Разработка программы эксперимента
Этапы подготовки и проведения эксперимента
Диагностический этап: анализ затруднений учителей, руководителей управленческих звеньев, анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме, выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в скорейшем разрешении с помощью каких-либо изменений, новых методик, технологий, структур, нового функционала и т.п. Выявление проблемы эксперимента и обоснование его актуальности.
Прогностический этап: постановка цели, ее декомпозиция в веер задач эксперимента. Гипотеза, ее виды, способы выдвижения и развития. Эвристические механизмы рождения гипотезы. Роль фактов. Теоретическая платформа, идеи и замысел преобразований. Построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер и т.д.), формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможного ущерба, потерь, негативных последствий и т.п., продумывание компенсационных механизмов (мероприятий, резервов и пр.). Разработка развернутой программы эксперимента . Экспертиза и утверждение программы .
Организационный этап: обеспечение условий для реализации программы эксперимента , подготовка материальной базы эксперимента , финансовое обеспечение эксперимента , распределение функций, организация специальной подготовки кадров, научного и методического обеспечения экспериментальной работы, материальное и моральное стимулирование и самостимулирование учителей, ведущих эксперимент, поиск, выбор и привлечение научного руководителя или консультанта.
Практический этап: осуществление системы мер, заложенных в гипотезе, выбор носителей нововведений, создание благоприятных условий, реализация новой технологии (методики, системы мер и т.п.), за счет которой ожидается повышение эффективности обучения, воспитания, развития детей или управления школой. На практическом этапе целесообразно разрабатывать план экспериментальной работы. Он может быть составлен в форме комплексно-целевой программы . Например,Цель: …Задачи: …
№п/п | Система целесообразных форм и мер организации | Цель | Содержание деятельности | |
Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Обобщающий этап: обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы (модели, новой технологии) в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента.
Внедренческий этап: распространение новой методики (или внедрение как управляемый процесс) в коллективе; направленная организация опыта по реализации разработанного новшества в ходе эксперимента.Эксперимент – метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов.
Научный педагогический эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели.
По словам Я. С. Турбовского, передовой педагогический, опыт – это итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя.
Загвязинский В. И., Поташник М. М. считают, что именно эксперимент является средством (способом, механизмом, технологией) разработки и освоения новшеств, лежащих в основе каждого из путей обновления (то есть развития) учителя, ребенка, образовательного учреждения.
Для того чтобы в ходе эксперимента быстрее получить качественный результат (создать, разработать новшество), а также с целью снижения до минимума риска (ведь речь идет о детях), педагогический эксперимент должен быть тщательно продуман, детально разработан и грамотно организован.
Разработка программы эксперимента