Внутренняя связь между явлениями природы и ее существами 2 страница
Бабочки принадлежат, прежде всего, к световому эфиру. Световой эфир является посредником, благодаря которому сила света заставляет гусеницу выйти из яйца бабочки. Мы уже говорили, что этот выход вызывается силой света. У птиц дело обстоит иначе. Они сносят яйца, и эти яйца должны быть высижены в тепле. Яйцо же бабочки может быть предоставлено просто силам Солнца. Яйцо птицы входит в область тепла. Птица принадлежит к области тепла. Собственно говоря, птица некоторым образом выходит за пределы области воздуха.
Бабочка тоже летает в воздухе, но по своему существу является созданием света. Воздух ведь пропитан светом, и бабочка выбирает в атмосфере то, что по своему существу является световым, — воздух служит ей только проводником. Ее носят волны воздуха, но ее элемент — свет. Птица тоже летает в воздухе, но ее элементом является тепло. Она реагирует на тысячи тончайших оттенков тепла и, можно сказать, в некотором отношении одерживает победу над воздухом.
Конечно, внутренне она и сама в очень большой степени является созданием воздуха. Изучите кости млекопитающего, кости человека — они заполнены костным мозгом; мы еще поговорим о том, почему это так устроено. Кости же птиц, наоборот, полые, они содержат только воздух. Начинка наших костей сделана из костного мозга, в то время как у птицы она из воздуха: не костный мозг — это воздух. Если вы изучите легкое птицы, то обнаружите, что оно соединено с некими полостями. Это— воздушные мешки. Когда птица дышит, то воздух входит не только в ее легкие, но также и в эти полости, а из них проникает в полости костей. Таким образом, если бы у птицы устранили плоть, перья и костную материю, то выяснилось бы, что она — чисто воздушное животное, форма которого состояла бы из внутреннего наполнения легких и внутреннего наполнения всех костей. Если представить себе такую форму, то это будет именно форма птицы. Внутри орла из плоти и костей существует орел из воздуха. Вдобавок птица дышит, и ее дыхание порождает тепло. Это тепло сообщается наполняющему ее воздуху. Благодаря этому она теплее своего окружения. У нее свое собственное тепло, отличное от внешнего тепла, которое ее окружает. Ее жизнь протекает в этой разнице температурных уровней между ее собственным существом, то есть воздухом внутринее, и воздухом снаружи. В этом температурном перепаде между внешней температурой воздуха и температурой воздуха внутри тела, в этих температурных градациях и осуществляется жизнь птицы. И если бы мы могли спросить у птицы, как она ощущает свое тепло, она рассказала бы о своих костях и обо всех этих материальных элементах как о багаже, которым она нагружена, так же, как человек рассказал бы о тяжестях, которыми он нагружен, неся на спине рюкзак, а на голове и в руках — узлы и чемоданы. Нагруженному таким образом человеку не придет в голову сказать: "Весь этот груз — мое тело". Он хорошо знает, что это просто тяжести, и ничто больше. Так же и птица могла бы говорить только о нагретом изнутри воздухе, который ее составляет. Остальное — это только груз, которым ее нагрузили на время ее земной жизни. Кости, которые окружают, так сказать, ее существо, являются для нее только нагрузкой. Подводя итоги, можно сказать, что птица вся, целиком, живет в элементе тепла, а бабочка — в элементе света. Для бабочки вся физическая субстанция, из которой она состоит и которую она одухотворяет, представляет собой, если можно так выразиться, меблировку жилища, а не ношу. Для нее физическая субстанция еще более чужеродна, чем для птицы.
Как видим: чем выше слои земной сферы, тем в меньшей степени животное состояние может быть понято с помощью физических концепций. Пытаться применить эти концепции к существам высших слоев атмосферы — то же, что пытаться нарисовать человека, не отличая его волос от головного убора, его рук — от багажа, которым он нагружен, его спины — от рюкзака и т.д. Именно так материалист представляет себе птицу. То, что видит материалист, это совсем не птица, но тот груз, который она несет, который она тащит с трудом; ей хотелось бы сбросить его, летать свободно и легко, быть лишь теплокровным воздушным животным, следовать без помехи путями своих воздушных миграций. Материя тяжела, но птица платит свою дань общему мировому порядку, одухотворяя ее и в минуту своей смерти передавая духовному миру. Бабочка источает эту материю в продолжение своей жизни.
Птица, как я вам уже говорил, использует вдыхаемый ею воздух особым образом. Бабочка в этом отношении сильно от нее отличается. Она дышит иначе, чем так называемые высшие животные. (В действительности это просто самые крупные животные, но совсем не высшие.) Бабочка дышит с помощью небольших трубочек, или трахей, которые ведут снаружи вовнутрь. Эти трахеи разветвляются и накапливают воздух, поэтому бабочке не надо постоянно делать дыхательные движения, дыхание никогда не тормозит ее полета. Бабочка дышит только через трахеи, ведущие внутрь её организма. Так она получает возможность одновременно с воздухом воспринимать всем телом и свет, рассеянный в воздухе. Говоря о дыхании бабочки, следует учитывать одну существенную особенность.
Представьте себе схематически высшее животное. У него есть легкие. Кислород входит в его легкие и соединяется с кровью при помощи сердца. Для того, чтобы кровь пришла в соприкосновение с кислородом, надо, чтобы она прошла через легкие и сердце. Так это происходит у крупных животных и человека.
У бабочки мы видим совершенно другую картину. Дыхательные трахеи проникают в нее со всех сторон и далее, уже внутри ее тела, разветвляются. Кислород следует по этим разветвлениям, и воздух со всех сторон пронизывает все тело бабочки.
У человека и так называемых высших животных в легкие попадает только простой, чистый воздух. У бабочки — это воздух, наполненный всем своим световым содержанием, он распространяется внутри ее тела. Птица вводит в свой организм наружный воздух вплоть до внутренних, полых частей своих костей; бабочка же не только снаружи является световым животным, но свет, несомый воздухом, распространяется по всему ее телу, так что и изнутри вся она — свет. Можно сказать, что птица внутренне является животным, состоящим только из воздуха, формой только из воздуха и тепла; а бабочка вся целиком является светом. Ее тело соткано из света. Даже тепло для нее уже тяжесть, нагрузка. Она порхает в свете и строит из него свое тело. Мы не должны видеть в бабочках что- либо иное, нежели порхающих повсюду существ из света, радующихся игре своих красок. Все остальное — только их одежда, их багаж. Физическая видимость обманчива: надо уметь распознавать истинную реальность существ, населяющих высшие области Земли.
Те, кто поверхностно подходит к этим реалиям, у кого имеются, например, смутные сведения о восточной мудрости, любят повторять, что мир — это Майя. Но надо углубиться в детали и понять, почему же мир — это Майя. Смысл слова "Майя" раскрывается после усвоения знания о том, что птица на самом деле не имеет того вида, который мы воспринимаем в физическом мире, и что она создана из тепла и воздуха. Бабочка, тем более, выглядит не такой, какой мы обычно ее видим, это — порхающее создание из света, и, прежде всего, она состоит из радости, которая рождается в ней от переживания игры своих окрасок — той игры цветов, которая появляется на крыльях бабочки, когда пыль земной субстанции проникается силами цвета; так преодолевается первая ступень на пути к одухотворению материи и ее трансформации в духовный Космос.
Таким образом, у нас получается как бы две модификации: бабочка, живущая в световом эфире в окружении Земли, и птица, живущая в тепловом эфире в том же окружении. Но есть и еще один вид. Спускаясь до воздуха, как такового, мы обнаружим в нем совсем особых существ, которые вовсе не могли бы существовать в отдаленные эпохи земной эволюции, например, в эпоху, когда Луна была еще соединена с Землей. Эти существа тоже воздушные, то есть живущие в воздухе, но они были очень сильно затронуты спецификой земных условий, в особенности тяжестью. Бабочки тяжесть ни в коей мере не касается. Она весело парит в световом эфире и чувствует себя рожденной им, созданной им. Птица преодолевает тяжесть, согревая составляющий ее внутренний воздух; в ней самой есть теплый воздух, а теплый воздух ведь поднимается кверху среди холодного. Птица тоже побеждает тяжесть.
Животные, о которых я сейчас говорю, по своему происхождению еще принадлежат к воздуху, но не смогли преодолеть земной тяжести, потому что их кости не полые, а заполнены костным мозгом. Нет у них и воздушных мешков, как у птиц. Эти животные — летучие мыши.
Это совершенно особое племя. Внутри их тела ничто не победило сил тяжести. У них нет световой легкости бабочек, у них нет тепловой легкости птиц. Они изнемогают под действием тяжести. Они ощущают ее во всех своих костях, во всей своей плоти. Вследствие этого световой элемент, в котором живет бабочка, им антипатичен. Ему они предпочитают сумерки. Вынужденные пользоваться воздухом, они ловят этот воздух только тогда, когда он перестает быть носителем света, это — сумеречные животные. Если летучие мыши достигают возможности поддерживать себя в воздухе, то только благодаря их несколько карикатурно выглядящим крыльям. В действительности это не настоящие крылья, а перепонки, натянутые между их чрезмерно длинными пальцами и образующие некое подобие парашюта. Благодаря этому аппарату, им удается победить тяжесть, уравновешивая ее, противопоставляя ей другую силу, но той же, что и она, природы. Летучие мыши остаются полностью подчиненными земным силам. Надо заметить, что, используя законы физики и механики, ни разу не удавалось сконструировать летательную систему ни бабочек, ни птиц. В нее, кроме чисто механических конструкций, необходимо внести другой элемент. В противоположность этому с помощью динамики и механики можно сконструировать крыло летучей мыши.
Летучая мышь не любит света, она бежит из освещенного воздуха и предпочитает сумерки. Этим она отличается от птицы. Птица всегда видит то, что делается в воздухе. Даже ястреб, когда он бросается на ягненка, видит этого ягненка как предмет, находящийся на периферии воздушного круга, как предмет, нарисованный на поверхности Земли. Это не простое созерцание, это алчное желание, направляющее его полет; полет ястреба, падающего на ягненка, — это динамический взрыв воли, желания.
Бабочка видит предмет на поверхности Земли как бы в зеркале. Для бабочки Земля является зеркалом. Она видит в ней Космос. Порхающая бабочка нисколько не беспокоится о Земле, а только об отражениях Космоса; птица не видит земного, а видит только находящееся в воздухе. Летучая мышь воспринимает вещи, мимо которых она пролетает. И так как она не любит света, то все, что она видит, производит на нее самое неприятное впечатление. В общем, можно сказать, что у бабочки и у птицы существует только высокодуховное видение природы. Спускаясь по лестнице существ, мы находим летучих мышей в качестве первых животных, обладающих земным видением, и этого видения они не любят, потому что оно вызывает в них некоторый род тревоги. Вот почему кажется, что летучие мыши состоят из воплощенного страха. Они шмыгают украдкой, они проносятся на большой скорости, стараясь ничего не видеть. В противовес этому они очень внимательно напрягают свой слух, который у них необычайно тонок. Летучая мышь все время внимательно прислушивается к своему полету и всегда настороже.
Исследуйте уши летучих мышей, и вы увидите, что они настроены на космический страх, на мировой испуг. У них примечательная форма, они настроены на пролет украдкой, на боязнь всего на свете. Летучую мышь можно понять, только поместив в те взаимосвязи, которые сейчас описали. Надо добавить еще кое-что.
Бабочка постоянно передает Космосу одухотворенную материю, она любимица сатурнических сил. Вспомните, что я вам недавно говорил: Сатурн в нашей космической системе является огромным носителем памяти [ В первой лекции от 27 июля 1923 г. в цикле "Наука инициации и познание звезд" (ПСС. Т. 228) ]. Бабочка находится в тесной связи с памятью нашей планеты. То, что живет в ней, — это воспоминания. С другой стороны, птица вполне соответствует "голове" человека, и в том теплом воздухе, в котором она живет, она по самой своей сущности является "мыслью", — мыслью, которая живет и летает. Мысли, которые рождаются в нас, сродни тепловому эфиру. Они представляют в нас природу птиц, в человеке они являются орлом. Итак, птица — это мысль, которая летает. Наоборот, летучая мышь — это сон, который летает, это крылатое сновидение Космоса. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать: Земля окружена зоной бабочек, которые являются космическими воспоминаниями; зоной птиц, которые являются космическими мыслями, и зоной летучих мышей, которые являются космическими снами, космическими сновидениями. И на самом деле, это космические сны проносятся в пространстве в своем молчаливом и боязливом полете. Сон любит сумерки, и Космос выражает свою любовь к сумеркам, посылая им полет летучих мышей. Устойчивые образы памяти воплощены в блистающем поясе бабочек, который окружает Землю. Мгновенные мысли воплощены в зоне птиц. А сновидения земного окружения воплощены в полете летучих мышей. Надо все это почувствовать. Если сосредоточиться на форме летучей мыши, то сходство ее со сновидением предстает потрясающим образом. Невозможно наблюдать полет летучей мыши без ощущения, что видишь сон, что это нечто такое, чего не должно существовать. Это существо необычно, оно отличается от других природных существ так же, как сновидение отличается от привычной физической реальности.
Вспомним теперь, что бабочка в течение всей своей жизни источает одухотворенную земную субстанцию, а птица передает ее духовному миру после своей смерти. Какова же роль летучей мыши? Она тоже, можно сказать, выделяет одухотворенную субстанцию, особенно из перепонки, натянутой между пальцами и служащей ей для полета; она выделяет одухотворенную субстанцию всю свою жизнь, но не для того, чтобы передать ее духовному миру. Она отдает ее земной атмосфере.
Таким образом, в атмосфере образуется некоторый род капель одухотворенной субстанции. Наша Земля окружена непрестанным заревом духовной материи, выделяемой бабочками, и брызгами духовного света, исходящими от умирающих птиц, но и эти своеобразные включения в атмосфере излучаются в сторону Земли, и наша атмосфера полна этими странными формациями, которые являются одухотворенной субстанцией, выделенной летучими мышами. Когда ясновидящий следит взглядом за полетом летучей мыши, то он видит эти духовные образования. Они сопровождают это животное в его полете, как хвост сопровождает комету. Это духовная материя, которая вместо того, чтобы быть переданной Космосу, оттеснена и отослана в физический мир, в воздух. Как физическим взором можно проследить физический полет летучей мыши, так духовным зрением эти духовные выделения летучих мышей можно видеть летающими в воздухе. Они бороздят атмосферу. Воздух, как мы знаем, состоит из кислорода, азота и других газов. Но кроме этого он содержит и духовные включения, выделяемые летучими мышами.
Сколь бы это ни казалось странным и парадоксальным, но племя летучих мышей — это племя сна — посылает в воздух небольшие фантомы, которые объединяются и образуют целостную массу. Можно говорить и о духовной магме (в геологии магмой называют мягкую массу, залегающую в глубоких слоях земного шара), находящейся в воздухе и происходящей из духовных выделений летучих мышей.
В древности, когда инстинктивное ясновидение было еще распространено, люди были так же чувствительны к этим выделениям, как в наши дни они чувствительны, например, к дурным запахам. Восприимчивость к запахам рассматривалась прежде как нечто заурядное, плебейское, более тонкие натуры были скорее чувствительны к духовным выделениям, порождаемым полетом летучих мышей.
Они искали способы защититься от них. Во многих Мистериях применялись специальные мантры, благодаря которым люди внутренне как бы запирались на ключ, чтобы эти духовные выделения летучих мышей не имели над ними никакой власти. Ведь это факт, что мы вдыхаем не только кислород и азот воздуха, но также и эти эманации летучих мышей. Но современное человечество, при всей своей чувствительности к запахам, неизмеримо менее чувствительно к тому, что касается этих вредоносных эманации. Оно поглощает их без всякого отвращения. Это очень любопытно: люди, считающие себя исключительно деликатными и утонченными, не моргнув глазом поглощают все эти выделения, о которых я вам рассказываю. А они очень глубоко проникают в человеческое существо — не в физическое или эфирное тело, но в тело астральное.
Видите, мы открываем здесь весьма любопытные соотношения. Наука посвящения с определенностью подводит к всестороннему проникновению во внутреннюю суть явлений. Выделения летучих мышей являются любимой пищей существа, которое в предыдущих лекциях я описал под именем Дракона. Для того, чтобы Дракон мог ими питаться, надо, чтобы сначала их вдохнули в себя люди. Когда люди позволяют этим духовным фантомам овладеть их инстинктивной жизнью, Дракон может приступить к людям. Когда эти фантомы кишат в человеческой натуре, Дракон их пожирает и, если можно так выразиться, в духовном смысле жиреет. Благодаря этому он достигает огромной власти над человеком и становится во многих отношениях его хозяином. Вот против чего современный человек должен вновь научиться защищаться. Откуда придет его спасение? Путь спасения я уже описал вам недавно, когда я говорил о новой форме борьбы Михаила с Драконом. Принимая в себя импульс Михаила, современный человек может внутренне укрепиться и уберечь себя от этой опасности. Тогда Дракон лишается пищи. Человек больше не подвержен неправомерной власти фантомов, которую внесли в атмосферу летучие мыши.
Тому, кто хочет проникнуть во внутренние взаимосвязи мира, не надо бояться извлекать из них и такие истины.
Те поиски истины, которые в наши дни повсеместно практикуются и применяются, не приводят ни к чему реальному, разве только к прежним иллюзиям, к Майе. Найти реальность можно лишь в той области, где все физическое существование проникнуто существованием духовным. Только подход, продемонстрированный в этих лекциях, приводит к реальности.
Все существующие где бы то ни было создания, все творения, должны выполнять свое предназначение, свою миссию, хорошую или плохую. В мировом порядке все имеет свое место и все существа связаны между собой. Материалист тоже видит, как порхают бабочки, летают птицы, проносятся летучие мыши... Но он подобен человеку, который без разбора, без всякой внутренней связи украсил свою комнату рядом разнообразных картин. В этом смысле разнообразные крылатые создания для современного рассмотрения ничем друг с другом не связаны. Но в Космосе каждому существу отведено свое место, основанное на его внутренних взаимоотношениях со всеобщностью мироздания. Будь то бабочка, птица или летучая мышь, — в мире у каждого создания есть свое пред назначение.
Если кто-то захочет все сказанное обратить в повод для насмешек, пусть насмехается! Такого умения им не занимать. Ученые академики однажды уже издали декрет о том, что не может быть железных метеоритов, потому что железо не падает с неба! Почему бы не посмеяться и над тем, что я говорил по поводу предназначения летучих мышей? Однако это не должно помешать духовному знанию исподволь взрастать в душах.
Шестая лекция
Дорнах, 28 октября 1923 года
Прежде чем продолжать изучение разнообразных творений минерального, растительного и животного мира, связанных на Земле с человеком, необходимо бегло проследить эволюцию самого человека. Я многократно писал и говорил об этом и сегодня представлю этот предмет только в общем виде.
Современная наука старается главным образом доказать, что самые развитые существа разных царств природы: растения, животные и человек — вышли из неодушевленного мира и ведут свое происхождение от так называемых неорганических субстанций и сил.
Истинное познание эволюции приводит к иному выводу. Человек — такой, каким он предстает нам сегодня, — самое древнее существо земной истории, так как его прошлое восходит ко временам древнего Сатурна. Я об этом уже писал в "Очерке тайноведения". Человек является первым созданием в эволюции Земли. Животное царство было присоединено к Земле только в эпоху древнего Солнца, а затем, в эпоху древней Луны, — царство растительное. Что касается царства минерального, то, в сущности, оно является продуктом земной эпохи и возникло только в эту эпоху развития нашей планеты.
Мы будем рассматривать человека прежде всего в его современном состоянии, и первый вопрос, который мы себе зададим, будет: какая часть человеческого тела является самой древней с точки зрения процесса эволюции? Это — голова человека. Зачаток человеческой головы появился, когда Земля находилась еще в сатурническом периоде своей метаморфозы. В этот момент Земля состояла только из тепловой субстанции и сама по себе голова человека была только бурлящей, переменчивой и текущей теплотой. Во время солнечного периода человеческая голова была родственна воздуху, а во время лунного — воде. И только на самой Земле она приобрела плотность и костное строение. Первый, сатурнический этап развития человеческой головы в настоящее время очень трудно изобразить с помощью данных внешнего познания. Одновременно с ней (вы могли это вывести из предыдущей лекции) появились зачатки существа бабочки. Далее я буду детально говорить и о других насекомых. Остановимся пока на бабочках. Если мы проследим развитие со времен старого Сатурна и до наших дней, то есть до земного бытия, то сможем сделать вывод, что сначала создался зачаток человеческой головы в тончайшей субстанциальной форме; одновременно появилось и то, что проносится по воздуху как существо бабочки. Они продолжали развиваться. Развитие человека, если представить его на рисунке, направлено к отображению душевного, центробежного движения. Бабочка же, напротив, — это существо, во внешнем виде которого Космос отображает все самое прекрасное, что в нем есть. Бабочка— это существо, в пыльце крылышек которого как бы сосредоточилась вся красота и величие Вселенной. Значит, существо бабочки надо представлять как бы зеркальным отражением красоты вышнего мира. Тогда как человек принимает в себя, включает в себя, перерабатывает в своей душе вышний мир, становясь внутренне как бы эссенцией Вселенной, а затем излучает ее наружу, придавая ей форму человеческой головы: так что мы должны в последней усматривать результат этого центробежного излучения, а в существе бабочки — центростремительную конструкцию. Для того, кто ясновидчески созерцает эти вещи, углубиться в самые древние таинства эволюции, в сатурнические тайны человеческой головы, в силы, которые первоначально действовали в круглой коробке черепа, и оказаться приведенными к миру современных бабочек, к тому, что можно повстречать повсюду во внешнем мире, — значительный опыт! Чтобы изучить твое внутреннее существо, о человек, для того, чтобы научиться познавать чудо твоей собственной головы, обернись к другому чуду — к бабочкам, находящимся повсюду в природе! Вот тот великолепный урок, который можно вынести из ясновидческого рассмотрения Космоса.
Когда эволюция от древнего Сатурна перешла к древнему Солнцу, то появилось новое создание, которое было продолжением развития головы: ее воздушная метаморфоза. В то же время — тоже в очень тонкой субстанциальной форме — появились первые зародыши того, что позже стало грудью — органами дыхания и сердцем. Итак, сатурническое состояние представляет преимущественно человеческую голову. Вернее, голова — это позднейшая метаморфоза этой формации. Но в солнечном периоде мы находим человека, уже сформировавшегося из двух частей: головы и груди. И то, что представляет человеческую грудь, начинает дифференцироваться. Одновременно с завершением Сатурна и началом периода древнего Солнца возникает то, что представлено в виде некоего животного: это Орел. Племя птиц возникло в первой части солнечного периода; во второй части этого же самого периода родились животные, которых мы называем — животное-грудь. Их представитель — Лев. Первые зачатки этих животных восходят к эпохе древнего Солнца.
Видите, какая огромная разница существует между эволюцией высших животных и эволюцией человека. Позже я еще расскажу о переходных формах животных, к которым принадлежат и обезьяны. Сегодня я стремлюсь набросать только своего рода эскиз. Запомните эту существенную разницу между эволюцией человека и эволюцией высших животных.
В ходе космической эволюции у человека первой появилась голова. Остальное было только собранием дополнительных органов, которые как бы примкнули к первоначальной формации головы. В космической эволюции человек формировался сверху вниз, начиная с головы. Наоборот, если мы возьмем, например, Льва, то во времена второго периода древнего Солнца он начинал формироваться и являлся только "грудью". Это существо с могучей организацией дыхания обладало необычайно упрощенной, словно атрофированной головой. Позже, когда Солнце отделится от Земли и будет действовать извне, Лев приобретет настоящую голову, произошедшую из его туловища. Лев, таким образом, вырастал вверх, исходя из груди. Человек же развивался, начиная от головы, книзу. Это существенная разница, и о ней не следует забывать.
В лунном периоде, являющемся метаморфозой Земли в элементе воды (древняя Луна, по существу, жидкое тело, хотя на ней впоследствии и появились роговидные включения), человек продолжает свой рост в уже указанном направлении, а именно книзу. Он приобретает зачаток системы пищеварения. Он не нуждался в ней в солнечном мире, где все было световыми колебаниями, светящимися волнами воздуха. В то время для питания ему было достаточно дыхательного аппарата и этот аппарат был снизу герметически закрыт. Солнечный человек состоял только из головы и легких. Но в лунный период ему стала необходима система пищеварения. Начиная с этой эпохи человек уже обладал тройной конституцией: головой, грудью и пищеварительным аппаратом. Поскольку на древней Луне вся субстанция была жидкой, человек в эту эпоху был снабжен дополнительными отростками, позволявшими ему плавать в воде. О руках и ногах можно говорить, только начиная с Земной эпохи. Конечности тела появились только тогда, когда стала действовать сила тяжести, придававшая им форму. Конечности располагаются вдоль гравитационных линий и относятся всецело к земному периоду. В лунный период формировался главным образом пищеварительный аппарат, и он был совершенно иначе организован, чем в наши дни. В его задачу еще не входило снабжать организм субстанциями и силами, нужными для развития конечностей тела и их свободно управляемого движения. Это был совершенно иной пищеварительный аппарат, отличный от земного, в который он позже преобразовался. Итак, запомним: пищеварительный аппарат человека — лунного происхождения.
И так же, как мы нашли параллельно развитию головы и груди последовательное появление бабочек, птиц и животных груди, представителем которых является Лев, в лунный период появляются животные с развитой функцией пищеварения. Их типичным представителем является Корова (Телец).
В чем отличие эволюции коровы от эволюции человека? На древней Луне корова прежде всего развила свою пищеварительную систему; и только позже, после отделения Луны от Земли, появились органы туловища и совершенно особой формы голова как производное пищеварительного аппарата. У человека эволюция следует по пути: голова, грудь, пищеварительный аппарат. У льва она начинается с груди, к которой затем присоединяется голова, а органы пищеварения появляются уже одновременно с пищеварительным аппаратом человека. У животных типа коровы первой формирующей системой является пищеварительный аппарат; грудь и голова возникают позже. Итак, человек следует эволюции сверху вниз. Лев — эволюции, исходящей из центра и продолжающейся как кверху, так и книзу. Корова эволюционирует снизу вверх. Космическое усовершенствование коровы имеет направление, в точности противоположное человеческому.
Оно исходит из органов пищеварения и поднимается к груди и к голове. Это раскрывается в процессе созерцания эволюции человека.
Но теперь возникает другой вопрос: является ли корова единственным созданием, появившимся в этот лунный период человеческой эволюции? Никоим образом. В каждый планетарный период метаморфозы Земли уже имевшиеся существа продолжают свою эволюцию, но в то же время рождаются и новые. Корова родилась во время первых фаз лунного развития. После этого появились другие животные, зарождение которых, самое начало, относится уже к последним фазам лунного периода. Поэтому они не могли претерпеть ту метаморфозу, что и корова, когда событие выхождения Луны из состава Земли как бы извлекло из живота коровы орган сердца и орган головы, а застыли на уровне позднее появившихся животных; этот уровень зафиксирован и в устройстве пищеварения человека. Так возникли существа, которые остались исключительно представителями пищеварения: застыли на той ступени, которая соответствует нижней части туловища человека.
Так же, как мы соотносим с человеческой головой орла и бабочку, а с человеческой грудью — льва, мы можем соотнести человеческую брюшную полость с коровой, но не забывая, что в результате своей эволюции корова в последующем развитии присоединила все, прилежащее к этой полости сверху. В противоположность корове, некоторые животные целиком и полностью являются эквивалентом человеческой брюшной полости как таковой, это — амфибии и рептилии: жабы, лягушки, змеи, ящерицы и так далее. Эти животные представляют собой самостоятельный пищеварительный аппарат — и ничего больше.