Сложный характер интеллектуальной деятельности в процессе обучения и эффективные методы обучения в вузе
Все преподаватели в вузе знают, что содержание изучаемых дисциплин осваивается лишь в том случае, если оно распредмечено и структурировано в системе учебных задач, заданий [1].
Одна из первых проблем методики преподавания дисциплин - это проблема выбора и построения задач и упражнений, включающих весь спектрвидов интеллектуальной деятельности, что и определяет пространство интеллектуального развития студентов. Каким будет это пространство, зависит от характера предлагаемых (прямо или косвенно) заданий.
Многие вузы и системы непрерывного профессионального образования уже узаконили программы, построенные по принципу межпредметных связей гуманитарных дисциплин и естественнонаучных циклов и включающие многообразные формы занятий, направленные не только на развитие логического мышления, но и интуиции [2].
Однако методика преподавания, строит свои исследовательские и обучающие программы лишь применительно к процессу формирования преимущественно понятийного, словесно-логического мышления. Правда, в последнее время в связи с развитием исследований творчества усилилась ориентация методов обучения в вузе на культивирование форм образного, а не только научно-теоретического логического мышления.
Среди современных активных методов обучения выделяются три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления ситуацией формирования всех указанных видов мышления. Это методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения.
Каждый из этих методов возникал как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения, а также и тех ограничений, которые порождались каждым вновь созданным "активным" методом.
Так, методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обучения были своего рода реакцией на чрезмерную формализацию процесса обучения в русле методов программирования. Эти методы, в отличие от методов программирования, акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучающегося. Методы проблемного обучения поставили в центр организации и управления мотивы и способы мыслительной деятельности студента за счет процедур его включения в проблемную ситуацию. Однако, если это и был шаг вперед, то шаг этот делался в расчете на индивидуальный процесс учения.
Методы интерактивного обучения обратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Тем самым был сделан наиболее решительный шаг к тому, чтобы поставить в центр управления обучением самого обучающегося в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса, к признанию, что обучение - это процесс социальный, коллективный, а не сугубо индивидуальный.
Каждый из этих методов создал присущий ему инструментарий действий, которым выражается сущность метода и его влияние на развитие познавательной деятельности обучающихся.
В системе методов программированного обучения этот инструментарий следующий:
1) дозированный шаг программы - алгоритм;
2) опорный конспект или схема;
3) система опорных сигналов или интеллект-карта.
В проблемном обучении:
1) проблемная ситуация;
2) проблемная задача или задание;
2) эвристические программы;
3) мини-проект.
В интерактивном обучении:
1) коллективные дискуссии;
2) учебно-ролевые игры;
3) сценарии и партитуры диалогов и полилогов;
4) тренинги;
5) прием театральной постановки.
Эти новые средства управления процессом формирования мыслительной деятельности, конечно, не могут быть эффективны, взятые по отдельности. Поэтому алгоритмы, эвристики и сценарии коллективного решения проблем должны рассматриваться не как универсальное средство, а как конкретные способы, которые могут реализоваться в целях управления обучением лишь в системе, с учетом наиболее адекватной сферы применения каждого из них.