Принципы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

· Принцип ориентации на идеал.

Идеал – высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

· Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённым ценности. Педагогическая организация нравственног уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития (см. Основные направления и ценностные основы развития и воспитания обучающихся ) .

· Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример –это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как нравственный метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности.

· Принцип идентификации (персонификации)

Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей, сказочных героев, мифологических героев, современных героев фольклора, мультфильмов, фильмов, неразрывно связанных с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственног воспитания ребёнка.

· Принцип диалогического общения

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем, другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возмжным его организацию на диалогическоой основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству монологической проповеди. Но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

· Принцип полисубъектности воспитания

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

· Принцип системно –деятельностной организации воспитания

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себе организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что такое Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание – ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

o Общеобразовательных дисциплин;

o Произведений искусства;

o Периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

o Духовной культуры и фольклора народов России;

o Истории, традиций, современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

o Жизненного опыта своих родителей и прародителей;

o Общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

o Других источников информации и научного знания;

Основное содержание развития и воспитания обучающихся

.

4.1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Пока все ДОМа: Дети, Отец, Мать»

ПРИЛОЖЕНИЯ к ВВП МОЯ ШКОЛЬНАЯ СТРАНА\ДНРиВШ программа школы ФГОС.docx

ПРИЛОЖЕНИЯ к ВВП МОЯ ШКОЛЬНАЯ СТРАНА\План ВР на учебный 2016-2017 год.docx

4.2 Содержание программы «Я живу среди людей»

ПРИЛОЖЕНИЯ к ВВП МОЯ ШКОЛЬНАЯ СТРАНА\Программа Я живу среди людей.docx

4.3. Программа надпредметного курса «Мир Деятельности (МИД)»

ПРИЛОЖЕНИЯ к ВВП МОЯ ШКОЛЬНАЯ СТРАНА\Календарно тематическое планирование Мир деятельности.docx

по формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе 1−4.

4.4. Рабочая программа «Школа творческого читателя» (МОУДОД «Дом детского творчества» пгт. Усогорск)

ПРИЛОЖЕНИЯ к ВВП МОЯ ШКОЛЬНАЯ СТРАНА\Школа творческого читателя.docx

5. Совместная деятельность образовательного учреждения и МОУДОД «Дом детского творчества» гп. Усогорск

Рабочая программа «Школа творческого читателя» (МОУДОД «Дом детского творчества» пгт. Усогорск)

6. Структура реализации программы «Моя школьная страна»

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя в новом социальном статусе ученика, создание комфортной среды обитания, формирование устойчивой позитивной мотивации к учению.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, гражданской позиции, демократичности.

I. 1 год -1класс

Сюжет года «Учусь жить в моей школьной стране»

Наши рекомендации