Нормативно-правовое обеспечение преподавания истории в 2016—2017 учебном году.

Информационно-методическое письмо

«О преподавании истории в образовательных организациях Ленинградской области в 2016—2017 учебном году».

Составитель Сорокина Т.С.,

методист кафедры истории

и социальных дисциплин ЛОИРО.

Информационно-методическое письмо подготовлено в целях разъяснения вопросов организации преподавания учебного предмета «История» в образовательных организациях в Ленинградской области в 2015—2016 учебном году в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании нормативных и сопроводительных документов Министерства образования РФ, ФГОС основного общего образования, Концепции нового УМК по отечественной истории

Актуальность содержания обусловлена важными изменениями в сфере исторического образования, в частности, утверждением новой редакции Примерной основной образовательной программы основного общего образования и реализацией Концепции нового УМК по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), переходом на линейную систему изучения истории, а также изменениями в КИМах ЕГЭ по истории.

Нормативно-правовое обеспечение преподавания истории в 2016—2017 учебном году.

В организации преподавания курсов истории и обществознания в 2016—2017 учебном году следует руководствоваться Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также основными документами федерального и регионального уровней, обеспечивающими нормативное сопровождение введения и реализации ФГОС ООО.

· ФГОС общего образования

· Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Интернет-адреса:.

http://www.fgosreestr.ru./;

http://edu.crowdexpert.ru/

· Примерные программы по Истории (линейная система, с 5 по 10 класс) http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf

· Федеральный компонент государственного стандарта образования. История – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта». — М. : «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006—2009 гг.

· Учебные программы к УМК, рекомендованные Минобрнауки РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф», 2008—2013 гг.);

· Федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч. год

(Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253);

· Приказ Приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников… от 31 марта 2014 г. № 253»;

· Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт

· http://минобрнауки.рф/документы/3483, http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf;

· Материалы по новым УМК: из-во "Просвещение" http://www.prosv.ru/, из-во "Дрофа" http://www.drofa.ru/, из-во "Русское слово"

2. Об изменениях в преподавании курса «История России»

В соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс, а затем в 10 и 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с первой мировой войны, а не с Российской империи в начале XX века, как было ранее. В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру, но надо отметить, что окончательного решения о том, что будет представлять собой курс истории в 11 классе не принято.

В связи с утверждением Концепции нового УМК по отечественной истории, составной частью которого является Историко-культурный стандарт (далее - ИКС), были созданы новые УМК по истории России.

Данные документы (Концепция и ИКС) являются ориентирами для преподавания истории в школе, задания ОГЭ и ЕГЭ по истории составляются с их учетом, потому педагогам необходимо ознакомиться с ними (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

Реализуя Историко-культурный стандарт в практике преподавания отечественной истории нужно учитывать следующие условия:

1) при реализации Концепции нового УМК по отечественной истории предполагается обязательный переход на линейную структуру преподавания истории России; переход к линейной системе изучения истории должен проходить постепенно, начиная с 6 класса. Предполагается, что этот переход произойдет в течение 3 лет.

2) внесены существенные изменения в Федеральный перечень учебников. На сайте Министерства образования и науки РФ опубликован приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253», в котором говорится об исключении из него всех, существовавших до этого момента, учебников по истории России для основной школы и внесении трех новых линий учебников (издательств Просвещение, Дрофа, Русское слово)

3) необходимо учитывать, что, в случае, если образовательная организация примет решение о переходе в 6-х классах на новые учебники, предполагается преподавание истории России на основе новой программы(http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf),

ориентированной на линейную структуру. В случае, если ОУ продолжает работать в 6-х классах по старым учебникам, необходимо ориентироваться на традиционные программы к данным УМК (приказов об обязательном переходе на новые программы на настоящий момент не существует).

В 2016-2017 учебного года в образовательных организациях предмет «История» в основной школе изучается в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю. Общий объем учебного времени - 374 часа.

Наименование предмета     Классы    
 
ИСТОРИЯ

В соответствии с федеральным БУП количество часов, предусмотренное для изучения истории в 10-11 классах, следующее:

Наименование уровня Средняя (полная) школа
  (часы в неделю)    
  10 класс   11 класс
Базовый уровень    
Профильный уровень    
         

Наши рекомендации