Рекомендации по совершенствованию преподавания обществознания в школе, по подготовке к ЕГЭ по обществознанию в 2015-2016 учебном году
Методические рекомендации
По подготовке обучающихся к ГИА (ЕГЭ) по обществознанию
В 2015-2016 учебном году.
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию в 2014-2015 учебном году
В 2015 г. в едином государственном экзамене по выбору – «Обществознание» в Орловской области приняли участие 2416 человек, что свидетельствует о стабильно высоком количестве желающих сдавать данный предмет.
В 2015 году количество участников ЕГЭ по обществознанию по сравнению с 2014 годом незначительно сократилось (на 332 человека), но в процентном соотношении разницы почти нет – 68, 87 % от общего числа выпускников в 2014 году и 68,27 % в 2015 году.
Из 2416 участников ЕГЭ не набрали минимального количества баллов – 304 человека, что на 63% больше, чем в прошедшем году; 1107 учащихся набрали от 39-60 баллов; 828 выпускников - 61-80 баллов; 81-100 баллов набрали 177 человек.
Средний тестовый балл по обществознанию в 2015 году – 57,4%; для сравнения: в 2014 году - 56,6, в 2013 году - 63,9, в 2012 году – 60,1. Подобное свидетельствует о несколько повысившимся уровне подготовки выпускников.
В части 1 для выпускников Орловской области характерно то, что самые низкие баллы получены по следующим заданиям:
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Процент выполнения |
№ 6 | Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; виды, причины и последствия инфляции; роль государства в экономике; налоги; государственный бюджет; мировая экономика; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина | 47,6% |
№ 13 | Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти Российской Федерации; федеративное устройство Российской Федерации | 50,1% |
№ 17 | Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; законодательство Российской Федерации о выборах; законотворческий процесс в Российской Федерации; международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; гражданство РФ; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика | 52,4% |
№ 24 | Различное содержание в разных вариантах: соотнесение видовых понятий с родовыми | 36,4% |
№ 27 | Различное содержание в разных вариантах: определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту | 52,2% |
В части 1 выпускники Орловской области самые высокие баллы получили по следующим заданиям:
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Процент выполнения |
№ 3 | Человек и общество. Познание и духовная жизнь (задание на анализ двух суждений) | 82,2% |
№ 4 | Человек и общество. Познание и духовная жизнь (задание на обращение к социальным реалиям) | 86,1% |
№ 9 | Экономика (задание на обращение к социальным реалиям) | 83,1% |
№ 12 | Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям и поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах) | 83,7% |
№ 20 | Право (задание на обращение к социальным реалиям) | 84,9% |
Следует отметить, что в целом обучающиеся значительно лучше справились с заданиями части 2 в 2015 году по сравнению с 2014 годом.
Традиционно лучше всего выпускники справились с заданиями на анализ источников (особенно – 28 и 29: процент выполнения – 94% и 80,5% соответственно).
Более низкий процент выполнения у заданий 32-35 (32 – 61,9%, 33 – 57,8%, 34 – 57,9%, 35 – 55,5), однако он значительно выше, чем у тех же заданий в 2014 году (С5 (32)-46,8%, С6 (33) – 49,8%, С7 (34) – 37,7%, С8 (35) – 46,3%).
Достаточно высок процент выполнения задания № 36, предполагающего написание эссе. По критериям К1, К2 и К3 данного задания процент выполнения составляет 80,4%, 60,1%, 67,5% соответственно. Это свидетельствует о повышении внимания педагогов и обучающихся к формированию умения писать обществоведческое эссе при подготовке к ЕГЭ.
Рекомендации по совершенствованию преподавания обществознания в школе, по подготовке к ЕГЭ по обществознанию в 2015-2016 учебном году
По итогам ЕГЭ по обществознанию, с целью совершенствования преподавания обществознания в школе, педагогам рекомендовано:
- активно использовать в работе материалы, размещенные на сайте ФИПИ, в частности, Открытый банк заданий ЕГЭ (http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 );
- учитывать и использовать в работе «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по обществознанию» (автор – Т.Е. Лискова), (размещены на сайте ФИПИ по адресу: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440157815/metod-rek_obshchestvoznanie2016.pdf )
- активизировать работу по формированию у обучающихся всех основных умений, требуемых для успешной сдачи ЕГЭ обществознанию (см. спецификацию КИМ ЕГЭ по обществознанию). Особое внимание необходимо уделить совершенствованию умения приводить примеры для иллюстрации общественных процессов, явлений и связанного с ним умения понимать и формулировать социальные проблемы;
- использовать для этого в повседневной преподавательской практике активные и интерактивные методы обучения, современные образовательные технологии;
- четко структурировать материал при изучении тем;
- включать разнообразные по форме и уровню сложности задания в текущую проверку знаний на уроках, ориентируясь на модели заданий ЕГЭ (см. демоверсию ЕГЭ по обществознанию). Особое внимание необходимо уделить типам заданий на различные типы соответствий;
- на уроках системно использовать алгоритмы выполнения и оценивания заданий, аналогичные тем, которые используются в рамках итоговой аттестации;
- необходимо способствовать усилению проработки базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения («общество», «системность», «деятельность», «экономические системы», «социум», «нормы», «права», «правовая система», «процессуальное право», «конституционный строй» и т.д.).
- использовать при подготовке к ЕГЭ современную (т.е. соответствующую структуре ЕГЭ-2016 по обществознанию) литературу (как справочную, так и сборники заданий).
2. Анализ ответов учащихся по обществознанию за последние годы показывает, что успешно сдают его лишь учащиеся, что испытывают интерес к чтению художественной и научной литературы и могут строить связный ответ, использовать полученные знания для приведения примеров, способны к участию в дискуссиях дебатах и умеют отстаивать и аргументировать собственную позицию.
3. В школьную программу целесообразно вводить такие дисциплины как «Основы логики», «Теория и практика аргументации» и т.д. (в т.ч. в рамках внеурочной работы), использовать потенциал элективных предметов по обществознанию, экономике, праву.
4. Целесообразно использовать не только текст учебников, но и активно привлекать учебно-методический комплект (в т.ч. рабочие тетради к учебникам), опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, литературе, мировой художественной культуре и другим учебным дисциплинам. Следует усилить внимание к заданиям, требующим умения анализировать таблицы, графики;
5. Обратить особое внимание на преподавание ряда вопросов, по которым у выпускников обнаружены устойчивые обыденные представления, нередко противоречащие положениям науки; с этой целью усилить интеграцию курса обществознания с курсами истории, литературы, биологии, географии, мировой художественной культуры, а также внутрипредметную интеграцию в процессе обучения (отдельных тематических разделов между собой и элективных курсов с интегральным курсом обществознания).
6. Особый акцент при подготовке к ЕГЭ по обществознанию сделать на систематическую работу по составлению плана (№ 35) и написанию эссе (№ 36).
7.Требуется проведение для экспертов занятий по современным проблемам обществознания с привлечением преподавателей ВУЗов, курсов ПК для учителей по методике подготовки к ЕГЭ по обществознанию с привлечением преподавателей ВУЗов и ведущих педагогов области.
Председатель территориальной
предметной комиссии Г.Ф. Назарова