников к вещам
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог шко лы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию — школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адапта ции к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины сво их волнений через сказочные образы лесных школьников. Ти пичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Первая сказка.
Создание «Лесной школы»
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком ичерными глаз ками-пуговками. На спине у Ежика были самые на стоящие колючки. Но он был оченьдобрым и ласко вым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще кро хотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей вкусные угощенья и уро ки...
Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьмиЕжик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы Конечно,это было неза метно для людей.Им казалось: бегает Ежик, радует ся жизни. А Ежик мечтал…
И мечтал он отом, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей все му, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
Вот Ежик сталвзрослым, и пришла пора осуще ствиться его мечте.Лесные жители построили насто ящую школу, в которойбудут учиться зайчата, лися та, волчата, мышата идругие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приемупервоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска на которой можно писать мелом. Еж принес учебники — книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
Сорока принесла в Лесную школу блестящий звон кий колокольчик.
— Зачем тыпринесла в школу какую-то игруш ку? — спросил у Сороки Сторож-Крот. — Ведь в школе не играют,а учатся!
Сорока важно ответила:
— Меня Еж попросил: Я буду отвечать за звонки.
— А зачем намзвонить? Школа же не пожарная машина! — удивился Крот,
— Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если зве нит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затреща ла Сорока.
— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, — ответила Сорока.
— Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.
— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.
— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.
— Да, — подтвердил Еж, — узнают, как стать школь ником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели сво ей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
— Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.
— В школу, в школу! — шепчет березка.
Вторая сказка.
Букет для учителя.
В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался зав тра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделе ниями, с ремешками и кармашками.
А Медведица трудится над костюмчиком для Мед вежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглажи вая белый воротничок у рубашки.
Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расче сать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где -то с Волчонком играет!»
Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белоч кой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали бу кет для своего учителя. Собирали и разговаривали.
- Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учить ся? Ты всё прыгаешь да прыгаешь,— волновался за подружку Лисёнок.
- Не знаю — ответила .Белочка, - я действительно не могу усидеть на месте спокойно.
- Ничего – успокоил её Зайчонок,.— там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.
- Перемены? — удивился Волчонок. — А мне Ёж говорил, что в школе будут, уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.
- Это правильно! — поддержал друга Медвежонок - Для этого мы в школу-то и идем.
- Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, — объяснял Зайчонок, — поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.
- Поживём — увидим, — проворчал Медвежо нок, — а сейчас давай цветы самые красивые выби рать, чтобы Учителю-Ежу понравились.
— А какой он — учитель? — поинтересовалась Белочка. — Добрый он или злой?
- Не знаю — размышлял Волчонок. — Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.
- А я хочу, чтобы добрым был, - продолжала Белочка, — чтобы все разрешал.
— Представь себе, что тогда за уроки будут! — удивился Лисёнок. — Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть! Все ребята-зверята весело засмеялись.
— Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, — закончила свои рассуждения Белочка.
— Да, это было бы хорошо... — подтвердил Мед вежонок.
— А мне кажется, что каждому из нас свой учи тель мечтается, — тихо произнес Зайчонок.
— Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься?.— удивился Волчонок. — Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!
— А мне мама говорила, что в учителя идут толь ко те, которые любят детей и хотят их многому на учить! — воскликнула Белочка.
— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — обрадовался Лисенок.
«Наверное, нашему учителю будет очень приятно!» — подумали завтрашние первоклассники»
Третья сказка.
Смешные страхи
Наступило первое сентября. Каждому ученику по нятно — в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников — это особенный день: день зна комства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, кра сивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и доб родушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо!» — произнес Учи тель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.
— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно про изнес Еж.
Первоклассники осторожно проследовали за учи телем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и сме ло нашли себе подходящее место.
— На первом уроке сегодня мы будем знакомить ся, — спокойно произнес Еж. — Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.
—- Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обра тился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
- А как тебязовут? И чем ты любишь заниматься - прозвучало над заячьим ушком.
- Я? Не-не-незнаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
- Кто тебя такнапугал? — забеспокоился Учитель.
- Бра-братишка...— ответил Зайчонок, — он сказал, что школе меня проучат как следует, да ещё будут наказывать хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
— А что ещё рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.
— Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, — что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.
Еж, все ученики идаже сам Зайчонок дружно смеялись.
—Да, твойбратишка - фантазер! — с улыбкой сказал Учитель-Еж.
— Наверное, ему не хотелось отпускать тебя вшколу, потому что не с кем будет играть. Вотон и придумал эти страшилки.
— Наверное...—-уже спокойно отвечал Зайчо нок, — еще он обиделся на меня за то, что я научил ся лучше его прыгать и бегать.
— А ты любишь бегать и прыгать? — уточнил Учи тель.
— Очень! — радостно ответил Зайчонок.
— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкуль туре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.
После этих слов Учителя прозвенел звонок с yрока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
Четвертая сказка.
Игры в школе
На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатления ми.
— Да, попрыгать -то здесь особенно негде! — про изнесла Белочка.
— Почему? — возразил Волчонок. — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.
Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствия ми по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбужденный и вскло коченный Волчонок не сразу заметил Учителя. А ког да остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.
— Да, повеселились... — спокойно произнес Еж. — А звонок на урок уже прозвенел!
— Я не слышал! — сказал запыхавшийся Волчо нок,
— И я не слышала... — прошептала Белочка.
— Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, — попросил Учитель.
Когда порядок в классе был восстановлен, учи тель объявил урок математики.
Еж предложил ребятам познакомиться с учебни ком, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было вы полнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.
А когда Белочке стало совсем скучно, она доста ла из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.
— Как у тебя получилось, Белочка? — обратился к ученице Еж.
— А я ничего не смогла сделать, — произнесла Белочка,спрятав орешки в парту.
- Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснил задание!Ты не слышала?
- Нет!— призналась Белочка. — Не слышала...
- А чтоже ты делала? — поинтересовался Еж.
— Я играла с орешками, — честно призналась
Ну чтоже, пришло время для разговора об играх », — обратился Еж ко всему классу. — Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, — продолжал Учитель.
— Можно прыгать и бегать!— радостно предло жил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлениемот игры с Белочкой.
— Можно,— согласился Еж. — Но только на спортивной площадкеили в физкультурном зале. А в классе или вкоридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?
— Испачкаются, сломаются столы или стульчики! — ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.
— Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! — забеспокоился Зайчонок.
— Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рас сеянным, ему трудно понимать, слушать! — подска зал ребятам Еж.
— Это точно, — согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: — Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?
Все задумались. И Ёж думал вместе с ребятами.
- Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? — спросил Медвежонок.
— Конечно, можно! Но если долго сидишь на уро ке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, — объяснял Учитель.
— А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? — предложил Заяц.
- И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! — размечтался Лисенок.
— Молодцы, ребята! Здорово придумали! — по хвалил Учитель. — Так мы и сделаем. А есть и дру гие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обя зательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?
— На уроке не играют, а учатся! — важно произнес Медвежонок. — А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?
— Правильно, Медвежонок! — согласился Еж. — Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, зак репить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке сильно отвлекают самого учени ка и его товарищей. Поняла, Белочка?
— Да, — тихо произнесла она. — Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.
— Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошиб ках сегодня все научились правильно играть и отды хать в школе.
Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята друж но стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.
Так весело и интересно прошел первый день в Лес ной школе.
Пятая сказка
Школьные правила
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда. Прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Ёж.
- Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах.Что такое правило, Kто нам скажет?
— Мне мама говорила. — произнесла Белочка, — что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
— А мне пала говорил. — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, е гостях и в других местах.
— «Правило» — значит делать правильно! — под вел итог Медвежонок.
— Молодцы! — похвалил всех Учитель. — А за чем нужны эти правила, может быть, и без них мож но прожить?
— Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, — улыбаясь, произнес Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.
— Да, и неприятностей будет много, — согласилась С другом Белочка. — А я не люблю неприятности.
— Неприятности никто не любит, — подтвердил Учитель. — Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
— Как у Вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.
— А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?- Конечно согласны! – хором ответили ученики.
- Я буду называть правило, а вы будете из него сти хотворение придумывать. Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
— Готово! — обрадовался Лисенок. —
В школе «Здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
— Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить все необходи мое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты, — Можно я попробую? — предложил Зайчонок. —
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
— Молодец, Зайчонок! Третье правило: Чтобы уз нать новое и многому научиться на уроке, ученики вни мательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
— Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок. —
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.
— Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
— Это легко! — воскликнул Волчонок. —
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочи няете! Еще попробуем?
- Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка. —
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко! '
— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учить ся легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы позна комитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.
Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гос тях или в других местах. Удачи вам, ребята!
После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют,они самостоятельно обдумывают правила, осмыс ливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций В выполнение школьных правил и в организацию дисципли ны. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого уче ника, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети,какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педаго гу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.
Сказки
об отношении учеников к вещам
В школе дети встречаются с новым миром предметов, ко торые имеют отношение к новому для них виду деятельно сти — учебе.Для некоторых детей школьные атрибуты явля ются дополнительным мотивирующим фактором. Научить пер воклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самосто ятельность помогут предлагаемые сказки.
Шестая сказка.
Собирание портфеля.
После школы все ученики добросовестно выпол нили домашнее задание, сочинили стихи-правила. Белочка решила нарисовать свое правило питания в альбомчике. Рисунок получился удачным: цветными карандашами был изображен чистенький первоклас сник за столом, он правильно держал ложку, локти и салфетку, а его ротик был закрыт. Белочка не много полюбовалась своей работой. Потом она уб рала альбом в портфель и побежала играть с друзь ями в лесу...
В школе учитель проверял домашнее задание. Ре бята порадовали учителя своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти альбом в своем портфельчике.
— Может быть, ты расскажешь своё правило, Белочка? - предложил Еж.
— Но мне без рисунка трудно будет вспомнить стишок! Сейчас найду! Я ведь его точно положила! — чуть не плача произнесла Белочка.
— Хорошо, давайте поможем Белочке! — обра тился к ребятам Учитель.
Заяц и Волчонок стали помогать ей, вытаскивать всё содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не 5ыло в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежа ли орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы. Еж и ученики с интере сом смотрели на все эти сокровища.
— Ой, вот он, мой альбомчик! — обрадовалась находке Белочка.
— Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рису нок, — улыбаясь, произнес Учитель.
Белочка похвасталась своим произведением, про читала стишок, но вместо ожидаемого восторга по чему-то увидела удивление. Дети продолжали рас сматривать «раскопки».
— Что вы так смотрите? — обратилась к товари щам Белочка.
— Как же у тебя все это поместилось в школьном Портфельчике? — спросил Медвежонок.
— А мне мама пришила много кармашков на порт фель, вот поэтому все и влезло! — продолжала хвастаться Белочка.
— Да, твоя мама потрудилась на славу, чтобы дочке удобно было раскладывать школьные предметы по отделениям, по назначениям: ручки в один кармашек, тетрадки в другой, книжки в третий... — пытался объяснить ученице Еж!
— А зачем их так раскладывать? Можно ведь и по-другому: школьные вещи в один кармашек, ореш ки в другой, конфетки в третий... — продолжала на стаивать на своем Белочка.
- Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск твоего альбома?! — возразил Учитель.
Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу:
— Ребята, а как вы собираете свой портфель, что бы было удобно готовиться к урокам?
— Я тетрадки и учебники убираю вместе, — поде лился своим опытом Волчонок.
— А когда ты их кладешь в портфель или вытас киваешь, тетрадочки, наверное, сминаются? — пред положил Учитель.
- Да, сминаются, — подтвердил Волчонок.
— А я раскладываю все по порядку, по кармаш кам, чтобы тетрадочки лежали отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, — рассказывал Заяц.
— Это правильно, — похвалил его Учитель. — Ведь нам школьные предметы будут нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же кра сивыми, о них приходится заботиться.
— Как это заботиться? Они же не живые! — по интересовалась Белочка.
Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вов ремя ремонтировать, лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми суще ствами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке «Федорино горе».
Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотре ли в свои портфели.
— Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! — произнес Лисенок.
— И я не хочу! — прошептали все ребята.
— Тогда будем ухаживать, заботиться о своих пор тфелях, не обременять их лишними вещами, — за вершил разговор Учитель.
На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле,разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям.
Седьмая сказка.
Белочкин сон.
Белочка целый вечер наводила порядок. Она пе ребирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка за бывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бро сила портфель и воскликнула:
— Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!
Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими кар тинками и легла спать.
И снится нашей Белочке сон...
Тихо и осторожно вылезает из портфеля каран даш и чихает:
— Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала!
— Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим — в русском языке! — пожаловалась тетрадка.
— Ха, удивили! — воскликнул ластик. — Посмот рите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали!
— А ведь портфель — это дом для школьных предметов, — проворчали учебники.
— Не ожидала, что буду рядом с такими соседя ми, как грибы и всякие безделушки! — простонала шариковая ручка.
- Ничего! Терпите! Тоже мне важность – школьные предметы: — ответил крупный сушёный гриб.
— Мы красивее и веселее вас, хоть и «безделуш ки», — с обидой пропищали бантики.
- Нас хозяйка больше всех любит! — продолжали орешки.
— Ах, это правда! — в один голос произнесли школьные предметы. — Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.
— Так может быть, пойдем искать другую школь ницу или школьника, которые будут заботиться: о нас - предложил портфель.
— Наверное, это правильное решение! Собираем ся в дорогу, — предложили учебники.
— Стойте! Возьмите и меня с собой! — взмоли лось платье. — Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас...
— И нас возьмите, пожалуйста! — попросили иг рушки. — Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны.
— В путь!!! — скомандовал портфель. — Если мы не нужны Белочке...
— Нужны! Нужны! — закричала Белочка, вскаки вая с кровати. — Прошу вас, останьтесь! .Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуй ста!
В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.
«Неужели мне это приснилось? - подумала Бе лочка. — Или все произошло на самом деле?!»
Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а по том осторожно, нежно стала их убирать на свои ме ста, шепча и приговаривая:
— Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас уби рать, ухаживать. Мне без вас очень, очень плохо...
Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.
Утром когда Мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:
- Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогдане видела!
- Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить улыбаясь, произнесла Белочка. И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами.
Восьмая сказка.
Госпожа Аккуратность
В школе Белочка рассказала друзьям свой сон. Первоклассники весь день ходили под впечатлением.
— А я думаю, — предположил Заяц, — что это Белочке не приснилось, а все было на самом деле.
— Наверное, когда она крикнула, то все вещи ос тановились, притворились неживыми, неговорящи ми, — рассудил Лисенок.
— На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, — с опасением проговорил Медвежонок.
— Уж лучше лишний раз убрать, чем потом ос таться без портфеля и школьных предметов, — под твердил Волчонок.
В этот день Учитель похвалил всех учеников за аккуратность.
— Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у «ас полный порядок! Пора поиграть в «Госпожу аккуратность».
— А кто она такая? — удивилась Белочка.
— Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой Госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, причёска и прочее, прочее, прочее. Её называли «Госпожа Аккуратность», она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к Госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. «Пусть все люди станут гряз нулями, будут больше радовать меня!» — рассуждала Лень. НоГоспожа Аккуратность улыбнуласьи ответи ла: «Все свои секреты я ужерассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям». Тогда колдунья Леньрешила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов Госпожи и могли научить своих друзей и знакомых. С той поры люди играют в игру «Госпожа Аккуратность», и я вас сейчас научу играть в нее, — обратился Еж к ребятам. — В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с сек ретными вопросами. По очереди, отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников «Госпожи Ак куратности» среди вас. Вы готовы?
— Конечно, готовы! — ответили школьники.
— Первый секрет «Чистого тела». Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? — прочитал записку Учитель.
— Я знаю и смогу научить других! — воскликнула Белочка. — И она рассказала, как это делать пра вильно.
——Будешь нашей! помощницей,— объявил всему классу Еж. — А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет «Чистых вещей»?
— Это мой секрет! — обрадовался Медвежонок. — Я много раз помогал маме чистить, стирать, гла дить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других.
— Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Мед вежонок! А вот других помощников, хранителей секретов: «чистой тетради», «Чистой парты» и «Чистого портфеля» позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисёнка и партой Волчонка. Вы согласны стать нашими помощниками?
- Мы будем рады! — согласились ученики.
— Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они помогают учи телю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое главное, замечания своим това рищам и советы произносят шепотом.
— Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! — догадался Лисенок.
Учитель улыбнулся и продолжил:
— Наши помощники-дежурные всю неделю трудят ся, обучают своим секретам. А е конце недели, в пятни цу, назначают новых дежурных, новых хранителей сек ретов Госпожи Аккуратности.
— А как же мы сможем узнать новых помощни ков? — спросил Лисенок.
— Правильно, Лисенок, у помощников будут знач ки. И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного.
Все школьники приготовились к этому торжествен ному моменту.
В классе зазвучала музыка и Учитель прикрепил значки помощникам.
Гордые, радостные школьники всю перемену раз глядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом — мыло с полотенцем; на третьем — тетрадочка; на четвертом — парта; а на пятом — портфель. Ребята-зверята, конечно, дога дались, что за секреты скрывались за этими рисунка ми, какому помощнику они принадлежали.
Шестая сказка.
Жадность
Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам Госпожи Аккурат ности. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно, и даже обидно для окружающих.
— Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! - кричал |на Зайчонка Лисенок.
— A я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зай чонок.
— Мне не нравится, что ты садишься на мой стуль чик, испачкаешь! — ворчала Белочка на Волчонка.
— Не прикасайтесь к моему костюмчику! — отго нял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.
Учитель-Еж наблюдал за этим явлением, недоволь но покачивая головой.
— Ребята, вам пора лечиться! — обратился он к школьникам.
— Но мы ведь все здоровы! — удивились ученики.
— К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, навер ное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.
- А что же теперь делать? Как лечиться? — за волновались ребята. - Есть одно средство, про которое мне рассказа ла фея Доброта, — ответил Еж. — Это добрые по ступки, только ведь не все знают, что это такое.
— Это когда делаешь что-то приятное своему дру гу, — предположил Зайчонок.
— Или своей маме, — продолжала Белочка.
— Или учителю, — тихо произнес Волчонок.
— Или себе, — важно вставил Медвежонок.
Все ученики рассмеялись.
- Каждый из вас в чём – то прав! Но не полностью, а частично!Ведь добрые поступки приятны всем окружающими себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мыотдаем единственную ручку товарищу, который всё позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтомудобрые поступки трудно совершать. Но са мый первыйшаг на пути к доброму поступку — это услышать просьбу о помощи.
— А второй шаг? – спросили ребята.
- Второй шаг — это стремление помочь, но пред варительно подумав, как это сделать быстро и удоб но для всех, — ответил Учитель.
— Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать а помощи? — волновался Волчонок.
— Можно дать ему карандаш, — подумав, ответи ла Белочка.
— Или обратиться вместе с ним к другим учени кам, наверняка есть у кого-то запасная ручка, — пред ложил свой вариант Лисенок.
— А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, — грустно произнес Зайчонок.
— Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если у Зайца из-за него были бы неприятности? — спросил Учитель.
— Если он настоящий друг, то сам бы отказался от такой жертвы — ответил Медвежонок.
Все ученики задумались.
— Но как же быть с жадностью? — задал вопрос Зайчонок.
— Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то жадность быстро исчезнет, и вы будете снова здоровыми, — ответил ученикам Еж.
- Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, — продолжала волноваться Белочка.
— Это называется – бережливостью, а не жаднос тью,— объяснил учитель. — Но если к вам обрати лись с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.
— А если не выполнят, сломают, например, неча янно? — беспокоилась Белочка.
— Тогда вспомним наше правило: «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет, — покупает», — напомнил всем Волчонок.
— Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадно сти, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков! Так мне сказала Фея, — вспом нил Учитель.
— А делиться угощеньями — это тоже добрый поступок? — спросил Волчонок.
— Конечно! И мы продолжим наш разговор о доб рых поступках, а сейчас нам пора завтракать! — от ветил Учитель.
Десятая сказка.
Волшебное яблоко (воровство)
В каждом классе бывают неприятные пропажи ярких ласти ков, красивых и удобных ручек, карандашей и т.п. Чтобы млад ший школьник осознавал свои действия, вовремя остановил ся, изменил намерения, используется эта сказка (по мотивам сказки «Волшебная сметана» / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Ка-раманенко «Кукольный театр — дошкольникам» М., 1982).
Слушая историю, дети очень эмоционально реагируют на события, на поступки героев. Все это видно по их лицам. Чи тая или рассказывая, взрослый наблюдает за реакциями детей на протяжении всей сказки. Ребята, которые имеют привычку брать чужое, сразу выделяются из группы. Некоторые из них настораживаются и пытаются спрятать взгляд. Изменяется цвет, виновники бледнеют или краснеют. После сказки не рекомендуется её анализировать и обсуждать. Можно провести с деть ми беседу на тему «Когда я взял чужое». Чаше всего дети, склонные к воровству, не участвуют в разговоре, но они очень внимательно слушают, как ребята описывают неприятное чувство стыда от содеянного и испытывают облегчение после признания.
Психически здоровый ребенок школьного возраста знает, что брать чужое нельзя. Если такое все же случается, он часто презирает себя за это. Но так порой хочется иметь то, что есть у приятеля или соседа по парте. Мы обсуждаем такие действия и поступки, но с пониманием и прощением.
После беседы детям нужно дать возможность поиграть в раз личные игры во время переменки. Пусть информация пройдет внутреннюю переработку. Не исключено, что в скором време ни вы «случайно» найдете пропавшие предметы или игрушки.
В моей практике было и такое, что дети признавались в содеянном друг другу сразу после занятия. Очень сложно при знаться взрослому, особенно учителю. Но и не следует требовать этого от детей. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог сам себя контролировать.
С младшими школьниками, у которых наблюдается кли нический вариант клептомании, требуется длительная работа разнообразными методами, приемами, с привлечением чле нов семьи, специалистов.
В Лесной школе на завтрак давали вкусные, соч ные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съе ли, а Волчонок положил свое в портфель: «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамоч ку», — подумал Волчонок.
Когда закончились уроки, ученики стали уклады вать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, поло жив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет! Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»
— Нет!
— Нет! Нет! Не видели! — отвечали ученики. Волчонок заплакал.
Это заметил учитель Еж.
— Что случилось? — спросил он.
— Пропало яблоко, — ответили ребята.
— Я его... хотел... маме... подарить... Она очень любит, — всхлипывал Волчонок.
Еж понял, в чем дело:
— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Hо еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшеб ное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост. Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга.
— Что? Что? — спросил Лисенок. — Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отва лился? Это я съел яблоко.
Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисе нок. Они были рады, что он сознался.
А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.
— Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.
Волчонок простил друга.
На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Ли сенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:
— Это для твоей мамы!
— А ты? — спросил Волчонок.
— Я потерплю, — прошептал Лисенок. Волчонок положил апельсин в портфель для мамы.
А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.
Одиннадцатая сказка.
Подарки в день рождения.
Тема подарков актуальна ял я многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку, учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эта сказка.
- Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему от носится к подаркам. Лисенок, например, долго изу чал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была об лезлой, но зато он точно не нуждался в ней.
— А ведь очень полезная вещь для Белочки! - уговаривал сам себя Лисенок.
— Но ведь это старенькая игрушка! — пытался отговорить друга Волчонок.
— А дареному коню в зубы не смотрят! — вспом нил Лисенок известную пословицу.
— Нет, Лисенок, ты не прав! — продолжал возра жать Волчонок. — Тебе приятно бы было получить такой подарок?
— Но я же не Белочка, поэтому мне неприятно, а может быть, ей приятно! — отговаривался Лисенок.
— Да, видно у тебя еще остался вирус жадности, Лисенок!
— А знаешь, как с ним трудно бороться! Я пыта юсь, борюсь, но иногда ничего не получается! — огор чался Лисенок. — А Белочка мечтала о копилке, я это помню.
— Хорошо, но тогда хоть сделай подарок краси вым, заклей, покрась, в общем, постарайся сделать ее новой; — советовал другу Волчонок.
- Постараюсь, конечно! А ты что приготовил Белочке? — поинтересовался Лисенок.
— А я нарисовал ей картину и смастерил для нее чудесную рамочку. Вот, посмотри, — похвастался Волчонок.
— Ха, тоже мне хороший подарок, нарисованный лес! Да вокруг Белочки таких картинок видимо-неви димо, да не нарисованных, а настоящих! У меня по дарок лучше! — смеялся Лисенок.
— Я старался очень! И знаю, что Белочка любит картины! — оправдывался Волчонок.
— Ладно, я не хотел тебя расстроить. Может быть, ей и понравится твой подарок, — успокаивал друга Лисенок.
— Ой, смотри, кто это к нам идет? — воскликнул Волчонок.
К домику Лисенка, не спеша, приближался Медве жонок с корзинкой грибов.
— Ох! Целый день собирал для Белочки грибы по всему лесу! Самые крупные и красивые нашел! — похвастался Медвежонок.
— А у нас подарки лучше! — хором сказали Вол чонок с Лисенком.
— Пусть сама Белочка решает, какой для нее по дарок самый лучший, — проворчал Медвежонок.
— Любопытно, а что Зайчонок приготовил в пода рок? — интересовался Лисенок.
— Вот завтра и узнаем! — ответил Медвежонок.
И вот праздник начался...
Нарядная, веселая и счастливая Белочка встреча ла гостей.
Волчонок, Лисенок и Медвежонок пришли к ней вместе и сразу задали мучивший их вопрос:
— Какой подарок лучший?
— Мне все ваши подарки очень нравятся! Честно-пречестно! Ведь каждый из вас думал обо мне, ста рался угодить! Это очень приятно! — ответила друзь ям Белочка.
- А что тебе больше всего пригодится? - настаивал практичный Лисенок.
— Картину я повешу в своей комнате и буду лю боваться зеленым лесом в любое "время года! В эту нарядную копилку я буду складывать свои сбереже ния! А грибы — мое любимое лакомство, и корзинка очень легкая и удобная! Спасибо вам, ребята! — поблагодарила всех Белочка.
— А где же Зайчонок? — спросили друзья.
— Сейчас должен прийти. А вот и он стучится в дверь, — сказала Белочка и поспешила встретить гостя.
Зайчонок скромно стоял у порога, держа аккурат но сложенный лист бумаги.
— Это тебе, Белочка, моя поэма! — поздравил подружку Зайчонок.
Волчонок, Лисенок и Медвежонок собрались по смеяться над этим подарком, но их остановило нео бычное поведение именинницы. Белочка читала сти хи шепотом, и глаза ее светились от счастья и благо дарности.
— Чудесная, волшебная поэма! Ты молодец, Зай чонок! — восхищалась Белочка.
— Дорогие мои ребята, я очень благодарна всем вам за подарки, за внимание! Но я тоже для вас по старалась. Я приготовила игры и шутки, и вместе с мамой порадуем вас вкусными праздничными угоще ниями. Пора веселиться, друзья!!!
Праздник состоялся на славу! Все остались до вольны и счастливы!
Заканчивая тему отношения детей к подаркам, можно по играть в день рожденья, вспомнить правила этикета, правила поведения гостей и хозяев на празднике, устроить конкурс веселых и добрых гостей, внимательных хозяев.
Сказки