Способность к выра- жению чувств 6 страница

Умный наблюдатель Вальтер Ратенау предвидел нынешнее состояние Европы: «Все излишнее, ничтожное, вредное, презренное накапливается в огромных магазинах, ненужные модные безделушки, несколько дней сияющие ложным блеском, средства для опьянения, возбуждения и наркоза, отвратительные духи, безудержное и бессмысленное подражание художественным образцам, приспособления, предназначенные не для использования, а чтобы пустить пыль в глаза, нелепые изделия, которые служат разменной монетой, когда люди заставляют себя обмениваться подарками, все эти никчемные вещи заполняют магазины и склады и ежеквартально обновляются».

Остин Фримен еще в 20-х годах отметил, что журналы для умных читателей прекращают существование и появляется пресса для дураков, что свидетельствует о начале поглупения Европы. И сегодня не могут выжить газеты, содержание которых не рассчитано, большей частью, на дураков.

Если многие люди не замечают сегодня этого исчезновения талантов, приличия и вкуса, это можно объяснить самим этим исчезновением, так как нужен определенный дар, чтобы замечать подобные процессы. Как сказал Мартин Хайдеггер: «Духовный упадок зашел настолько далеко, что народам грозит потеря последней духовности, которая позволяет им хотя бы видеть этот упадок и расценивать его как таковой».

Вальтер Ратенау говорил об уменьшении способностей не только масс, но и их руководителей, об «ухудшении качества» членов парламента. Это можно сказать о депутатах от всех партий парламентов всех европейских стран со времен Бисмарка. И среди зарубежных государственных деятелей сегодня редко встречаются личности, такие как Неру. Проницательный Пауль де Лагард еще в 1878 г. писал, что в немецком народе все больше исчезают любовь к одиночеству, независимость духа и человеческое своеобразие. Эдуард Шпрангер назвал этот процесс в 1941 году «прогрессирующим уплощение внутреннего мира», духовным обеднением, которое Шпрангер приписывал тогда последнему столетию. Он считал всю духовную жизнь Европы с XIX века «больной». При этом Шпрангер, опытный преподаватель высшей школы, похоже, потерял надежду на способность академической молодежи к духовному обновлению. Предвидел ли он «закат Европы»? Он был убежден: «Западному человеку никогда не угрожала такая опасность, как теперь. Это угроза гибели». Но Шпрангер надеялся на духовные традиции, на идеи, которым можно научить, которые можно пробудить, а значит, не видел настоящих причин упадка, как не видели его почти все прежние «носители духа». То, что будет сказано ниже, призвано в противоположность этому доказать, что «старая культура» жила только благодаря наследственным задаткам высоко одаренных семей и что никакие идеи, которым можно научить, не могут пробудить или заменить эти наследственные задатки, если высоко одаренные семьи вымирают или уже вымерли. Культуры живут не благодаря определенным духовным ценностям, а благодаря наследственным задаткам тех, кто руководствуется этими ценностями. Запад гибнет, потому что вымирают семьи, которые руководствуются западными духовными ценностями.

Неевропейские народы уже заметили «прогрессирующее отупение» Европы и Северной Америки и внимательно следят за нравственным упадком «христианского Запада». Индийский ученый Аурананда говорит о «полном отупении» народов Европы и Северной Америки. Признаки этого он видит в содержании иллюстрированных еженедельников, которые занимаются почти исключительно скандальными историями всех народов, извращениями и преступлениями, в фильмах, в спорте, который развивает только физические силы, а не духовные, в отупляющей музыке, заимствованной у низших народов. Аурананда удивляется, что «ведущие умы в Европе и Америке совершенно не думают о все большем отупении их народов», хотя ему со стороны видней. Но и Аурананда видит в описанных им явлениях скорее причины отупения, чем его следствия.

Умерший весной 1954 г. антрополог Эрнст Хутон из Гарвардского университета переносит кульминацию развития человека и его духовных способностей на 30.000 лет в прошлое. С тех пор человек не развивал свои способности, а терял их, особенно за последние 6-8 тысяч лет. Человек создает все новые и новые машины, но сам он опускается на дочеловеческую ступень. Тот, кто знаком с пещерным искусством европейского позднего палеолита и с достижениями тогдашних людей в послеледниковых условиях, вряд ли станет возражать американскому ученому. На опасность вырождения человека указал еще Ганс Ф.К.Гюнтер в своей работе «Урбанизация». Люди, летящие на Луну, гораздо худшие представители человеческого рода, чем люди эпохи мезолита.

Отупение Европы и Северной Америки можно объяснить процессом истребления наследственно одаренных родов, который мог начаться еще в бронзовом или железном веке, но ускорился только в XIX столетии. Может быть, человечество в неолитической Центральной Европе, на прародине индоевропейских народов, достигло своей вершины, той высоты, которая еще сохранялась в Индии в эпоху Вед и Упанишад, в Иране в эпоху Ахеменидов и возвышенного маздеизма, в Элладе в эпоху Гомера и досократиков, в Римской аристократической республике до ее победы над Карфагеном, у германцев, когда они творили божественный мир азов, сохранившийся в «Эдде». Это наследие послужило основой и для «эпохи расцвета» Афин, когда немногочисленное население породило столько выдающихся людей, как позже ни один другой народ в мире, и для могущества македонской знати. Наоборот, «прогрессивный» XIX век настолько ускорил исчезновение талантов, что даже такие далекие от точки зрения наследственности мыслители, как Э.Шпрангер, заговорили об опасности «гибели».

Отупение и параллельное ухудшение нравов – главные проявления того, что после Освальда Шпенглера называют «закатом Европы». Этот процесс ускорился с середины XIX века. Так что средняя одаренность на Западе с каждым поколением все больше снижается. Духовное преимущество Европы перед неевропейскими народами будет потеряно уже около 2000 года, а после 2000 года Европу перегонит сначала Азия, а потом Африка, так как среди народов этих континентов, может быть, уже сегодня неспособных людей меньше, чем в Европе… Следует всегда помнить о том, что с XX века во всех «культурных странах» идет процесс, который Иенс Паульсен назвал «воспитанием неспособного к риску массового человека путем социального обеспечения». Процесс этот можно ограничить лишь предоставив подобным людям право на бездетность.

Любое бездумное поощрение увеличения численности населения, чем грешило и национал-социалистическое государство, ведет в густо населенных странах только к размножению бездарных людей и тем ускоряет «закат Европы».

Отупение Европы и Америки сказывается и на политике. Усиливается обюрокрачивание государства, растут полчища чиновников. Немногие умные и честолюбивые люди умеют в этих условиях навязать массам определенное «общественное мнение». В книге «Усиление государства – гибель человека» (1952г.) М.Т.Фертинг указал на эту опасность, правда, не зная ее биологические причины. Европейцам и американцам грозит утрата всякого человеческого достоинства в обюрокраченных государствах. Отупевшим массам как раз и требуется госудатсво-Молох, бюрократическая диктатура. В своей работе «попытка определить границы эффективности государства» Вильгельм фон Гумбольдт в 1792 году защищал человеческое достоинство от посягательств государства. Тот, кто сегодня перечитает эту работу, сразу же осознает, каким высоким был уровень одаренности народа, который хотел жить в государстве, где уважается человеческое достоинство, и насколько этот уровень снизился теперь, когда подданные подчинены сотне ведомств, которым дают указания немногие умные и честолюбивые политики.

В другой своей книге М.Т.Фертинг пишет, что почти все страны Европы находятся на пути к «всевластию государства», имея своим образцом Советскую Россию… Эти государства не замечают при этом, что и средний умственный уровень «полчищ чиновников» тоже из года в год снижается, поэтому даже учреждения, созданные с лучшими намерениями, становятся «бесчеловечными». Пришествие обюрокраченного, бесчеловечного государства предвидели еще в XIX веке Алексис де Токвиль, Доносо Кортес, Бруно Бауэр, Иоганн Якоб Бахофен и Якоб Буркхардт…

И «гибель античного мира», как подчеркивают немцы Ото Зеек и Ганс Ф.К.Гюнтер и американец Тени Френк, была вызвана вымиранием, а в конце существования Римской республики также истребление одаренных семей. Талантов и силы воли становилось все меньше, поэтому не только в Италии, но и в провинциях при Антонинах, во II веке возникло государство всеобщего благосостояния, где бюрократии становилось все больше, а человеческое достоинство падало все ниже. Своими подачками это государство само способствовало размножению малоодаренных и экономически несостоятельных семей. Дальнейшая деградация привела к возникновению деспотии Диоклетиана. Чиновничество в ней превратилось в наследственную касту…

Гибель античного мира еще Ойген Фишер объяснял вымиранием нордической расы в эллинском и римском народах. «Блестящие периоды античности» и «средневековые эпохи расцвета» романоязычных народов он приписывал влиянию нордической примеси в этих народах. Исчезновение этой примеси ведет к регрессу, к потере народом своего значения, к утрате им идеализма и способности к самопожертвованию. Сегодня (Фишер писал это в 1910 году) это случилось с французами, а потом то же несомненно произойдет и с немцами. Тогда же то же самое писал об исчезновении нордической примеси в народах Европы Вальтер Ратенау. Он воспринимал это как трагедию и как начало гибели.

Сегодня это понимают и в англоязычных странах. Созданное в них международное объединение «Нордическая лига» взяло на вооружение учение Гобино о значении нордической расы.

Одаренность и правильный выбор супружеских пар всегда способствуют возвышению семьи. Благодаря этому возвышению наследственно одаренные семьи переходят из низших слоев в высшие… Этот процесс длится до тех, пока все потомки одаренных семей низкого происхождения не перейдут в верхние слои. После этого начинается упадок.

Факт этой циркуляции долго отрицали, отдавая предпочтение гипотезе о «неизрасходованной крови» низших слоев народа, которые являются «источниками омоложения» народов… С XVIII века постоянно утверждали, что высшие сословия «вырождаются», а низшие остаются «источниками омоложения». О крестьянстве, еще составлявшем тогда в Европе большинство населения, в начале XIX века еще можно было говорить как об «источнике омоложения», зато теория о вырождении высших сословий всегда была лжетеорией. В конце XVIII века еще могло казаться, что такие высокие дарования, как Фихте и Эккерман, выходцы из мелких крестьян, не являются исключениями в своей среде. Могло казаться, что талантливые люди появляются в равной мере во всех сословиях. Люди всегда склонны замечать скорее исключения, чем правила, им трудно мыслить средними величинами, а именно такое мышление необходимо для понимания данной книги.

В недавнем прошлом лжеучение о вырождении высших сословий проповедовал Гитлер, который имел привычку, особенно 1 мая, обрушиваться на эти сословия, на «образованных» и «интеллектуалов», вероятно, потому что старшее поколение этих сословий относилось к национал-социализму более недоверчиво, чем остальной народ. Гитлер, очевидно, полагал, что присущие ему талант и сила воли, как правило, встречаются среди низших слоев, а высшие слои вырождаются. На него явно влиял «социализм завистников», настроение, характерное для социал-демократических партий начала века.

Мнение о вырождении высших сословий – предпосылка идей Руссо и Французской революции, но не Просвещения в его первоначальном виде. Английские деисты и французские просветители, особенно Вольтер, отказывали толпе в способности к суждениям и к просвещению. Лорд Болингброк объявил поздних английских теистов чумой человеческого общества за то, что они пытались популяризировать идеи Просвещения. Философ Шефтсбери считал, что для простых людей надо сохранить церковную веру. Только с Руссо, с основателей теории среды начали утверждать, что низшие сословия здоровы телом и душой, что в них следует искать «неизрасходованную кровь», здравый человеческий рассудок и вообще все добродетели человеческого рода, а в высших сословиях царят вырождение, разложение и порок. Низшие слои – источник обновления любого народа, «освежения крови», их надо, прежде всего, просвещать.

Когда Франция, следуя этому учению, послала знать и зажиточных буржуа на гильотину, она лишила себя самых наследственно одаренных семей, как показал Ипполит Тэн. Тогда началось снижение до того высокой одаренности французского народа и пролетаризация его сознания.

Учение о неполноценности высших сословий было воспринято в XIX веке либерализмом а через него – пролетарским социализмом. Оратор, пропагандирующий подобные идеи во время февральской революции 1848 года, описан Флобером в романе «Воспитание чувств». Пролетарский социализм XIX века усилил все завистливые чувства, так что завидовать стали даже наследственным талантам. Поэтому В.Хартнакке мог говорить в 20- годах о государстве как о «большой организации всех завистливых чувств», а О.Шпенглер указывал, что на эти чувства ориентируется налоговая политика европейских государств. К зависти бездарных людей к «умникам» взывал в своих первомайских речах и Гитлер. С этими чувствами связано и отрицание пролетарским социализмом учения о наследственности, что привело в Советской России к официальному подавлению этого учения и провозглашению тезиса о «наследовании приобретенных качеств».

Вернер Зомбарт в своей книге «Пролетарский социализм» показал, что вожди этого социализма вынуждены были скрывать кое-какие свои наследственные задатки. Еще Шопенгауэр охарактеризовал тех, кто отрицает наследственность и пытается объяснить все влияниями среды: «У этих господ, очевидно, есть веские причины приписывать как можно больше воспитанию и образованию, но полностью отрицать врожденные таланты и любыми средствами сопротивляться той истине, что каждый человек таков, каким его сотворила природа, и все зависит от того, какой отец его зачал и какая мать его родила».

Этими же чувствами объясняется и ненависть к «дарвинизму», т.е. к учению о решающем значении наследственности и отбора. Среди вождей пролетарского социализма, как показал Зомбарт, сравнительно мало способных к руководству выходцев из низших слоев, большей частью, это отбившиеся от своего класса и питающие ненависть к нему представители высших и средних слоев. Герцог Луи Филипп Орлеанский, который из-за своего аморального образа жизни держался вдалеке от двора своего брата Людовика XVI, в 1972 г. отказался от титула, назвал себя революционером «Филиппом Эгалитэ», примкнул к якобинцам и голосовал в Конвенте за казнь своего брата, – пример такого «народного вождя». «Народ» отблагодарил его, послав на гильотину…

О неизрасходованности низших сословий можно было еще говорить в XVIII веке, когда к ним причисляли средних и мелких крестьян. В XIX веке, по мере индустриализации, наиболее одаренные крестьяне стали переселяться в города, а их потомки попадали в высшие слои. Крестьянство перестало быть «источником омоложения»…

Почву из-под ног лжеучений о вырождении высших и непорочности низших сословий начало выбивать с 1900 года изучение наследственности. В эпоху господства социализма завистников лишь немногие отваживались выступать против этих лжеучений и классовой ненависти. Мнения Гротьяна и Карла Валентина Мюллера замалчивались социал-демократической партией, к которой они принадлежали. В 1910 году вышла в немецком переводе работа итальянского социолога Альфредо Ничефоро «Антропология неимущих классов». В этом исследовании Ничефоро, который отрекся от распространенной тогда веры в прогресс и впал в «героический пессимизм», пришел к совсем иным выводам, чем можно было ожидать согласно расхожим тогда мнениям. Среди людей одного возраста в каждом поколении представители низших сословий европейских народов имеют в среднем меньший вес, рост и объем груди, более слабые мускулы рук, меньший объем головы, более низкий лоб и меньшую емкость черепа, причем как среди долихокефальных, так и среди брахикефальных групп. В низших слоях сравнительно часто встречаются: плагиокефалия, убегающий лоб, различные аномалии черепа, прогнатизм, асимметрия лица, слишком большая нижняя челюсть, неправильные формы ушей, словом, черты, которые можно считать признаками вырождения.

Ничефоро оставил открытым вопрос, являются ли эти черты наследственными или вызваны ухудшением среды… Он больше интересовался средними величинами по сословиям, зато
К.В. Мюллер – средними наследственными величинами по сословиям. В своей книге «О расовой и общественной биологии промышленных рабочих» он искал объяснение скорее в наследственности и отборе, чем в среде. О выводах его последней работы «Одаренность в социальной действительности» В.Хартнакке сказал, что это «распределение 6 разных типов характеров по 6 ступеням одаренности». О возрастании нравственной ценности группы населения вместе с ее умственным уровнем писал и сам Хартнакке в своей работе «Естественная обусловленность умственного уровня». Англичанин сэр Годфри Томсон и американец Льюис М. Термен установил такую же корреляцию между одаренностью и нравственной ценностью… Отупение Европы соответственно означает падение нравственности, о чем свидетельствует рост молодежной преступности. И следует поднять жгучий вопрос о тех молодых людях, которые отвергают приличия и совесть из-за своих наследственных задатков, а Э. Шпрангер писал, что «самая прекрасная демократия ни к чему, если люди не живут по совести, а может быть и не имеют совести». Насколько среди писателей и журналистов, охотно величающих друг друга «духовными руководителями», исчезла так необходимая для демократии совесть, показал Курт Цизель в своей книге «Потерянная совесть» (4-е издание, 1958г.).

В послевоенные годы рост молодежной преступности объясняли «чрезвычайной ситуацией». Но потом произошло «экономическое чудо» а молодежная преступность тем не менее продолжает расти. Многие, следуя модным психологическим теориям, ищут причину в «комплексе неполноценности» и часто оправдывают этим преступления, сваливая вину на родителей и на упущения в воспитании. Все это попытки снова свести к влияниям среды то, что можно понять только исходя из наследственных задатков. То, что ряды преступников пополняют именно дети трудновоспитуемых родителей, не удивит никого, кто хоть немного знаком с процессами наследственности и отбора…

Но в данной книге речь идет, главным образом, о снижении умственных способностей западных народов, а не об уменьшении их физических сил и потере совести. Но более обстоятельные исследования могут выявить и все большее разложение всех физических и духовных сил этих народов…

В связи с исследованиями средней одаренности отдельных сословий следует отметить тот примечательный факт, что среди самых знаменитых специалистов по наследственности в начале XX века были социалист, даже члены социал-демократической партии, например Альфред Гротьян и родоначальник расовой гигиены в Германии Альфред Плётц. Социалистка Ода Ольберг, занимавшаяся наследственностью, открыто говорила, что главное зло, от которого страдают европейские народы, не несправедливый общественный порядок, а увеличение числа неполноценных наследственных задатков. «Для счастья нынешнего человечества было бы сделано больше, если бы его избавили от вырождения, чем если бы ему дали социалистический общественный строй».

Отто Амон, другой поборник расовой гигиены, выступил в 1891 году против социал-демократии, когда она стала использовать по-своему понятый дарвинизм как орудие классовой борьбы. Для биолога Амона дарвинизм был учением о решающей роли наследственности и отбора, а «борьба за существование» для Амона, как и для Дарвина определялась только количеством потомков, а не успехами в жизни отдельных людей. По мере индустриализации и урбанизации условия настолько изменились, что люди, казавшиеся победителями в «борьбе за существование», на самом деле были проигравшими из-за своего безбрачия или позднего брака, отсутствия или малого количества детей. Настолько неправильно были поняты всеми слова Дарвина о «борьбе за существование».

Только теория наследственности дала однозначное определение термина «вырождение». Это «увеличение числа неполноценных наследственных задатков», т.е. данный термин не может применяться к чертам и поведению отдельных людей.

К неясным, можно сказать, «доменделевским» представлениям о «вырождении» относится и большая часть направленных против знати и княжеских домов утверждений о «старении родов», «усталости семей», неизбежном истощении или упадке всех высоких родов и отдельных людей. Подобные мнения распространяются враждебными знати сторонниками буржуазного либерализма и пролетарского социализма, хотя достаточно лишь немного подумать, чтобы понять, что все семьи одинаково «стары».

Если сторонники теории «истощенной крови» думают, будто богатые семьи «вырождаются» быстрее других, то примеров они привести не могут. Наоборот, доказано, что высшие слои, т.е.е потомки поднявшихся из низов благодаря своим дарованиям семей, дают несравненно больше высокоодаренных людей, чем низы, что является признаком накопления хороших задатков способностей, силы воли и здоровья в результате того, что одаренные семьи поднимаются из низов и роднятся с одаренными семьями верхних слоев. В Англии и США, где в XIX веке была открыта дорога для способных людей из всех сословий, указанная пропорция не меняется. Еще Отто Аммон писал, что для одаренных людей из низов никогда еще не было таким легким, как сегодня, возвышение по общественной лестнице благодаря своим способностям. Амон приписывал перевес высших слоев по части дарований именно этим процессам отбора. Но средняя одаренность народа вследствие малодетности поднявшихся наверх семей быстро снижается. В марте 1949 г. в Англии был опубликован доклад официальной комиссии, согласно которому т.н. коэффициент интеллекта народа снижается с каждым поколением на 2 пункта. Но эти процессы будут ускоряться не в арифметической, а в геометрической прогрессии.

Такими же темпами исчезают одаренные люди в Германии… Они ограничивают число детей в своих семьях, зато повсюду в Европе множится та порода людей, которая видит в государстве всеобщего благодетеля, который прокормит и большие семьи. Когда национал-социалистическое государство, бездумно пропагандируя повышение рождаемости, ввело надбавки на детей, экономически несостоятельные, глупые и ленивые отцы семейств начали прикидывать, сколько нужно детей, чтобы получить надбавку за них, а не за работу… В результате подобной политики средний уровень способностей европейских народов снижается и начинается «закат Европы».

Ф.А.Вудс показал, что в Англии за истекшее столетие еще более увеличился разрыв между верхним и нижним слоем по количеству выдвинутых или талантливых людей.

Вспомним слова В.Зомбарта о том, что низы не могут выдвинуть из своих рядов даже руководителей социалистических партий. Национал-социализм стремился ставить на руководящие посты «людей из народа», а заслуженных чиновников преждевременной убирали на пенсию как «реакционеров», но это привело всего лишь к образованию прослойки бонз.

Лучшим примером служит Америка. Там, в отличие от Европы, к людям низкого происхождения относились без предрассудков и старались создать одинаковые исходные возможности для всех. Можно было бы предположить, что наследственные таланты гораздо реже, чем в Европе, были здесь причиной успеха. Однако Ф.А. Вудс показал, что и в Америке главной причиной возвышения в обществе была наследственность.

Все исследования сословного происхождения высокоодаренных людей доказывают, что низкая оценка ценности и достижений высших сословий в XIX веке была несправедливой. Тот, кто знает факты, скорее станет апологетом высших сословий, но правильней сказать, что он будет прославлять выходцев из таких семей, которые благодаря своим способностям возвысились из низов…

…Для подкрепления мнимой истины, будто те, кто плохо учился в школе, часто достигают успеха в жизни, постоянно ссылаются на немногочисленные исключения, на тех знаменитых людей, которые имели плохие отметки по крайней мере по отдельным предметам. Но в последнее время в ряде стран были проведены исследования того, как соотносятся школьные и профессиональные успехи, чего достигли бывшие первые ученики, которых их одноклассники обычно считают неприспособленными к жизни «пай-мальчиками». Как и следовало ожидать, процент преуспевших в своих профессиях оказался выше всего в тех группах, которые достигли лучших успехов еще в школе, и что неудачников серди бывших первых учеников ничтожно малое число – как правило, они преуспевают. В утешение менее одаренным ученикам и их родителям часто повторяют, что Наполеон, Шиллер, Александр фон Гумбольдт, Бисмарк, Дарвин, Либих, Сименс и Вагнер учились плохо и тем не менее стали великими людьми.

Во времена господства теории среды, которая в конце XIX – начале XX века была почти непререкаемой, пытались объяснить лучшие способности детей из высших слоев лучшим воспитанием и питанием, а худшие способности детей из низших слоев – нуждой.

Но тогда невозможно объяснить появление в условиях крайней бедности каких людей как Эккерман, Фихте, Фарадей, Фридрих Геббель и Дитрих Шеффер… Изучение близнецов особенно убедительно показывает, что среда всегда имеет меньшее значение, чем наследственные задатки. Разлученные однояйцовые близнецы, один из которых вырос в бедности, а другой в хороших условиях, проявляют одинаковые умственные способности. В соответствии с теорией среды, дети-сироты в приютах должны быть более похожи друг на друга, чем их более счастливые сверстники. Но Б.Кэмпбелл, который изучал сиротские приюты в Техасе, установил, что дети в них такие же разные.

Д.Г. Паттерсон пишет, что худшие школьные показатели детей из бедных кварталов американских городов объясняются не бедностью, а наследственными задатками их родителей, которые бедны именно из-за своих наследственных дефектов. К числу этих дефектов Р. Джонсон относит и экономическую несостоятельность, которая проявляется в склонности к бессмысленной трате денег. Большинство тех, кто в официальных документах значится как «нуждающиеся», нуждаются не вопреки своим хорошим наследственным задаткам, а из-за неполноценных задатков…

…Учение о «вырождении» высших слоев включает в себя и расхожее мнение, будто высокоодаренные люди часто имеют разного рода отклонения. Первым эту мысль выразил Чезаре Ломброзо в книге «Гений и безумие» (1864г.). К этой же мысли склоняются сегодня и те, кто некритически читает работу Ланге-Эйхбаума «Гений, безумие и слава» (1928г.). Этот автор слабо различает психические болезни, приобретенные, например, в результате заражения сифилисом, и обусловленные наследственные задатками, экзогенные и эндогенные причины. Кроме того, он не пытается сравнить частоту психических отклонений и заболеваний среди высокоодаренных людей и людей со средними и малыми дарованиями. Действительно ли в первом случае она выше? Как уже говорилось, люди более склонны замечать исключения, чем правила, мышление средними величинами их трудно дается.

Эрнст Рюдин, обследовав 113 художников и 181 ученого, людей высокоодаренных, установил, что в семьях этих людей бездарность и слабоумие встречаются реже, чем в среднем в народе. В этих семьях также меньше преступников, чем среди остального населения. В семьях ученых шизофрения встречается реже, чем среди остального населения, зато в этих семьях маниакально-депрессивные явления наблюдаются чаще, а в семьях художников, наоборот, реже.

Эпилепсия, по данным Рюдина, встречается среди высокоодаренных людей с такой же частотой, что и в среднем в народе. Высокоодаренные люди более склонны к шизофрении и маниакально-депрессивным психозам, а малоодаренные – к слабоумию и эпилепсии. Данные, полученные Рюдином, опровергают гипотезу Ломброзо о тесной связи между гением и безумием. Так что нет оснований считать, что «вырождением» сильнее захвачены именно высшие слои…

…Ганс Люксенбургер дал обзор того, как распределяется предрасположенность к психическим заболеваниям среди отдельных слоев населения. Он различает 4 слоя: верхний, два средних и нижний. Из этого обзора явствует, что те отклонения, концентрацию которых расхожее мнение приписывало верхнему слою, встречаются в нем гораздо реже, чем в средних слоях, и немного реже, чем в нижнем слое…

Может показаться странным, что в нижних слоях эта предрасположенность меньше, чем в средних. Но надо учитывать, что в нижних слоях много детей умирает, не дожив до того возраста, когда болезнь может проявиться.

Обзор частоты психических заболеваний в отдельных слоях показывает, что нельзя искать большинство неполноценных задатков в высших слоях, как это делали начиная с XVIII века…

…Есть еще одно расхожее мнение: конечно, в том, что в высших слоях часто встречаются одаренные люди, сомневаться не приходится, но многие из них настолько «выродились», что их физическое состояние просто жалкое, так что сильный дух большей частью обнаруживается в слабом теле. Однако Ф.Гальтон выявил среди знаменитых европейцев лишь небольшую группу физически слабых, недолго живших людей, в большинстве же своем это были сильные люди и жили долго. Хавелок Эллис сопоставил данные о росте 216 знаменитых людей из разных европейских стран: 142 из них были высокими, 74 среднего и 145 – маленького роста. Питирим Сорокин установил, что выдающиеся люди в среднем живут дольше своих современников и соотечественников. Бартон Холл утверждает, что одаренные дети физически здоровей менее одаренных и меньше нервничают. Б.Кемпбелл того же мнения.

Подобно тому, как нет «вырождения», связанного с принадлежностью к высшим слоям, нет и «старения» достигших успеха семей. Неверно и расхожее мнение, будто возможно «освежение старой семьи», если кто-то из ее представителей возьмет в жены первую попавшуюся девушку неизвестного происхождения. Это возможно лишь при наличии у девушки хорошей наследственности, а такие девушки есть не только в ранее неизвестных «новых» семьях. Законы наследственности одни и те же для «старых» и для новых семей…

Наши рекомендации